Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


"Сатурн" хочет подмять "Салют"


2 декабря 2005 г. "RBC daily"


Рыбинский производитель моторов хочет стать объединителем двигателестроительной отрасли и собственником земли в Москве

        В распоряжении RBC daily оказался план реформы отрасли по производству авиадвигателей, разработанный генеральным директором НПО 'Сатурн' Юрием Ласточкиным. Глава рыбинского предприятия предлагает консолидировать отрасль на базе возглавляемой им компании путем увеличения ее уставного капитала в пользу государства за счет 74,5%-ного пакета акций ММПП 'Салют', которое для этого нужно преобразовать из ФГУП в ОАО. Кроме того, гендиректор НПО 'Сатурн' предлагает провести 'реструктуризацию производственных мощностей ММПП 'Салют' с перебазировкой оборудования на площадки за пределами Москвы' и с последующей продажей 57 га земли. В 'Салюте' предложения Юрия Ласточкина называют 'бредом' и надеются, что Виктор Христенко с предложениями 'Сатурна' не согласится.

        На сегодняшний день производство авиационных двигателей в России сосредоточено на четырех предприятиях: ОАО 'НПО 'Сатурн' (г. Рыбинск, Ярославская область), ФГУП ММПП 'Салют' (Москва), ОАО 'Уфимское моторостроительное производственное объединение' (УМПО, Башкирия) и ОАО 'Пермские моторы'. ММПП 'Салют' является крупнейшим российским специализированным предприятием по изготовлению и сервисному обслуживанию авиадвигателей для самолетов, производимых компанией 'Сухой' и РСК 'МиГ'. Выручка 'Салюта' в 2004 г. превысила 12 млрд руб. 'Уфимские моторы' заработали в прошлом году 10,5 млрд руб., НПО 'Сатурн' - 6,7 млрд руб. Консолидированная выручка предприятий Пермского моторостроительного комплекса в 2004 г. составила 11,5 млрд руб.

        Впервые о том, что НПО 'Сатурн' может стать объединителем отрасли по производству авиадвигателей, в середине октября сказал глава Роспрома Борис Алешин, выступая на открытии в Рыбинске совместного предприятия (НПО 'Сатурн' и французской компании Snecma) по производству моторов - 'ВолгАэро'. Генеральный директор НПО 'Сатурн' Юрий Ласточкин, по всей видимости, решил ковать железо, пока горячо, и уже в конце октября направил главе Минпромэнерго Виктору Христенко письмо (оно имеется в распоряжении RBC daily, № 002/010-538/3 от 27.10.2005), в котором изложил свое видение консолидации отрасли. По версии г-на Ласточкина, ФГУП ММПП 'Салют' должно потерять самостоятельность и присоединиться к рыбинскому НПО 'Сатурн'. Объединение, по плану гендиректора 'Сатурна', должно пройти в несколько этапов. На первом ФГУП ММПП 'Салют' должно быть преобразовано в ОАО со 100%-ным государственным участием. Следующим шагом должна стать передача 74,5% акций ММПП 'Салют' в оплату дополнительной эмиссии акций НПО 'Сатурн'. Третьим этапом станет 'формирование единых органов интегрированной структуры 'Сатурн-Салют'. Итогом этих мероприятий станет реструктуризация производственных мощностей ММПП 'Салют' с 'перебазировкой оборудования на площадки за пределами Москвы'. Территорию более чем в 57 га в центре Москвы в конечном итоге предлагается продать под коммерческую застройку.

        При этом автор письма, понимая, что такие масштабные реформы и изменения в отрасли невозможны без потери экспортных контрактов в сфере военно-технического сотрудничества, предлагает исполнителем по китайским контрактам сделать 'Уфимские моторы'. Все остальные контракты будут разбросаны между НПО 'Сатурн', ОАО 'Наро-Фоминский машиностроительный завод' и Лыткаринским машиностроительным заводом. При этом руководство НПО 'Сатурн' прекрасно понимает, что никто из ныне живущих в Москве сотрудников 'Салюта' не уедет на освоение Ярославской области. Поэтому Юрий Ласточкин предлагает рабочие и управленческие кадры трудоустроить в Рыбинске (речь идет о более чем 8 тысячах человек), а тех, кто не поедет, заменить новыми работниками, то есть принимать на работу ежегодно по 1300 рабочих, а также, частично, 'квалифицированных рабочих Украины, Белоруссии и Молдовы'.

        Понятно, что идеи Юрия Ласточкина генеральный директор ММПП 'Салют' Юрий Елисеев принял без энтузиазма. 'Эти предложения - полный бред и глупость, над которыми нормальные люди могут только смеяться', - прокомментировал он письмо коллеги. По словам Юрия Елисеева, на 'Салют' уже звонили китайские заказчики, которые интересовались тем, что происходит. 'Мы всегда были не против того, чтобы в перспективе отдельные производства (вредные и не требующие больших затрат труда) были выведены за территорию столицы, но за два года создать на периферии предприятие, подобное 'Салюту', будет невозможно', - утверждает глава московского предприятия. По его мнению, руководство НПО 'Сатурн' таким образом уже разрушило конструкторское бюро имени А. Люльки, переведя его из Москвы в Рыбинск. 'Большинство кадров не поехало, тем самым был разрушен костяк КБ, - рассказывает Юрий Елисеев. - Само НПО 'Сатурн' за время своего существования не создало ни одного нового двигателя. Зачем присоединять большое к маленькому? 'Сатурн' по производительности труда в три раза меньше 'Салюта', а по объему производства - в два раза!'

        Эксперты и участники рынка сходятся во мнении, что объединение отрасли необходимо. 'Действительно, мы иногда сталкиваемся с конкуренцией предприятий, производящих аналогичную продукцию, - сказал RBC daily первый заместитель директора Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству (ФСВТС) Александр Денисов. - Например, УМПО в своей деятельности часто пересекается с московским 'Салютом', поэтому создание интегрированной структуры ФСВТС поддержит. При этом нам безразлично, кто станет во главе этой компании'. С ним согласен и директор консалтинговой компании Infomost Борис Рыбак, который считает, что логичнее было бы восстановить советскую интеграцию предприятий отрасли. 'Идея интегрировать серийные заводы в единый центр, который мог бы впоследствии стать русским General Electric, существует давно, но этому препятствует разобщенность предприятий и конфликт интересов их менеджмента', - говорит эксперт. По его словам, предприятия уже объединены: УМПО и 'Салют' производят двигатели, разработанные КБ им. Люльки. 'Логичнее было бы усилить эту интеграцию и заняться экономикой предприятий. Производство 'Салюта' из Москвы убирать надо однозначно. Земля под 'Салютом' стоит больше, чем та продукция, которую они производят. В Москве также очень дорогая рабочая сила. 500 долларов в Москве - это не деньги, а в Рыбинске это предел мечтаний', - резюмирует г-н Рыбак. По его словам, по мере насыщения индийского и китайского рынка самолетами Су-30 объем производства на этой площадке в центре Москвы будет сокращаться.

        В Минпромэнерго инициативу Юрия Ласточкина официально пока не комментируют. Источник RBC daily в министерстве подтвердил факт поступления письма на имя Виктора Христенко 2 ноября 2005 г., в тот же день оно было направлено для изучения Борису Алешину (руководителю Роспрома) и Юрию Коптеву (начальнику департамента оборонно-промышленного комплекса Минпромэнерго). Собеседник RBC daily сообщил, что ответ Минпромэнерго должно дать завтра, но, так как г-н Христенко будет находиться в командировке, ответ будет подписан только 5 декабря. 'До этого момента реакции Минпромэнерго не будет. Вопрос очень сложный, в его решении столкнулись лоб в лоб две сильные личности, два Юрия [Ласточкин и Елисеев]. Позиция г-на Ласточкина в этом конфликте понятна. После того как у него появилось КБ им. Люльки, он получил реальные шансы объединить отрасль под 'Сатурном'. 'Салют' - лакомый кусок, в первую очередь из-за земли. Но это не приемлет Юрий Елисеев, который даже лично не любит г-на Ласточкина, считая его карьеристом, которому не интересно производство, а интересны только финансовые показатели', - заключил источник RBC daily.

        В июне 2005 года новым генеральным директором ПО "Полет" был назначен Василий Ковалев. Уже в августе он представил в ФКА план реструктуризации и оздоровления предприятия. По плану на аэрокосмическом объединении было предложено выделить три основных направления: ракетно-космическое при сохранении производства спутниковых систем; авиастроение - сборка и модернизация самолетов Ан-74 и Ан-3т; производство товаров народного потребления широкого спектра, от кухонных комбайнов до стиральных машин. Кроме того, по плану реструктуризации предполагается, что "Полет" откажется от 40 га производственных территорий.

        Комментируя визит главы "Роскосмоса" и программу реструктуризации "Полета", министр экономики Омской области Евгений Вдовин заявил, что наличие больших площадей - сейчас самая большая проблема оборонных предприятий. "От них надо решительно избавляться. И не только "Полету", а всем оборонщикам. Иначе новая процентная ставка на землю, вводимая с нового года, их окончательно погубит. Ставка пока рассчитывается, но ясно, что она увеличится в разы", - сказал Евгений Вдовин.

        Как стало известно "Ъ", полетовцы готовы просто передать излишки земли в собственность области и города. "Мы тем самым уже выигрываем. Имея более 80 га, это не считая аэродрома Северный, объединение по старой процентной ставке платит 30 млн руб. в год. Передав половину территории, сразу же высвободим большие средства.

        Причем это можно сделать очень быстро", - уверен советник генерального директора ПО "Полет" Виталий Щетинин. К землям "Полета" уже проявили интерес потенциальные застройщики. "А что мы получим за свои территории от органов власти, это предмет переговоров", - считает Виталий Щетинин. При этом он категорически отказался раскрывать детали уже состоявшихся консультаций с городскими и областными властями, пообещав все сообщить "немного позже". Как выяснилось, в том числе результаты этих переговоров окончательно должен одобрить руководитель ФКА Анатолий Перминов.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer