Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Челночная дипломатия


13 декабря 2005 г. ВЛАДИМИР ДЗАГУТО, "Время Новостей"


Через полгода Европейское космическое агентство решит судьбу российского "Клипера"

        Европа пока достаточно скептически смотрит на российскую попытку вернуться в большой космос. На прошлой неделе информагентства передавали, что совет Европейского космического агентства, собравшийся в Берлине, не поддержал проект 'Роскосмоса' по созданию многоразового космического корабля 'Клипер'. Однако сразу после этого, 9 декабря, в Москву 'с объяснениями' явилась делегация ЕКА во главе с генеральным секретарем этой организации Жан-Жаком Дорденом. На встрече с главой 'Роскосмоса' Анатолием Перминовым месье Дорден выражался куда менее категорично и оставил некоторую надежду на то, что его ведомство все-таки присоединится к российскому проекту.

        По словам генсека, на самом деле никакого -- ни положительного, ни отрицательного -- решения по поводу участия европейцев в разработке 'Клипера' совет ЕКА пока не принял. Москве придется подождать около полугода -- решение должно созреть к июню 2006 года. "В течение ближайших месяцев мы не будем ждать решения сложа руки, а постараемся вместе с российскими партнерами определить облик будущего корабля, конкретизировать задачи и цели 'Клипера' и уточнить участие в проекте европейских промышленных предприятий", -- заявил Жан-Жак Дорден.

        Тем не менее 'Роскосмос' полон решимости все-таки доказать ЕКА, что участие в разработке "Клипера" стоит свеч. Г-н Перминов считает главным, что в Берлине не было принято отрицательного решения, и намерен спланировать работу по реализации проекта 'Клипер' на ближайшие три и шесть месяцев. Более того, 'Роскосмос', по словам его главы, готовит тендер на право строить эти многоразовые корабли, в котором примут участие три предприятия (какие именно, не сообщается). Оптимизма российскому агентству придает и то, что месье Дорден, будучи в Москве, заявлял, что ЕКА, по его мнению, должно участвовать по крайней мере в одной из космических транспортных систем, существующих в мире.

        Более того, несмотря на то, что европейское ведомство приняло принципиальное решение сосредоточиться на собственных проектах, существующая кооперация свернута не будет. В частности, ЕКА намерено продолжать участие в проекте МКС, а также использовать наши ракеты 'Союз' для запуска спутников системы 'Галилео' (ближайший запуск с Байконура намечен уже на конец декабря).

        Шестиместный "концепт-шаттл"

        'Клипер' действительно самый амбициозный проект российской космической отрасли за последние полтора десятка лет. Пока Россия сохраняет свои позиции в исследованиях околоземного пространства лишь за счет эксплуатации богатого наследия СССР. И Международная космическая станция, и те 'Союзы-ТМ', которые используются для доставки экипажей на орбиту, -- это достижения советской эпохи. 'Клипер' мог бы стать первым пилотируемым кораблем, разработанным уже в нынешнее, российское, время.

        Пока проект находится в самой начальной стадии, хотя финансирование 'Клипера' уже попало в недавно принятую федеральную космическую программу на 2006--2015 годы. Впервые об этом корабле всерьез заговорили лишь в прошлом году, но уже этим летом макет 'Клипера' выставляли на авиакосмических салонах в Ле-Бурже и Жуковском. Впрочем, экспонировавшийся корпус аппарата представлял собой не более чем 'концепт-кар': судя по всему, к реальной разработке 'Клипера' в РКК 'Энергия' пока не приступили.

        Предполагается, что корабль будет в состоянии доставлять на околоземную орбиту и возвращать на Землю шесть человек или не менее 500 килограммов груза. Напомним, что нынешние 'Союзы' способны вместить не более трех человек. При этом помимо обслуживания нужд МКС или иной орбитальной станции 'Клиперы' могут быть задействованы и в лунной программе. Возвращение на Землю должно происходить в планирующем полете, а для посадки аппарат сможет использовать аэродромную полосу, например, ту, которая использовалась для посадки советского челнока 'Буран'. По словам президента РКК 'Энергия' Николая Севастьянова, 'Клипер' позволит снизить себестоимость полета человека в космос. Он отмечал, что в отличие от 'Союзов' в данном случае не придется для каждого запуска строить новый космический корабль. Сообщалось также, что 'Клипер' должен быть рассчитан на 24 полета в космос.

        Однако пока в проекте много неясностей: например, нет определенности в том, какая именно ракета-носитель будет использоваться для запуска 'Клиперов'. В основном обсуждались два варианта: наши обычные ракеты 'Союз' или украинские 'Зениты'. Известно лишь, что по проекту 'Клипер' должен крепиться не сбоку ракеты, как американские шаттлы, а сверху, что, по-видимому, удобнее с инженерной точки зрения. Кроме того, не решено, как будет выглядеть тепловая защита покрытие корабля -- будут ли использоваться плитки или сплошное покрытие корпуса. Похоже, что эта неопределенность может испугать потенциальных европейских партнеров.

        В поисках кооперации

        'Роскосмос' в последние месяцы развил невиданную активность по привлечению в проект 'Клипер' самых разнообразных 'соинвесторов'. В качестве основных претендентов рассматривались европейцы из ЕКА и японское государственное аэрокосмическое агентство JAXA. Ни те ни другие не имеют собственных пилотируемых кораблей и поэтому так или иначе вынуждены пользоваться услугами более продвинутых в этой области государств. В августе 2005 года г-н Перминов поднимал вопрос о кооперации на встрече с главой JAXA Масакадзу Игути. Однако и японцы, судя по всему, пока не приняли внятного решения по поводу 'Клипера' (по некоторым данным, JAXA собиралась дождаться реакции ЕКА на российские инициативы).

        Общаться на предмет кооперации с НАСА, по-видимому, бессмысленно: американцы пока больше озабочены тем, как реанимировать свою программу шаттлов. А в долгосрочной перспективе в планах США стоит 'возвращение к истокам': после крушения 'Колумбии' и трудного полета 'Дискавери' НАСА твердо намерено разработать новый проект, который пока носит общее название 'пилотируемый исследовательский корабль' (Crew Exploration Vehicle). Этот аппарат будет 'идейным наследником' не нынешних многоразовых челноков, а легендарных кораблей серии 'Аполлон', только более крупным (в прессе CEV иронично именовали 'Аполлоном' на стероидах'). 'Клипер' в любом случае является прямым конкурентом американского проекта.

        Тем не менее тема российского многоразового корабля поднималась на переговорах с Китаем и Казахстаном. Впрочем, КНР, ставшая третьей державой в мире, разработавшей собственную пилотируемую космическую программу, предпочитает все делать самостоятельно. Казахстан же пока ограничивается разработкой спутников, и серьезной помощи от него ждать не приходится. Единственным вероятным партнером России пока остается Украина, поскольку именно здесь делают ракеты 'Зенит', с помощью которых некоторое время назад планировалось выводить в космос российские многоразовые корабли.

        В результате вопрос о сотрудничестве по 'Клиперу' с Европейским космическим агентством становится ключевым для 'Роскосмоса'. Судя по всему, без кооперации России будет достаточно трудно реализовать этот проект, хотя наше космическое агентство заявляло, что может реализовать проект и в одиночку. Но Анатолий Перминов признал, что в случае отказа ЕКА от 'Клипера' сроки разработки многоразового корабля придется перенести (сейчас первый старт запланирован на 2012 год).

        Любопытно, что если у 'Роскосмоса' отношения с ЕКА пока складываются с трудом, еще один потенциальный партнер России по проекту 'Клипер' -- Украина -- активно стремится в космическую Европу. Правда, совсем иным путем. 1 декабря в Киеве между Украиной и Евросоюзом было подписано соглашение о сотрудничестве в создании гражданской глобальной навигационной спутниковой системы "Галилео", которая начнет действовать в 2008 году. Предполагается, что Украина не только будет привлекаться к реализации этой крупнейшей программы, но и -- когда-нибудь в будущем -- станет полноправным членом Европейского космического агентства.

        Возможно, это действительно весьма разумный выход для Украины. Москве после крушения СССР достались огромные научно-исследовательские, производственные и кадровые мощности советской космической структуры, тогда как Киев унаследовал лишь весьма скромные мощности, исторически ориентированные на обслуживание российских нужд. Не исключено, что смена ориентации на партнерство с ЕКА -- вплоть до полной интеграции с европейским агентством -- позволит украинцам получить определенные финансовые выгоды. Однако на самостоятельных украинских проектах по освоению космоса явно будет поставлен крест.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer