← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Навстречу новой пятилетке


14 декабря 2005 г. "Военно-Промышленный Курьер"


        Малайзия оценивает предложения ведущих мировых производителей вооружения

        На малайзийском острове Лангкави 11 декабря завершилась крупнейшая в Юго-Восточной Азии выставка авиационного и морского вооружения LIMA 2005. Российский ОПК выступил на ней в составе объединенной экспозиции под эгидой ФГУП "Рособоронэкспорт". На наших стендах демонстрировались более 450 наименований продукции военного и двойного назначения. Основным натурным образцом стал учебно-боевой самолет Як-130.

        Выставка на Лангкави проводилась в преддверии старта очередной пятилетней национальной программы развития Малайзии, реализация которой начинается с 2006 г. Планы девятой "пятилетки" предусматривают и закупки боевой техники. Таким образом, малайзийские военные получили возможность еще раз ознакомиться с последними мировыми достижениями в сфере производства вооружения и, возможно, скорректировать свои программы.

        Безусловно, важнейшим событием для модернизации Вооруженных Сил Малайзии станет начало поставок российских многофункциональных истребителей Су-30МКМ. Напомним, контракт на приобретение 18 машин этого типа был подписан в августе 2003 г., а ранее Малайзии была продана партия истребителей МиГ-29, которые успешно эксплуатируются уже около 10 лет. Важным этапом в ВТС России и Малайзии стала и реализация контрактов на поставку противотанковых ракетных комплексов "Метис" и ПЗРК "Игла".

        Учитывая тот факт, что в недалеком будущем ВВС страны будут обладать двумя типами российских боевых самолетов, неслучайным представляется натурная демонстрация на Лангкави УБС Як-130, который для участия в этой выставке был даже временно снят с госиспытаний (на случай непредвиденных обстоятельств в ходе транспортировки машины в Малайзию и во время демонстрационных полетов самолет был застрахован компанией "Русский страховой центр"). Как отметил генеральный конструктор ОКБ им. Яковлева Аркадий Гуртовой, если малайзийское руководство начнет рассмотрение вопроса о приобретении Як-130, это будет такое же обоснованное решение, которое приняло главное командование ВВС РФ, когда выбрало именно этот самолет в качестве основной "летающей парты" для подготовки российских пилотов. Считается, что коммерческую привлекательность Як-130 повышает возможность его использования в составе перспективного разведывательно-ударного комплекса, включающего дистанционно пилотируемый летательный аппарат разведки и целеуказания.

        Помимо Як-130 в сегменте боевой авиации российская оборонка была представлена истребителями Су-27СМК, Су-30МК и Су-35, бомбардировщиком Су-32, штурмовиком Су-39, а также МиГ-21БИС, МиГ-23МЛД, МиГ-29М, МиГ-29М2, МиГ-29СМТ. Корпорация "Тактическое ракетное вооружение" в составе входящих в нее предприятий "Вымпел" и "Радуга" продемонстрировала образцы вооружения, которые потенциальные заказчики могут получить вместе с боевыми самолетами. Среди них - ракета "воздух-воздух" ближнего радиуса действия Р-73Э с переходным пилоном и пусковым устройством для установки на иностранных машинах, а также ракета среднего радиуса действия РВВ-АЕ (Р-77). Оба этих образца авиационных средств поражения (АСП), а также ракету Х-31 Малайзия получит в рамках контракта по Су-30МКМ. Надо отметить, что РВВ-АЕ - наиболее современное российское средство поражения самолетов противника в воздушных боях на средних дистанциях днем и ночью, в простых и сложных метеоусловиях, с любых направлений, на фоне земли и моря, при активном информационном и маневренном противодействии противника - является наиболее желанным для малайзийских ВВС средством АСП. Наличие у Малайзии ракет РВВ-АЕ позволит ей уравнять возможности своей истребительной авиации с ВВС соседей - Таиланда и Сингапура, которые обзавелись американскими ракетами аналогичного класса AIM-120.

        Концерн ПВО "Алмаз-Антей" представил на LIMA 2005 весь спектр выпускаемой продукции как военного, так и гражданского назначения. Это, в частности, зенитные ракетные системы и комплексы С-300ПМУ2 "Фаворит", "Бук-М1" с модернизированной ракетой 9М317, "Тор-М1", радиолокационный комплекс разведки позиций ракет и артиллерии "Зоопарк", РЛС "Кредо-1Е", "Каста", "Гамма", средства управления воздушным движением "Утес-А", "Лира-А10", "Топаз". В натуральную величину на стенде "Алмаза-Антея" можно было увидеть сравнительно новый зенитный комплекс 3М-47 "Гибка", предназначенный для установки на малые суда водоизмещением около 200 т. "Гибка" представляет собой турельную установку, обеспечивающую наведение и автоматизированный пуск 2 или 4 ракет типа "Игла". Комплекс оснащен оптико-электронной системой наведения, позволяющей обнаруживать цели на дальности 12-15 км. Обстрел летательных аппаратов может производиться одиночно или залпом из двух ракет.

        Традиционно значительное место в российской экспозиции занимала вертолетная техника, представленная Казанским вертолетным заводом, Улан-Удэнским авиационным заводом и "Роствертолом". В годы девятой "пятилетки" Малайзия намеревается приобрести 10-15 вертолетов, которые предполагается использовать в качестве транспортных и поисково-спасательных. Правда, по некоторым данным, вопрос о финансировании этих планов пока не решен. Расширение парка вполне может произойти за счет машин семейства Ми-8/17. Два вертолета этого типа - один производства КВЗ, другой - УУАЗ - эксплуатируются здесь с 1999 г. Также Малайзии требуются тяжелые транспортные вертолеты. Вариант, который устраивает малайзийскую сторону, - выпускающийся "Роствертолом" Ми-26Т. В соответствии с пожеланиями потенциального заказчика разработан вариант этой машины с сокращенным экипажем, проработана также возможность оснащения ее бортовым радиоэлектронным оборудованием иностранного производства.

        Особое внимание на военно-морской части российской экспозиции было уделено кораблям малого и среднего водоизмещения. Это объясняется растущей необходимостью обеспечения безопасности водных рубежей в прибрежной зоне государств Юго-Восточной Азии, особенно в связи с необходимостью противодействия пиратам, действия которых приносят миллиардные убытки. Пожалуй, самым авторитетным нашим предприятием, занимающимся постройкой кораблей этого класса, является ОАО "Концерн средне- и малотоннажного кораблестроения". По словам его директора Михаила Хейфица, наиболее привлекательны для государств региона такие образцы продукции КСМК, как патрульные и сторожевые катера проектов 12150 "Мангуст" и 14310 "Мираж", ракетные катера типа "Молния" и новый перспективный ракетно-артиллерийский катер проекта 12300 "Скорпион". Они обладают уникальными скоростными и маневренными характеристиками. В частности, "Мангуст", оснащенный дизельным двигателем фирмы MTU, в ходе испытаний показал скорость около 53 узлов. В России ведется серийное производство этого проекта - три корабля построены в 2005 г., в 2006 г. должны быть спущены на воду 6 катеров.

        Вместе с боевыми кораблями "Рособоронэкспорт" предлагает иностранным заказчикам системы вооружения, боевые и технические корабельные комплексы. В частности, большое внимание посетителей выставок вооружения вызывают ракетные системы CLUB-S и CLUB-N, способные обеспечить гарантированное поражение надводных кораблей и ПЛ противника даже в условиях интенсивного огневого и радиоэлектронного противодействия. На LIMA 2005 на стенде разработчика этого вооружения - ОКБ "Новатор" - можно было увидеть также береговой мобильный комплекс CLUB-M. За счет применения ракет 3М-54Э, 3М-54Э1 и 3М-14Э комплекс может поражать как морские, так и наземные цели.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/14/7329/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.