Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Самоистребительная авиация


12 декабря 2005 г. ХАКИМ ИБРАГИМОВ, "Коммерсантъ-Власть"


        В прошлый вторник Иран потрясла авиационная катастрофа. В результате падения военно-транспортного самолета С-130 на жилой дом погибли более 120 человек. Вину за происшедшее иранские власти поспешили возложить на американцев.

        "У него почти получилось"

        Транспортный самолет С-130 военно-воздушных сил Ирана готовился к вылету из тегеранского аэропорта Мехрабад. На борту самолета кроме 10 человек экипажа находились высокопоставленные чиновники министерства обороны страны и 47 журналистов, приглашенных на военно-морские учения на юге страны, в городе Бендер-Аббас. Все пассажиры были знакомы: репортеры входили в журналистский пул Минобороны, среди военных большинство работали в пресс-службе этого ведомства. В ожидании взлета, который несколько раз откладывался, бригадный генерал Аббас Ваези, заместитель руководителя министерской пресс-службы, обсуждал с представителями иранских телеканалов освещение учений. Но вот с пятой попытки, в 14.00 вместо запланированных 7 часов утра, двигатели самолета удалось завести, и он вырулил на взлетную полосу. Через пару минут диспетчер дал экипажу разрешение на взлет. Сообщение командира корабля о том, что разрешение получено и самолет начинает взлет, стало последним плановым в разговорах между пилотами самолета и диспетчерами аэропорта Мехрабад.

        Проблемы у С-130 возникли сразу после взлета. По словам представителей властей, командир корабля сообщил о неполадках в работе двигателей уже через две минуты и запросил у Мехрабада разрешение на аварийную посадку. Разрешение дано не было: взлетно-посадочная пол оса тегеранского аэропорта, обслуживающего местные, международные и военные самолеты, была занята. Вторая попытка пилотов добиться разрешения на экстренную посадку также была отклонена. Позже это станет поводом для резкой критики властей со стороны прессы. С-130 потерял управление и в 14.10 по местному времени потерпел крушение. "Пилоты думали уже не о том, как спасти самолет или пассажиров, а как избежать бойни на земле", -говорили после аварии иранские журналисты.

        "Под самолетом был и жилые кварталы. Там жили работники аэропорта, пилоты. Я ни на секунду не сомневаюсь в том, что пилоты до самого последнего момента пытались выбрать наиболее безопасное место для посадки или крушения, называйте это как хотите, - говорит один из очевидцев трагедии. - Со стороны было видно, что самолет пытается "сесть" на автостоянку, окруженную со всех сторон высокими домами. У него почти получилось".

        "Автомобили превратились в индивидуальные крематории"

        Дотянуть до автостоянки самолету не удалось. Он врезался в верхние этажи десятиэтажного жилого дома, одного из тех, что окружали автостоянку. За тем, как объятый пламенем самолет обрушился на жилой дом, наблюдал Мохаммад Расули. "Мы давно привыкли к тому, что в этом районе самолеты летают низко. Но мне сразу показалось, что с этим самолетом происходит что-то ужасное, - говорит он. - Самолет летел слишком низко и слишком быстро приближался к земле. Вскоре уже можно было видеть огонь, рвавшийся из двигателей. Еще через секунду самолет врезался в дом и взорвался".

        "Наверное, так выглядит ад. Огромный огненный шар, который в одно мгновение поглотил и самолет, и дом", - говорит еще один очевидец происшедшего. Мощность взрыва (самолет был с полными баками горючего) была такова, что даже в десятках километров от места трагедии люди выбегали на улицу, опасаясь, что началось землетрясение.

        К месту трагедии начали стягиваться бригады пожарных и кареты скорой помощи, однако помочь они могли очень немногим. Им оставалось лишь констатировать смерть всех находившихся на борту самолета и нескольких десятков людей на земле. "Я видел, как из окон домов выбрасывались люди. Я видел автомобили, превратившиеся в индивидуальные крематории. Из них пожарные и полицейские вытаскивали обгоревшие трупы", - говорит один из тегеранских врачей, оказавшийся на месте трагедии вскоре после падения самолета.

        "Самое страшное, что погибли дети, которых мы хотели защитить", - говорит один из местных жителей, объясняя, что занятия в тегеранских школах в этот день были отменены из-за смога, и родителям было предложено не выпускать детей из дома.

        "Причина гибели самолета - экономические санкции"

        Спасательные работы на месте падения самолета продолжались до наступления темноты. Из выжженного изнутри дома были извлечены тела почти всех погибших. В городские больницы было отправлено несколько десятков человек.

        А уже на следующий день иранцы начали поиск виновных в трагедии. Первыми их нашли официальные власти. "По словам военных властей, главной причиной катастрофы стал тот факт, что Соединенные Штаты ввели санкции в отношении Исламской Республики Иран, запрещающие закупку Ираном запчастей для самолетов", - сообщает иранское государственное информагентство ИРНА. Для иранских властей такое объяснение уже стало привычным. Дело в том, что иранская авиация и вправду испытывает огромные проблемы из-за американских санкций, которые не позволяют иранцам поддерживать свой стареющий авиапарк в нормальном состоянии. Почти все военные самолеты в Иране (не только американские, но и европейские) были куплены еще при прежнем шахском режиме. Собственных мощностей для создания полноценной авиастроительной промышленности в Иране нет. Не спасли положение и самолеты Iran-140, созданные на основе украинского Ан-140. Поэтому до сих пор власти довольствовались закупками подержанных европейских и советских самолетов и лишь недавно решились на приобретение новых самолетов в Европе. Тем не менее пока ни одного такого самолета куплено не было. Иранские военно-воздушные силы и коммерческие авиакомпании до сих пор вынуждены использовать старые самолеты, что в последние годы привело к увеличению количества авиакатастроф в стране (см. справку).

        Скорее всего, эта версия причин трагедии оказалась бы единственной, если бы среди погибших не было журналистов. Их коллеги, похоже, были намерены найти виновников и в самом Иране.

        "Самолет должен был взлететь в семь часов утра. Мой муж позвонил мне в восемь и сказал, что они еще на земле, сказал, что есть какие-то технические проблемы, - рассказывает жена одного из пассажиров самолета, фотокорреспондента Мохаммада Карбалая. - Я сама позвонила ему в десять, оказалось, что самолет еще на земле. Муж сказал, что пилот отказывается лететь из-за технических проблем с самолетом".

        По словам другого журналиста, разбившийся б декабря самолет за несколько дней до катастрофы проходил срочный ремонт из-за отказа одного из двигателей во время полета. То, что этот самолет снова был допущен к эксплуатации, журналисты назвали преступлением и даже потребовали, чтобы полеты иранских самолетов были сведены к абсолютно необходимому минимуму.

        Впрочем, журналисты прекрасно понимают, что единственным виновником этого преступления все равно остается Вашингтон. "Мы должны принять тот факт, что отвечать за трагедию никому не придется. Кремация заживо 130 человек ничего не изменит", - писала после катастрофы газета Mardom-Salari. Что же касается перспектив иранской авиации, то их, похоже, лучше всего выразили журналисты газеты Ash-Sharq: "Мы надеемся, что следующий самолет упадет не на густонаселенные городские кварталы, а где-нибудь в далекой и малодоступной местности, с тем чтобы новости об этом не дошли до людей. Люди устали от плохих новостей, людям надоели все эти авиакатастрофы".

        Крупнейшие иранские авиакатастрофы

        Февраль 2002 года.

        Под городом Хорремабад потерпел катастрофу самолет Ту-154 авиакомпании Iran Air Tours. Все 119 человек, находившиеся на борту самолета, погибли.

        Декабрь 2002 года.

        44 человека, в том числе представители украинских и российских авиастроительных компаний, погибли в результате падения правительственного самолета Ан-140 недалеко от города Исфахан.

        Февраль 2004 года.

        302 человека, в основном революционные гвардейцы, погибли при крушении транспортного самолета Ил-76 военно-воздушных сил Ирана.

        Декабрь 2005 года.

        Потерпел катастрофу самолет С-130 военно-воздушных сил Ирана. Точное число жертв пока неизвестно. По данным властей погибли 94 человека, находившиеся на борту самолета, и не менее 40 человек на земле.

        Транспортный самолет С-130

        23 августа 1954 года с летного поля завода компании Lockheed в Бербенке, штат Калифорния, в небо поднялся первый прототип С-130 - самолет YC-130. Коммерческие поставки самолетов компания начала в 1956 году. С тех пор С-130 стал самым популярным самолетом средней грузоподъемности в мире. Он эксплуатируется в 65 странах мира. За все время выпущено более 2100 военно-транспортных С-130 и их гражданских аналогов L-100.

        Модернизированный, хорошо вооруженный вариант самолета - АС-130 - используется в настоящее время американскими войсками в Ираке и Афганистане. Трагедия в Тегеране стала 294-м случаем крушения самолета этого типа за все время эксплуатации. Наибольшие потери были зафиксированы 12 мая 1968 года, когда самолет С-130 военно-воздушных сил США был сбит вьетнамскими партизанами. Тогда погибло 155 человек.

        Земные жертвы авиакатастроф

        В авиакатастрофах гибнут не только члены экипажа и пассажиры. Иногда жертв на земле оказывается даже больше.

        6 сентября 1952 года во время показательных выступлений на авиационном шоу в Фарнборо, Великобритания, упал и взорвался самолет De Havilland. Погиб пилот самолета и 52 зрителя.

        16 марта 1969 года в городе Маракайбо (Венесуэла) сразу после взлета самолет DC-9 авиакомпании VIASA задел линию электропередач и рухнул на жилой район. Погибли 155 человек, из которых на земле - 71.

        13 октября 1976 года чартерный грузовой Boeing-707 упал на оживленную улицу в центре боливийского города Санта-Крус. Погибли все три члена экипажа и 88 горожан.

        28 августа 1988 года во время авиашоу на военно-воздушной базе в Раммштайне (Германия) в воздухе столкнулись три самолета итальянских военно-воздушных сил.

        Один из них обрушился на трибуны. Вместе с тремя пилотами погибли 67 зрителей, несколько сотен получили ранения. После этой катастрофы в Германии запретили публичные авиашоу.

        3 сентября 1989 года летевший из Гаваны в Бонн самолет Ил-62 кубинской авиакомпании Empresa Consolidada Cubana de Aviacion сразу после взлета рухнул на жилой квартал. Погибли 11 членов экипажа, 115 пассажиров и 45 человек на земле.

        8 января 1996 года в аэропорту Киншасы (Заир) самолет Ан-32 авиакомпании "Московские авиалинии" не смог оторваться от земли и выехал на расположенный рядом с аэропортом рынок. Погибли 297 человек.

        6 декабря 1997 года через 20 секунд после взлета из аэропорта Иркутска из-за отказа двигателей рухнул на жилые дома грузовой самолет Ан-124 "Руслан" ВВС России. На борту находились 17 членов экипажа и 6 представителей иркутского авиазавода. На земле погибли 49 человек.

        4 мая 2002 года во время взлета в аэропорту нигерийского города Кано потерпел катастрофу самолет ВАС 1-11 -500. Погибли все 75 человек, находившиеся на борту самолета, а также 73 человека на земле.

        27 июля 2002 года во время показательных выступлений на авиашоу под Львовом самолет Су-27 рухнул прямо на зрителей. Погибли 83 человека, 147 зрителей получили ранения. Пилот не пострадал.

        5 сентября 2005 года Boeing-737-200 авиакомпании Mandala Airlines упал при вылете из аэропорта индонезийского города Медан. Погибли 99 из 112 человек на борту, а также 44 человека на земле.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer