Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Массовая распродажа аэропортов


12 декабря 2005 г. ЕЛЕНА ЗВЕРЕВА, "Профиль"


        Российское правительство планирует продать либо передать регионам большую часть из 400 российских аэропортов. Остальные 23-24 порта - укрупнить или преобразовать в хабы. Соответствующие предложения подготовлены Министерством транспорта и Министерством экономразвития, внесены в Думу, и их обещают принять до Нового года.

        Сегодня в России примерно 400 аэропортов. Но один только Франкфуртский аэропорт обслуживает больше пассажиров, чем все российские, вместе взятые. А весь грузооборот наших портов составляет не более половины оборота одного хаба в Дубае. У многих российских авиапредприятий нет денег на восстановление и ремонт принадлежащей им инфраструктуры, хотя большинство отечественных портов строились еще в середине 50-х годов.

        "Федеральный бюджет не может и не должен финансировать реконструкцию и поддержание всех аэродромных комплексов в стране", - считает помощник министра экономического развития и торговли Игорь Коньков. Его позицию поддерживает и Министерство транспорта. Согласно подготовленной концепции управления федеральным имуществом аэропортов, в России к 2010 году останется 7-8 крупных узловых аэропортов и 16 региональных федерального значения. Остальные же (в основном мелкие) будут либо проданы, либо переданы местным властям на безвозмездной основе. Соответствующие поправки в законодательство о приватизации уже внесены в Госдуму. Как считают в заинтересованных министерствах, решение скорее всего будет принято уже в осеннюю сессию. Региональные власти от идеи не в восторге. Они опасаются, что не найдут частные инвестиции для развития аэропортов. Самостоятельно же тянуть этот воз за счет бюджетных средств они не в состоянии. Скорее всего, часть аэропортов будет закрыта или законсервирована.

        По данным Федерального агентства воздушного транспорта, почти половина пассажиропотока приходится на четыре российских аэропорта - "Шереметьево", "Домодедово", "Внуково" и "Пулково". Еще 15 аэропортов, расположенных в основном в южных регионах, крупных центрах Сибири и Дальнего Востока, обслуживают более 1/4 всех пассажиров. То есть на 14% аэропортов России ложится нагрузка в 88% пассажиропотока. "Небольшие региональные аэропорты, выполняющие местные рейсы, вряд ли заинтересуют частный капитал. Они должны существовать исключительно за счет госбюджета, поскольку перспектива развития у таких объектов ограниченная и затраты на восстановление вряд ли когда-нибудь отобьются. Инвесторам интересны не более полутора десятков аэропортов из тех, что чиновники прочат в хабы", - пояснил "Профилю" позицию инвесторов один из участников рынка.

        Небо, самолет, хаб

        Решив вопрос с мелкими аэропортами, власти взялись за создание международных транзитных пассажирских и грузовых аэропортов. Так называемых хабов, где замыкаются магистральные маршруты - межрегиональные и межконтинентальные. "Почему-то хаб представляется многим огромным аэропортом, где каждую минуту садятся и взлетают самолеты. Это неверно, - говорит Коньков. - Хабом может быть и аэропорт с объемом перевозок порядка 0, 5-1 млн. пассажиров в год, среди которых существенную часть - 30% и более - составляют трансферные пассажиры. В США, к примеру, крупным хабом считается аэропорт с пропускной способностью более 7 млн. пассажиров в год".

        Фактически в советское время роль хабов выполняли большие региональные аэропорты - Хабаровска, Читы, Иркутска, Красноярска, Ташкента. Сейчас в среднем в самых крупных аэропортах - "Шереметьево", "Внуково" и "Домодедово" - число трансферных пассажиров не превышает 2%. Правительство ставит цель увеличить число трансферных пассажиров с нынешних 1-1, 5 млн. до 3-4 млн. в год. Как рассказали "Профилю" в Минтрансе, до 2010 года масштабные пилотные проекты будут организовываться в крупных пересадочных аэропортах, обслуживающих международные и внутренние трансферные авиаперевозки. Это "Емельяново" в Красноярске, "Пулково" в Санкт-Петербурге, а также порты в Хабаровске и Якутске. В некоторых из них работы уже начались.

        Самый глобальный проект - московский авиаузел. В отличие от остальных задумок, по этой теме в министерствах согласия нет. "Проект предполагает дальнейшее комплексное развитие аэропортов "Домодедово", "Внуково" и "Шереметьево", включающее создание параллельных взлетно-посадочных полос, развитие терминальных комплексов, подведение к терминалам автомобильных, железных дорог или линии метро, то есть обеспечение посадки пассажиров на все виды транспорта", - рассказал "Профилю" замминистра транспорта Александр Мишарин. Собственно, на базе этих трех московских аэропортов Минтранс и предполагает организовать аэропорт-хаб.

        Однако Минэкономразвития считает такую затею утопией. "Мне кажется, это невозможно по причине их удаленности друг от друга и вытекающего из этого разрыва технологической цепочки обслуживания трансферного пассажира. Переезд из одного аэропорта в другой будет вызывать прекращение таможенного режима, да и времени на это будет уходить слишком много.

        Ни один трансферный пассажир на это не пойдет. В мировой практике на пересадку уходит не больше часа", - комментирует позицию Минэкономразвития Коньков. Как считают в ведомстве, столичные аэропорты на сегодня перевозят меньше пассажиров, чем могли бы, учитывая имеющуюся инфраструктуру. К тому же сейчас ведется строительство "Шереметьево-3" и новых терминалов в "Шереметьево-1". Так что этот аэропорт уже сегодня имеет отдельные элементы узлового. Внуково же - правительственный аэропорт, что не вписывается в философию хаба.

        Более того, министерство Грефа предлагает внимательно проанализировать совокупность необходимых расширений существующих в Москве аэропортов и создать специальный орган по координации их развития. "Сейчас все проекты рассматриваются отдельно друг от друга. В результате такого развития могут получиться избыточные мощности", - считают в министерстве. Как предполагается, новый орган не будет запрещать аэропортам развиваться, его главная функция - координировать развитие через выделение бюджетных средств тому или иному аэропорту. Пока это предложение МЭРТа находится на стадии обсуждения.

        "Большие шансы стать крупнейшим хабом в Московском авиационном узле у аэропорта "Домодедово", потому что только он имеет перспективу расширения - возможность строительства новых взлетно-посадочных полос и мест стоянок самолетов. Но для этого необходимо вырастить крупных авиаперевозчиков, формирующих трансфер для узловых аэропортов", - считает помощник министра. На сегодня таким является только

        "Аэрофлот", работающий с "Шереметьево". В идеале власти пытаются простимулировать создание еще двух-трех таких перевозчиков.

        Уже ведутся переговоры по формированию крупного авиахолдинга на базе "Красноярских", "Домодедовских", "Самарских авиалиний", Омской авиакомпании и "Сибавиатранса". Росимущество проводит оценку активов этих компаний и просчитывает экономику принятия решения. Как планируется, предложения должны быть готовы к середине декабря. Базовым для создаваемого перевозчика, скорее всего, станет аэропорт "Емельянове" в Красноярске, где, собственно, и будет создан хаб. Тем более что там пересекаются кроссполярные и транссибирские маршруты.

        Инвестиции в полеты

        По планам Минтранса, один только проект развития Московского авиаузла обойдется в 40, 2 млрд. рублей. В том числе из инвестиционного фонда запросят 21, 3 млрд. рублей. Во сколько выльются проекты модернизации 16 региональных аэропортов и трех местного значения (в частности, в Калининграде, Минеральных Водах, Томске, Иркутске, Архангельске, Мурманске, Владикавказе, Астрахани, Перми и Геленджике), пока не считали. По предварительным оценкам Минтранса, расходы на модернизацию до 2010 года составят 492, 2 млрд. рублей. Плюс 830 млн. рублей на НИОКР. На развитие наземной базы аэропортов на 2006 год запланировано порядка 11 млрд. рублей.

        За счет федерального бюджета будет проведено расширение и перевооружение аэропортов и всего того, что находится в федеральной собственности. Бизнес намерен вкладываться в развитие самих вокзалов, пассажирских и грузовых терминалов. Инфраструктуру предполагается передать частным инвесторам в концессию. Кроме того, в контексте авиационных проектов предусматривается еще и создание скоростных автодорог и железнодорожных линий, связывающих аэропорты с центральными частями городов.

        "Несмотря на то, что ожидается новый строительных бум в этой сфере, ни одной заявки для частичного финансирования проекта в Инвестфонд еще не поступило", - говорит Коньков. Инвесторы только присматриваются. Как комментируют идею в российских авиакомпаниях, дело определенно перспективное, только на каких условиях в итоге допустят в проекты частный капитал, пока не ясно. Дело в том, что существует еще одна проблема, которая серьезно мешает развитию отрасли и препятствует привлечению инвестиций - до сих пор четко не определены принципы взаимоотношений государства и частного инвестора. Кроме коммерции в гражданской авиации идет речь и о социальных обязательствах и военной безопасности. Следовательно, как признают и сами чиновники, стандартные решения привлечения инвестиций применимы, но с существенными оговорками.

        Выход из этой ситуации чиновники видят только в концессионных договорах между государством и коммерческими компаниями. Причем даже готовы распространить действие соглашения и на прилегающие объекты инфраструктуры, тем самым расширив доходную базу. Кроме того, в ближайшее время заинтересованные министерства собираются подготовить нормативную базу в части землепользования аэродромных, аэропортовых и резервных участков, которая до сих пор отсутствует. А заодно и изменить систему сертификации и лицензирования аэропортовой деятельности коммерческих фирм, чтобы она стала соответствовать действующему законодательству и "фактическому состоянию сложившихся хозяйственных и гражданско-правовых отношений на объекте "аэропорт". И тогда этот "объект" можно будет продать инвесторам. Желательно до 2010 года - именно к этому сроку планируется создать в России эффективную авиационную систему с аэропортами-хабами.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Наталья Башлыкова
Известия
Красота в салоне: допустимую температуру в самолетах закрепят законодательно
Роман Гусаров
NEWS.ru
Почему хотят переименовать самолет Superjet: как он будет называться?
Анастасия Львова
РБК
Власти решили расширить функционал ЭРА-ГЛОНАСС на беспилотники и самокаты
Алексей Иванов
Эксперт
Взлет с господдержкой
Анастасия Львова
РБК
МАК назвал причины катастрофы с вертолетом Ми-8 «АлтайАвиа»
Валерия Лобко
Российская газета
Лидеры отрасли беспилотной авиации: тяжелые дроны - будущее аэрологистики ритейла
Андрей Коршунов
Известия
Ледные условия: микрорельеф защитит самолеты от атмосферных осадков

Интерфакс
Власти РФ ухудшили прогноз авиаперевозок в 2024-28 гг. на фоне сдвига поставок самолетов



Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer