Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Доктор Камель


5 декабря 2005 г. АНДРЕЙ КРАСАВИН, АННА БАЖИНА, "Компания"


Египетский миллиардер не смог вылечить российский авиапром

        Египетский миллиардер Ибрагим Камель - один из немногих иностранцев, рискнувших вложить деньги в российский авиапром. Он инвестировал $200 млн в ульяновский завод 'Авиастар' и до сих пор ждет дивидендов.

        Всегда подтянутый и безупречно одетый египетский бизнесмен не выглядит на свои 64. Из них доктор Камель уже 35 лет работает в России, где обзавелся тесными связями с высокопоставленными чиновниками. При этом он не стесняется называть имена друзей в российских политических и деловых кругах. Среди них Камель выделяет Евгения Примакова, Геннадия Селезнева, Александра Руцкого и Геннадия Зюганова.

        Цветочный бизнес

        Впервые Ибрагим Камель приехал в Москву в 1970 году. Тогда он работал в принадлежащей его отцу крупной египетской компании Kato Aromatic, которая занималась производством ароматических масел и бытовой химии. Эта фирма контролировала 55% мирового производства жасмина. 'Однажды я спросил отца, почему мы не экспортируем наши масла в СССР, - рассказывает Ибрагим Камель. - А что тебя останавливает? - ответил он. - И я немедленно стал налаживать связи в России. Очень скоро мы начали подписывать с вашей страной первые контракты'.

        Kato Aromatic сотрудничала с СССР в рамках погашения задолженности Египта за строительство Асуанской плотины. В конце 1950-х африканское государство решило возвести плотину на Ниле, а наша страна кредитовала этот проект. Чтобы расплатиться, Египет поставлял нам свои товары и закупал продукцию советского производства. В конце 1970-х Камель стал одним из крупнейших импортеров и экспортеров в Советском Союзе. Он приобретал для своей страны дорожно-строительную технику и автомобили. До сих пор на улицах Каира можно увидеть полуразвалившиеся советские 'копейки'. Одновременно в СССР стали появляться, например, лицензионные духи французских марок, произведенные в Египте.

        Тогда же, в конце 1970-х, состоялось первое знакомство Камеля с авиацией. Бизнесмен купил несколько самолетов Ту-154 для египетских авиалиний. Поэтому, когда в 1995 году Камеля пригласили участвовать в создании нового российского самолета Ту-204, он уже кое-что понимал в авиапроме.

        Билет на родину Ильича

        В 1996 году Камель приехал на ульяновский завод 'Авиастар'. Именно тогда был построен опытный самолет Ту-204. Новый лайнер произвел на египтянина хорошее впечатление. Основным преимуществом самолета бизнесмен считал его экономическую эффективность. Ту-204 по своим характеристикам не уступал аналогичным моделям Boeing и Airbus, но стоил при этом - даже с иностранными двигателями - на 40% дешевле. Это было серьезным аргументом для большинства авиаперевозчиков. Не послушал Камель ни советов друзей, ни некоторых партнеров по бизнесу, которые отговаривали его от участия в этом проекте из-за неопределенности в российской экономике. После консультаций с зарубежными специалистами в области авиации миллиардер решил участвовать в строительстве самолетов. Дело, как тогда казалось, сулило хороший доход: в то время проблема обновления авиапарка, в частности среднемагистральными самолетами, стояла остро не только в России, но и на зарубежных рынках. 'Мы помним, какие были времена, какие разборки велись вокруг наших прославленных предприятий. 'Авиастар' простаивал, рабочие устраивали забастовки. В те дни, похоже, на заводе были рады предложениям Ибрагима Камеля', - вспоминает один из российских друзей Камеля депутат Госдумы Геннадий Селезнев.

        'Проект Ту-204 оказался удачным. Это был самолет с прекрасными аэродинамическими свойствами, но чтобы заинтересовать потенциальных покупателей, ему были необходимы надежные двигатели', - рассказывает давний друг и партнер Ибрагима Камеля президент компании Sirocco Airspace International Борис Зенков. Они познакомились еще в 1970-е годы.

        Идея о создании Ту-204 с зарубежными двигателями витала в воздухе, но реализовать ее на практике не удавалось. Тогда египетский бизнесмен быстро смог заключить договор на поставки двигателей с компанией Rolls-Royce. И уже в конце 1996 года между 'Авиастаром', ОАО 'Туполев', 'Авиаэкспортом' и Kato Aromatic было подписано соглашение, предусматривавшее эксклюзивное право Камеля на производство и продажу самолетов семейства Ту-204 с двигателями иностранного производства. Для этого была специально создана дочерняя компания Sirocco Airspace International.

        Ту-204-120 поднялся в воздух 4 ноября 1998 года. Первый лайнер, так же, как и четыре следующих, построенных на сегодняшний день, улетели в Египет. Три пассажирских самолета принадлежат авиакомпании Cairo Aviation, контролируемой Камелем, два грузовых до сих пор эксплуатирует компания TNT. Как рассказали 'Ко' в московском представительстве этой фирмы, TNT вполне довольна своими самолетами, как по грузоподъемности, так и по экономической эффективности. Но с тех пор ни один такой самолет не был продан. Египетский проект забуксовал. 'Первый самолет хотели сделать для российской авиакомпании. Но для нее наш самолет был бы иностранным (он оснащался зарубежными двигателями. - Прим. 'Ко'), а значит, надо было заплатить около 50% сборов и пошлин, - рассказывает Борис Зенков. - Тогда мы заинтересовались зарубежным рынком'.

        От макета до самолета - как до Луны

        Стало понятно, что в 1996 году бизнесмену показали, по сути, макет. До его серийного производства было далеко. Средств, чтобы довести самолет до ума, у проектировщиков не было. Сертификацию воздушного судна и все связанные с ней расходы пришлось взять на себя Камелю. Получение необходимых документов по российским стандартам заняло около двух лет, а сертификация по международным стандартам (JAR-25) продолжается и по сей день. Ряд российских экспертов в области авиации считают, что западноевропейские партнеры намеренно затягивают процесс, чтобы не допустить самолет на международный рынок.

        В конце 1990-х у Камеля начались проблемы во взаимоотношениях с 'Авиастаром'. Условия подписанного инвестиционного соглашения не выполнялись ни со стороны государства, ни со стороны египтянина, который в то время практически лишился гарантий продолжения своего авиационного бизнеса в России. За три года на авиазаводе сменилось три генеральных директора. Поскольку Sirocco была единственным на тот момент инвестором, каждый новый руководитель пытался вытеснить Камеля или изменить условия контракта.

        В начале 2001 года на завод пришел промышленный холдинг 'Новое содружество'. Акционеры (контролируемые государством компании) приняли решение о проведении допэмиссии акций в пользу нового инвестора. 'Содружество' должно было получить 26% акций авиазавода, а его менеджеры собирались расторгнуть или радикально пересмотреть договор с Sirocco. 'Когда наша команда разгребала дела, у нас возникли вопросы к Sirocco, - рассказывает один из топ-менеджеров 'Нового содружества'. - В договоре о поставке самолетов между 'Авиастаром' и Камелем была зафиксирована цена планеров. По нашим расчетам, она была экономически невыгодна 'Авиастару'.

        Но 'Новое содружество' задержалось на заводе всего на полгода. Из-за несоблюдения договоренностей со стороны акционеров завода компания приостановила инвестиции, а ее менеджеры подали в отставку. Многие говорили тогда, что 'выдавил' их с предприятия именно Ибрагим Камель. Сам бизнесмен это отрицает. 'Наш уход никак не был связан с Ибрагимом Камелем и Sirocco, - рассказывает собеседник 'Ко' о 'Новом содружестве'. - Мы сразу сказали, что если не получим госпакет акций, не будем дальше инвестировать в завод'.

        Как бы то ни было, главным инвестором 'Авиастара' осталась компания Sirocco. В декабре 2001 года гендиректором предприятия был избран Виктор Михайлов, уже занимавший этот пост с 1991 по 1997 год. Эксперты были уверены, что Камель 'посадил' выгодного себе директора. Как отмечал в интервью чиновник из Минтранса Виктор Самохин, это было одним из условий Камеля. Но в Sirocco это отрицают. В июне 2002 года Ибрагим Камель подписал с российскими властями соглашение о приобретении 25% минус одна акция ЗАО 'Авиастар-СП'. К этому времени Камель инвестировал в 'Авиастар' около $170 млн, а до конца 2003 года по этому договору должен был вложить еще $280 млн.

        Печальный опыт 'Нового содружества' Камеля не смутил. Но акции завода Sirocco не достались. По словам Бориса Зенкова, ряд условий соглашения не был выполнен ни со стороны Камеля, ни со стороны государства. Египтянин не давал денег без передачи акций, а государство не торопилось передавать предприятие иностранцу. 'Акции мы купили на рынке, - говорит гендиректор Sirocco. - Мы не претендуем, чтобы нам отдали еще 25%'.

        Если с заказчиками первых самолетов проблемы не было - все они ушли в Египет - то дальше необходимо было искать новых покупателей. Они появились в 2001 году. Той осенью был подписан контракт на поставку пяти грузовых Ту-204-120 и опцион еще на 10 самолетов китайским компаниям China Southwest и China Northwest. Но движений по нему так и не было. По словам Бориса Зенкова, причин тому две. В Китае началась реструктуризация авиакомпаний, и возникли проблемы с финансированием строительства самолетов. Sirocco не смогла договориться с российскими банками о привлечении средств. В итоге деньги дали Европейский банк реконструкции и развития и группа египетских банков. Подготовка кредитной линии заняла два года, а объем привлеченных средств составил около $60 млн.

        Окончательные сроки поставок самолетов в Китай были согласованы только в начале ноября 2005 года. На завод уже поступили средства, и первый Ту-204 Китай получит в сентябре 2006 года. Как стало известно 'Ко', у Sirocco уже есть хороший портфель заказов. Сейчас компания ведет переговоры с тремя крупными зарубежными заказчиками из стран Ближнего Востока на 28 машин.

        Семейное дело

        'Авиация - это не профессия, а болезнь', - говорит Борис Зенков. Видимо, только этим можно объяснить, что Камель продолжает работать с 'Авиастаром'. За десять лет - со дня своего появления на заводе - Камель вложил в проект уже около $200 млн, а в будущем потребуется еще больше.

        Российские коллеги Ибрагима Камеля считают, что у египетского бизнесмена нет выбора. Вложив такие средства в проект, он не может все бросить и уйти. 'Камель не очень хорошо представлял, что происходит в отрасли, - делится своим видением ситуации один из крупнейших российских инвесторов. - Сумма постоянно растет, при этом никакой отдачи не видно. Первые самолеты были построены исключительно на деньги и по инициативе Камеля. Китайский контракт был заключен благодаря его связям, поскольку у Поднебесной на тот момент было соглашение с Boeing на поставку техники местным авиакомпаниям. Понятно, что он хочет 'отбить' вложенные средства, но дешевле было бы отказаться от этой идеи раньше'. Кстати, собеседник 'Ко' поставил под сомнение вероятность реализации опциона с Китаем и контрактов со странами Ближнего Востока. По его мнению, завод просто не в состоянии изготовить столько самолетов. Лайнеры, которые ушли в Египет, были построены из задела СССР, с использованием фюзеляжей, собранных в первой половине 1990-х годов. Сейчас же придется все строить с нуля.

        Но если проекты в области авиации не слишком выгодны для Камеля, то в целом Kato Group процветает, и бизнес египтянина постоянно развивается. Инвестиции Камеля диверсифицированы. Он активно работает в Египте, Кении, Сирии, Иордании, Судане, Уганде, есть проекты в Европе. Сферы деятельности Камеля можно разделить на три группы: недвижимость, туризм и традиционное для Kato производство ароматических масел и парфюмерной продукции.

        Основной доход Камелю приносят туристические проекты. Он является владельцем ряда гостиниц в Шарм-Эль-Шейхе и Каире. Совсем недавно было завершено строительство туристического комплекса в 160 км от Александрии, расположенного на огромной территории, включающей в себя полуторакилометровую береговую линию Средиземного моря, где есть сеть отелей, коттеджей, спортивный комплекс и даже международный аэропорт, сооружение которого профинансировала также Kato Group. Другое достаточно прибыльное направление - промышленный комплекс, связанный в основном с переработкой сельхозпродукции, а также производством бытовой химии. Предприятия расположены в промышленной зоне под Каиром.

        Бизнес Камеля по-прежнему является семейным. Теперь уже его дети трудятся в Kato Group. Сын Камеля Мухаммед, успешный менеджер, работает вместе с отцом. Он ведет промышленные проекты и недвижимость. Его дочь оставила дело отца, чтобы уделять больше времени детям. А жена Ранда помогает в организации работы офиса, занимается благотворительностью. На семейные дела времени у Камеля практически нет. 'У меня есть соглашение с моей семьей, - рассказывает бизнесмен, - если они нуждаются во мне, то всегда могут рассчитывать, что я тотчас же приеду, неважно, где я нахожусь. Однажды мой сын хотел проверить, смогу ли я выполнить обещание. Я был в США. И с момента звонка до того, как я постучал в дверь моего дома, прошло 12 часов. Полет занял 11 часов'.

        Резюме Ибрагима Камеля

        Год рождения: 1941

        Образование: В 1961 году окончил Каирский университет, специальность 'экономика'; в 1965 году получил степень МВА, а в 1970-м - степень доктора философии в университете штата Мичиган.

        Профессиональный опыт: В 1970 году начал работать в компании отца Kato Aromatic, крупного производителя ароматических масел. В настоящее время возглавляет холдинг Kato Group, в сферу деятельности которого входят авиация, туризм, недвижимость, а также производство парфюмерии, бытовой химии, с/х продукции, специй, семян, продуктов питания. Председатель Совета директоров компаний Kato Investment, International Export Centre, Kato for Development of Agriculture, Cairo Aviation, Sirocco Airspace International, The Egypt Trust and Cairo International Bank.

        Удостоен наград: Российский орден Дружбы народов (в 2000 году от Бориса Ельцина), Международный Орден Святого Андрея, Знак отличия Ордена Св. Майкла и Св. Джорджа (от королевы Великобритании Елизаветы II).

        Личная информация: Женат, двое детей. Находится в дружеских отношениях с президентом Египта Хосни Мубараком. Один из создателей правящей партии. Часто выступал посредником по политическим вопросам в конфликтных ситуациях, в том числе в палестино-израильском конфликте и в урегулировании ситуации в Ираке. Но политических амбиций у Камеля нет.

        Хобби: Любит водить машину, играет в снукер (разновидность бильярда), 8 лет возглавлял Федерацию бильярда Египта. Играет в шахматы и в большой теннис, 2 года возглавлял Теннисную федерацию Египта. Любит читать. Знаком с русской классической литературой и трудами Маркса и Ленина.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Петр Канаев
РБК
Власти изменили сроки поставок новых российских самолетов
Герман Костринский, Ирина Парфентьева, Петр Канаев
РБК
«Аэрофлот» и «Ростех» подписали контракт на поставку самолетов Ту-214
Светлана Афонина
Деловой Петербург
Смольный перенёс сроки запуска центра развития беспилотников в ОЭЗ
Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы



Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer