← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Коспас - не за нас


12 декабря 2005 г. ЮРИЙ АВДЕЕВ, "Красная Звезда"


Взгляд на проблему

        Думается, о важности поисково-спасательной службы (ПСС) говорить не приходится. Ее несовершенство может привести к перерастанию аварийной ситуации в катастрофу. Всем ли необходимым обеспечена эта служба для эффективной работы? Чтобы ответить на этот далеко не риторический вопрос, достаточно вспомнить недавнее ЧП с падением истребителя Су-27 на территории Литвы. По сообщениям прессы, после катапультирования майор ВВС РФ Валерий Троянов установил связь со своим командованием с помощью обычного мобильного телефона. Личного, заметим, мобильника:

        Как известно, в число средств спасения и жизнеобеспечения аварийного запаса летчика входит радиостанция Р-855УМ. Для установления и ведения надежной двусторонней радиосвязи очень важно правильно выбрать место для передатчика. УКВ-диапазон обеспечивает связь только в условии прямой видимости на дальности около 10 км. Лучше всего вести передачу с вершины холма, хребта горы, верхушки высокого дерева и т.д. Выполнение подобного рода рекомендаций не всегда выполнимо, особенно в боевой обстановке.

        Помимо этого, Р-855УМ можно использовать как радиомаяк, который своими сигналами сообщает о бедствии. Наша страна в свое время приняла участие в международном проекте КОСПАС - САРСАТ наряду с США, Канадой и Францией. Основу космической системы поиска и спасения составляют искусственные спутники Земли на полярных орбитах высотой 800 -1.000 км. Первый подобного рода отечественный спутник был выведен в космос еще в 1982 году. Принцип действия этой системы довольно прост. В случае аварийной ситуации специальный радиобуй с радиостанцией Р-855УМ, находящийся на самолете или судне, автоматически включается и каждые 50 секунд посылает в эфир сигналы бедствия. Это устройство может действовать в течение 20 часов, а порой и более, непрерывно передавая в эфир тонально-модулированные сигналы. Их принимает спутник, находящийся в этой зоне, а затем ретранслирует на один из ближайших пунктов приема информации, расположенных в России, США, Франции, Канаде или Норвегии, где организовано круглосуточное дежурство на частотах 121,5 и 406,025 МГц.

        Данные, полученные через спутник, позволяют установить координаты места аварии с точностью до 2 - 4 километров. Затем их передают в национальные центры системы спасения. У каждой страны есть свой код. Российским кораблям и самолетам присвоен код 221, американским - 111, канадским - 121, французским - 211. После получения сигнала бедствия начинаются непосредственно поисково-спасательные работы. Спасатели обязаны прийти на помощь в самую отдаленную точку своей зоны ответственности в течение двух-трех часов - здесь жесткие нормативы.

        В этом месте необходимо сделать одно важное отступление. Говоря о совместном, в частности российско-американском использовании поисково-спасательной системы, наши заокеанские партнеры не совсем откровенны с нами. Предлагая нам открыто использовать каналы КОСПАС - САРСАТ, сами используют поисково-спасательную систему в интересах армии и флота в закрытом (читай, боевом) режиме. Вспомним эпопею со сбитым югославами самолетом-"невидимкой". Тогда экипаж после катапультирования был эвакуирован американской поисково-спасательной группой в течение считанных минут. А ведь на аварийной частоте радиосигнала с места приземления не прозвучало: Как отмечают специалисты, из режима оповещения системы спасения "выпадают" все аварии, происходящие в американской армии.

        Впрочем, их понять можно. Более того, устанавливать оборудование КОСПАС - САРСАТ на военные объекты по крайней мере неумно. А иначе как назвать, например, передачу на весь мир об аварийной ситуации на военном корабле в мирное время, а о боевых действиях даже и говорить не приходится.

        Из инструкции применения Р-855УМ

        Сигнал бедствия передают троекратно, точно соблюдая последовательность: SOS - три раза, сочетание "ДЕ" - один раз, свои позывные - два раза, широту и долготу - по два раза, слово "прием" - один раз. После каждой передачи радиостанцию переводят в режим приема. В первые сутки после аварии надо периодически повторять сигнал SOS в течение 10 - 12 мин. в начале каждого часа, затем оставить станцию включенной на прием. В последующие дни после передачи и трехминутного приема радиостанцию рекомендуется выключать, чтобы сберечь электропитание. Но как только послышится звук авиационного двигателя или в небе появится самолет или вертолет, станцию надо побыстрее включить.

        Даже для неспециалиста понятно, что этот руководящий для тех же военных летчиков документ составлялся чиновниками исключительно для мирного времени. Или же, смеем предположить, здесь руку приложил человек, ни разу не нюхавший пороха. Иначе:

        Афганистан, 21 января 1987 г. Через несколько минут после взлета пары Су-25 с аэродрома Баграм ракетой ПЗРК был сбит ведомый. Старший лейтенант Константин Павлюков катапультировался. При проведении поисково-спасательной операции экипажи вертолетов Ми-8 не смогли установить точное местоположение сбитого летчика. В районе поиска на радиочастоте 121,5 душманы включили несколько передатчиков. Наши вертолеты, выполнявшие на них заходы, раз за разом встречала стена свинца ДШК и сбитого летчика в этих местах не было. На одном вертолете ранили штурмана, военнослужащих поисково-спасательной группы командир был вынужден увести Ми-8 на базу. Из-за наступившей темноты поиск был прекращен.

        После приземления К. Павлюкова попытались захватить в плен душманы. Летчик принял бой. Израсходовав боезапас, последней гранатой подорвал себя и врагов. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 28 сентября 1987 г. старшему лейтенанту К. Павлюкову присвоено звание Героя Советского Союза (посмертно).

        И этот эпизод - не единственный из горького афганского опыта. Поэтому в Чечне в зоне боев действовал приказ, запрещающий экипажам в случае вынужденного приземления включать аварийную радиостанцию Р-855УМ в режим "ТОН". По этой же причине не задействовалось автоматическое включение аварийных радиостанций при катапультировании.

        Современные радиосредства позволяют пеленговать аварийную радиостанцию за считанные минуты. К тому же боевики, сбившие летательный аппарат, наблюдают его падение визуально. Свою "спасательную" операцию они всегда начинают намного раньше, чем наше командование узнает о случившемся. Счет идет на минуты, а, порой и секунды: Вот почему военных не устраивает определение местоположения терпящего бедствие "с точностью 2 - 4 км".

        Получается заколдованный круг. Достаточно включить радиостанцию даже в режиме "Передача", как "духи" запеленгуют местонахождение. Не включишь - о твоей беде свои не узнают. В любом случае сообщение до штаба группировки идет недопустимо долго. Поэтому в новостях с Северного Кавказа об авиационных происшествиях нередко присутствовала фраза: "О катастрофе летательного аппарата сообщили местные жители". Получается, об аварии и ее месте первыми постоянно узнают все кто угодно, только не наши спасатели.

        Получается, что горький опыт и Афганистана, и Чечни ничего не изменил в вопросе обеспечения ПСС. Учитывая пожелания военных, выход из положения предлагает ОКБ "Камов". Сразу уточним, их разработка выполнялась с ориентиром на ВМФ, но может использоваться во всех других поисково-спасательных службах различных ведомств.

        Камовская система в случае аварии выполняет две задачи. Во-первых, передает в автоматическом режиме кодированную - подчеркнем это слово - информацию о типе объекта, его позывном, координатах места бедствия и другую дополнительную информацию. Во-вторых, аппаратура опять же автоматически через каждые десять-пятнадцать минут уточняет свои координаты, т.к. на том же море существует такое явление, как дрейф. Последнее не лишнее и для военного летчика, оказавшегося на контролируемой противником территории и уходящего от преследователей.

        Конструкция, выполненная в виде буя, имеет герметичную плавающую упаковку диаметром 20 см и длиной 35 см. В настоящее время разработчики добавили сюда "черный ящик", который хранит запись параметров за последние 30 минут полета. Помимо него, в состав начинки аварийного буя входят: спутниковая навигационная система, передатчик и приемник спутниковой системы связи и мини-вычислитель для определения координат. Он работает с точностью + 50 метров (как не вспомнить здесь пресловутые 2 - 4 километра!) А когда на все сто заработает отечественная космическая навигационная система ГЛОНАСС (обещают в 2007 году), то местоположение будет определяться с точностью до 1 метра.

        На летательных аппаратах буй автоматически отстреливается при попадании в воду или перегрузках, выходящих за эксплуатационные ограничения. При этом экипаж, попав в аварийную ситуацию, может использовать приемопередатчик в ручном режиме.

        Работа и защита связи обеспечивается в системе "Гонец", которая используется российскими железнодорожниками и автомобилистами, перевозящими сверх- и высокоопасные грузы. Взятая за основу гражданская спутниковая система связи не требует дополнительного запуска космических аппаратов. Конечно, абонентская плата коснется военного бюджета, но она несопоставима с жизнью тех, кто попал в беду. К тому же это и экономически выгодно.

        Свою разработку камовцы защитили на комиссии, на которой присутствовали представители военных научно-исследовательских институтов. Признано целесообразным продолжить дальнейшие работы по этой теме. После их выполнения фирма направила письма потенциальным заказчикам военного ведомства и другим государственным структурам.

        На совещании в Академии безопасности, обороны и правопорядка разработчики аппаратуры рассказали о ней представителям спасательных служб ВВС и ВМФ. Военным она понравилась, но при этом они заявили о неприемлемости для армии и флота гражданской системы спасания КОСПАС - САРСАТ. По всей видимости, при принятии ее на вооружение никто не удосужился выслушать мнения и пожелания специалистов поисково-спасательных служб силовых структур.

        Отрадно, что положение дел меняется. Летом этого года при поддержке премьер-министра Михаила Фрадкова было принято решение о реформировании и реорганизации морской спасательной службы страны на базе ВМФ России. Хочется верить, что после этого наступит очередь других поисково-спасательных служб, в том числе и ВВС. Слишком накладно иметь спасательную систему, при которой военные летчики после аварии сообщают командованию свои координаты по сотовому телефону.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/12/7312/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.