До нового года ОАО АКК 'Прогресс' должно погасить основной долг по налогу на доходы физических лиц, который на данный момент составляет 16 млн руб. В противном случае руководство предприятия пригрозили привлечь к административной ответственности, а налоговая служба пообещала применить к 'Прогрессу' самые жесткие меры. Об этом было заявлено на заседании рабочей группы межведомственной комиссии по налоговой политике при администрации края, состоявшемся на минувшей неделе. Однако заместитель гендиректора компании по экономике Лариса Баженова считает, что погасить долг в указанный срок нереально.
На экспортной игле
Практически полное отсутствие гособоронзаказа и недостаточные объемы производства гражданской продукции привели к тому, что финансовое состояние предприятия практически полностью зависит от перечисления денег по экспортному контракту. Как известно, 'Прогресс' уже несколько лет по линии 'Рособоронэкспорта' поставляет в Китай продукцию военного назначения (ПВН). В апреле этого года предприятие уже отгрузило заказчику ПВН по одному контракту. Следующая часть продукции должна быть отгружена 24 декабря. Только после этого на счет предприятия поступят средства, и 'Прогресс' сможет закрыть НДФЛ.
'В данный момент на предприятии сложная ситуация, - не скрывает Лариса Баженова. - 'Рособоронэкспорт' переводит нам деньги только на производственные нужды. На налоги и заработную плату средств нет. Поэтому мы вынуждены под этот контракт брать кредиты в банках. Но кредиты нам дают только на том условии, что мы выполняем все обязательства по выплате федеральных налогов и своевременно гасим реструктуризированную задолженность. Соответственно, приоритетами финансовой политики предприятия является гашение долгов прошлых лет и своевременное перечисление средств в различные фонды. За этот год мы уже уплатили 141 миллион налогов. Это при том, что начислено было 94 миллиона. Долг же по НДФЛ мы сможем закрыть только после того, как нам через казначейство будет возмещен НДС за уже выполненные экспортные поставки продукции'.
С позицией руководства 'Прогресса' согласился заместитель председателя комитета по промышленности администрации Приморского края Валерий Проскуряков. 'Многие контракты по линии 'Рособоронэкспорта', выполнением которых заняты предприятия края, в том числе и 'Прогресс', долгосрочные, - говорит он. - Прибыль 'Прогресс' получит через год-два, а пока вынужден привлекать кредиты, чтобы не остановить производство. Предприятию очень непросто в этой ситуации выживать, стабильно платить налоги и заработную плату. Мы со своей стороны пытаемся ему помочь. Работаем над увеличением гособоронзаказа, ищем возможность загрузить 'Прогресс' гражданскими заказами. Администрация края предоставила 'Прогрессу' в этом году льготы по энерготарифу. На первый квартал следующего года на эти цели запланировано выделить 5 миллионов рублей. Но правительству надо, в конце концов, определиться с судьбой этого предприятия'.
Туманные перспективы
Есть вероятность, что в 2006 г. АКК 'Прогресс' получит заказ на достройку нескольких вертолетов Ка-50. Есть и субподряд на выполнение части работ для авиастроительного производственного объединения в Комсомольске-на-Амуре. Будут продолжены работы по экспортному контракту, следующая отгрузка продукции по которому ожидается в августе 2006 г. Время от времени возникают и другие контракты. Так, за последний год 'Прогресс' поставлял в Казахстан легкие вертолеты Ми-34С, по заказу ОАО 'Иркут' делал люки для самолета Ан-24 и мотогондолы из композитных материалов к самолету-амфибии Бе-103. Но всего этого явно недостаточно, чтобы полностью загрузить производственные мощности. Производство новых вертолетов Ка-50 ('Черная акула'), выпускаемых на АКК 'Прогресс', по-прежнему под вопросом. Минобороны пока отдает предпочтение вертолетам от конструкторского бюро Миля, а не от Камова. Если дело так и пойдет, то армия вообще может остаться без арсеньевских 'Черных акул'. Что касается Ка-52 ('Аллигатор', предназначен для спецназа), то два года назад он прошел первый этап испытаний, однако заключение командование ВВС до сих пор не подготовило.
В данный момент на 'Прогрессе' занято 3,4 тыс. человек, при том что средняя зарплата составляет всего 4,8 тыс. руб. Между тем для Арсеньева 'Прогресс' продолжает оставаться главным источником пополнения бюджета. Поэтому можно понять и представителей межведомственной комиссии, которые заняли жесткую позицию по отношению к предприятию. Если налоги по НДФЛ не будут закрыты до 1 января, то бюджетники города останутся перед Новым годом без денег. И все же, думается, в этой ситуации необходимо искать разумный компромисс. Да, нельзя оставить бюджет Арсеньева пустым, но и нельзя жесткими мерами окончательно загубить предприятие.