← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Российский, региональный, реактивный


15 декабря 2005 г. ВАДИМ УДМАНЦЕВ, "Военно-Промышленный Курьер"


"Аэрофлот" первым приобретет 30 самолетов RRJ95

        7 декабря в московском "Президент-отеле" представители ОАО "Аэрофлот - российские авиалинии" и ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" подписали контракт на поставку регионально-ближнемагистральных самолетов нового семейства RRJ (Russian Regional Jet). От крупнейшего российского авиаперевозчика свою подпись поставил генеральный директор "Аэрофлота" Валерий Окулов, со стороны поставщика продукции - глава Авиационной холдинговой компании "Сухой" Михаил Погосян (ЗАО "Гражданские самолеты Сухого" является дочерним предприятием холдинга и служит для реализации его гражданских проектов). В соответствии с этим документом "Аэрофлот" первым на российском и международном рынках должен приобрести 30 самолетов RRJ95 в базовой конфигурации на сумму около 820 млн. долларов США (в каталожных ценах).

        Представители "Аэрофлота" предполагают, что благодаря оптимальным техническим характеристикам RRJ95 можно будет эксплуатировать как на региональных, так и на магистральных маршрутах, а значит, эффективно и оперативно реагировать на различные изменения ситуации на рынке перевозок. Для управления этим реактивным судном требуются всего 2 человека экипажа, хотя оно способно перевозить 95-98 пассажиров, при полной пассажирской загрузке имеет дальность полета 3120 км в базовой модификации или 4590 км в LR-модификации, а также посадочную дистанцию 1493 м.

        Самолеты RRJ95 по сравнению с другими машинами своего класса будут иметь увеличенную ширину прохода, самые удобные кресла и самый большой объем полок (70 л на человека), спроектированных так, чтобы не ограничивать жизненное пространство над головами пассажиров. Кроме того, разработчики-производители заверяют, что высокие аэродинамические характеристики RRJ95 будут позволять самолету менее шумно заходить на посадку и в этом смысле машина будет и в отдаленной перспективе еще долго соответствовать требованиям, предъявляемым ИКАО.

        Открытая архитектура интегрированной модульной авионики позволит в дальнейшем наращивать возможности комплекса на протяжении всего жизненного цикла самолета, будет способствовать экономии его веса, увеличению скорости и позволит осуществлять быструю загрузку данных. Полная реализация концепции Fly-by-wire обеспечит высокую надежность и отказобезопасность, увеличит функциональные возможности, будет предохранять от возникновения критических режимов.

        Поскольку в настоящее время самолеты семейства RRJ существуют лишь в макетном исполнении, виртуально-электронной версии и в чертежах, поставки готовой продукции заказчику начнутся с ноября 2008 г. и будут продолжаться в соответствии с условиями контракта по мере изготовления самолетов еще на протяжении трех лет. Головной разработчик самолетов семейства RRJ - компания "Гражданские самолеты Сухого" - отвечает за полный цикл жизни продукта: проектирование и разработку, маркетинг и продажи, закупку систем и оборудования, производство, сертификацию и послепродажную поддержку.

        "Сегодня программа RRJ стала приоритетным национальным проектом, - прокомментировал сделку с авиаперевозчиком Михаил Погосян. - Контракт с "Аэрофлотом" служит знаком доверия программе и еще раз подтверждает правильность стратегии "Сухого" - впервые в истории отечественного самолетостроения предложить авиакомпаниям российский продукт, превосходящий не только отечественные, но и зарубежные аналоги и на 100% отвечающий существующим и перспективным требованиям мирового рынка".

        Справедливости ради следует отметить, что RRJ95 все же не стопроцентно отечественный продукт, а самолет, который планируют создавать в широкой международной кооперации с ведущими мировыми поставщиками комплектующих. В частности, на нем будет установлен двигатель SaM146 разработки компании PowerJet - совместного предприятия французской компании Snecma (Safran Group) и российского НПО "Сатурн". Последнее предприятие, кстати, является не только поставщиком силовой установки на все самолеты семейства, но и партнером ЗАО "Гражданские самолеты Сухого", разделяющим риски по программе RRJ.

        Среди остальных зарубежных поставщиков в проекте RRJ95 будут задействованы и такие фирмы, как Thales (комплекс авионики), Liebherr (системы управления самолетом и кондиционирования), Honeywell (вспомогательная силовая установка), B/E Aerospace (кислородная система, интерьер пассажирского салона и двери), Messier Dowty (шасси), Parker (гидравлическая система, инертный газ), Intertechnique (топливная система), Vibro-meter (система вибрации двигателя), Hamilton Sundstrand (система электроснабжения), Autronics (Curtiss Wright Controls) (противопожарная система), Ipeco (кресла пилотов), Air Cruisers (аварийно-спасательное оборудование), Goodrich (колеса, тормоза, блок обогрева лобовых стекол), Le Bozec (система гидрофобизации), ECE (стеклоочистители, часть внешней светотехники). Естественно и то, что буквально нашпигованный импортными комплектующими самолет RRJ95 будет сертифицирован по международным стандартам (европейских и американских сертификационных властей).

        Именно этими фактами можно было объяснить присутствие на церемонии подписания контракта представителей не только отечественных, но и иностранных компаний, работающих в сфере авиастроения. Например, вице-президента Safran Group Жана-Поля Эртеманна и исполнительного вице-президента компании "Боинг" Майкла Кейва, которые в своих речах не только приветствовали сделку, но и не забыли упомянуть о доброкачественной мировой репутации АХК "Сухой" и о хорошем потенциале многих предприятий российского авиапрома.

        Высокую оценку проекту отечественных оборонщиков дал и генеральный директор ОАО "Аэрофлот" Валерий Окулов, который особо подчеркнул, что основным преимуществом проекта RRJ является его востребованность на глобальном рынке. Вот лишь некоторые слова из его выступления: "Аэрофлот" - национальный авиаперевозчик России, лидер, определяющий стандарты российской индустрии авиаперевозок, и мы рады, что именно отечественный самолет RRJ95 становится интегральной частью наших планов по формированию современного парка воздушных судов". Приглашенный в числе прочих почетных гостей руководитель Федерального агентства по промышленности Борис Алешин оценил подписание контракта между "Аэрофлотом" и компанией "Сухой" даже как переломный момент в судьбе отечественного авиапрома. "Если бы несколько лет назад кто-нибудь сказал, что будет совершена сделка по приобретению самолета, которого пока нет, никто бы ее не одобрил, а сейчас крупнейшая российская авиакомпания заключила договор на приобретение 30 самолетов - значит, есть доверие", - уверен глава Роспрома.

        На сегодняшний день и авиастроители, и представители компании-авиаперевозчика, и отечественные, и иностранные эксперты сходятся во мнении, что самолеты RRJ95 наряду с машинами этого же семейства RRJ60, RRJ75 обладают высокими экспортными возможностями. Видимо, по этой же причине - в расчете на потенциальных зарубежных клиентов - самолетам присвоили наименование-аббревиатуру не на русском языке, а на латинице. Что же касается отечественных покупателей RRJ95, первопроходцем среди которых стал "Аэрофлот", то, судя по более ранним публикациям в СМИ, правительство России готово к снижению или вовсе отмене пошлин на поставку импортных комплектующих в рамках этого проекта.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2005/12/15/7335/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.