← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Бундесвер остается в Узбекистане


13 декабря 2005 г. МАРИНА САЙДУКОВА, АЛЕКСЕЙ РАБЧИНСКИЙ, "gzt.ru"


Немцы не продвигают "оранжевую" революцию

        Из всех участников Североатлантического альянса Германия стала единственной страной, сохранившей за собой военную базу на территории Узбекистана. Право использования базы в аэропорту города Термез, расположенного в приграничном с Афганистаном районе, подтвердило соглашение, заключенное в минувшую субботу по итогам визита в Узбекистан делегации из Германии во главе с замминистра обороны Фридбертом Пфлюгером. В заявлении министерства обороны Германии отмечается, что "стороны договорились о долгосрочном использовании бундесвером термезской базы, включая право пользования воздушным пространством Узбекистана". Это означает, что Германия и дальше сможет обеспечивать нахождение своего двухтысячного контингента в Афганистане. Со своей стороны немецкая сторона обязалась модернизировать инфраструктуру Термезского аэродрома.

        Немецкая военная база в Термезе была развернута в 2002 году в обмен на финансовую помощь и военное сотрудничество, которое предусматривало поставки оружия и техники узбекской стороне. За три года Германия модернизировала аэропорт, построила новую взлетно-посадочную полосу и стоянку, рассчитанную на девять больших самолетов. Всего в Узбекистане находится 300 немецких солдат и офицеров, которые обслуживают семь транспортных самолетов С-160 и пять вертолетов СН-53. База также активно используется и другими странами - участницами антитеррористической коалиции, среди которых Нидерланды, Бельгия, Великобритания, Франция и Испания.

        В августе этого года, после того как американцы раскритиковали действия узбекских властей во время беспорядков в Андижане, США получили отказ правительства республики в продлении срока использования авиабазы Карши-Ханабад. Сразу после этого бундесвер, не дожидаясь возможного разрыва соглашения об использовании термезской военной базы, начал поиск альтернативного варианта. "Мы проверяем варианты, - заявил тогда министр обороны Германии Петер Штрук. - Правда, поиски новой базы займут еще некоторое время". Судя по всему, поиски успехом не увенчались. Косвенно это подтвердила попытка Берлина наладить особые отношения с Ташкентом, в частности, с помощью выдачи визы главе МВД Узбекистана Закиржону Алматову, отправившемуся в Германию на лечение. На фоне того, что осенью ЕС решил ввести санкции против Узбекистана и запретить въезд на территорию Евросоюза 12 высокопоставленным узбекским чиновникам, это было воспринято как сенсация. Впрочем, цель была достигнута: при кризисе отношений Ташкента с Западом узбекские власти решили не разрывать соглашения с Германией.

        Известный европейский политолог, директор Центра Кербера по России и СНГ при Германском совете по внешней политике Александр Рар, в беседе с "Газетой" назвал решение Ташкента "предсказуемым". 'Германия, в отличие от других европейских стран, для которых Центральная Азия так и осталась белым пятном на постсоветском пространстве, всегда рассматривала Узбекистан как потенциального стратегического партнера", - сказал он "Газете". По его мнению, на это есть несколько причин. Немецкие политики понимают, что проблема исламского фундаментализма будет решаться в Центральной Азии, а значит, нужно 'внимательно отслеживать события в регионе и быть там'. В свою очередь, 'сами узбеки играют хитро и продуманно: Каримов не хочет зависеть только от Москвы и пытается сохранить связи с Западом'. Почему именно Германия? Потому что, с точки зрения Каримова, США продвигают "оранжевую" революцию в республике, а Германия нет. По словам Рара, все германские фонды в Узбекистане поддерживают исключительно образовательные проекты. Кроме того, 'узбеки думают, что в случае усугубления конфликта с США Германия не будет четко связана с линией Штатов, как это показала иракская война, и сохранит отношения с Узбекистаном'. Председатель попечительского совета Института проблем глобализации Михаил Делягин также считает, что, сохраняя немецкую военную базу, Узбекистан рассчитывает на 'самостоятельную позицию европейцев'. 'Каримов не может себе позволить порвать и эти отношения, потому что тогда он останется между Китаем и исламским фундаментализмом Афганистана, как между молотом и наковальней', - пояснил он 'Газете'. При этом политолог заметил, что узбеки уже давно не рассчитывают на Россию в сдерживании исламского фактора, потому что наша страна 'сдает своих союзников'.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/13/7320/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.