Тропический ливень чуть было не стал причиной отказа российской делегации от участия в выставке "LIMA 2005 - Langkawi International Maritime and Aerospace Exhibition", начавшей свою работу на малайзийском острове Ланкави. Накануне открытия одной из главных оружейных выставок Юго-Восточной Азии сильный ветер с дождем сорвали почти 1,5 тысячи квадратных метров крыши выставочного павильона. Пострадали стенды Индии и Бразилии, а российская экспозиция оказалась подтоплена дождевой водой. И если бы не расторопность малайзийских властей, сумевших буквально за день устранить последствия ливня, участие России в экспо оставалось бы под вопросом.
LIMA - один из важнейших салонов для отечественного ВПК в Азиатско-Тихоокеанском регионе. Именно здесь сегодня сосредоточено максимальное количество потенциальных покупателей российского оружия, два из которых - Индия и Китай - считаются стратегическими. Похоже, что скоро такого же статуса удостоится и Малайзия. И повышенное внимание госкомпании "Рособоронэкспорт" к организации российской экспозиции и подбору экспонатов на Ланкави, а также большое число высокопоставленных чиновников, отвечающих за ВТС России, приехавших на экспо, лучше всяких слов свидетельствуют об этом.
Традиционно LIMA состоит из двух частей - сухопутной (расположена в аэропорту) и морской (на побережье). Суммарно в обеих экспозициях участвует более 500 фирм из более 40 государств мира. Российскую представляют 30 предприятий. В этом году в числе "топовых" моделей "Рособоронэкспорта" попало практически все семейство самолетов марки "Су": Су-27 СК, Су-30 МК, Су-32 и Су-22М4, - правда, в виде их уменьшенных копий. Отдельно идет вертолетная техника. На салоне она представлена машинами фирмы "Миля": военно-транспортным Ми-171Ш, боевым Ми-28НЭ и транспортно-боевыми машинами Ми-35 и Ми-35 ПМ. Учитывая опыт последних военных конфликтов и особую роль в них систем ПВО, в Малайзию были привезены ракетно-пушечная система "Тунгуска-М1", зенитно-ракетный комплекс "Тор-М1" и "Бук-М1-2". Последний комплекс позволяет с одинаковой эффективностью бороться как с самолетами и крылатыми ракетами противника, так и с баллистическими целями.
В военно-морской части салона российскую экспозицию представляют скоростные патрульные катера "Мангуст" и "Мираж", сторожевой корабль "Корсар", ракетный катер "Молния", а также корабли на воздушной подушке 12322 "Зубр" и 12061Э "Мурена", которые способны развивать скорость до 60 узлов и перебрасывать на значительное расстояние не только военнослужащих, но и боевую технику. Не менее интересной выглядели и подводные силы. Здесь российские оборонщики продемонстрировали сразу два корабля ПЛ 636 проекта с интегрированной системой ракетного вооружения "Калибр-ПЛЭ", а также дизельную подводную лодку нового поколения "Амур-1650".
"Особой популярностью пользуются наши мини-подводные лодки "Тритон-1" и "Тритон-2", - делится впечатлениями представитель конструкторского бюро морской техники "Малахит" Юрий Минеев. - Представляете, за первый день на нашем стенде побывало 11 официальных делегаций. И все в ранге не ниже командующих флотами. Даже от Фиджи командующий пришел. Обижался, что мы их никуда не приглашаем". Подводные лодки "Тритон" в российском флоте использовались исключительно для разведывательно-диверсионных целей. Экипаж - от двух до четырех боевых пловцов. Конструкция корабля такова, что позволяет им не только прибыть в район боевой операции, но и без всяких шлюзовых камер покинуть его, а затем при необходимости опять вернуться. Зачем в этом регионе подобные корабли? "Не поверите, но здесь его хотят использовать для туристических целей. Есть богатые люди, которым было бы интересно погрузиться на нашей мини-подлодке, а затем покинуть ее и полюбоваться подводными видами", - поделился с корреспондентом Страны.Ru конструктор. Впрочем, еще более вожделенно смотрят иностранные делегации на другую мини-подлодку "Малахита" - "Пиранью". Она тоже предназначена для выполнения разведывательно-диверсионных миссий. Но, в отличие от "Тритона", имеет более герметичный корпус, большую дальность плавания и глубину погружения. "Пиранью" мы предлагаем как в обычном - разведывательном - варианте, так и в торпедном, - объясняет Минеев. - Лодка маленькая. Экипаж - 3 человека. Для стран региона это очень выгодно и, к тому же, престижно. ВМС есть практически у всех, но вот подводный флот - нет". Россия - лидер в области подводного судостроения. Особенно в части мини-подлодок. Ближайшие конкуренты, итальянцы, делают не менее совершенные корабли, но они имеют большее водоизмещение и требуют для обслуживания большего количества людей. С этой точки зрения, продукция "Малахита" вне конкуренции.
В авиационной области у России тоже есть свои лидеры. Это конструкторские бюро "Сухой" и "МиГ". Малайзийцы прекрасно осведомлены о боевых возможностях истребителя "Сухого". Су-30МКМ, созданный специально для малазийцев, представляет собой многофункциональный истребитель поколения 4+. Он оснащен современным бортовым радиолокационным комплексом, позволяющим эффективно применять практически весь спектр авиационного вооружения. На 12 подвесках могут быть размещены самые современные российские ракеты типа: Р-27П, Р-73Э, РВВ-АЕ, 3M80E, Х-58Э, Х-59МК и Х-59МЭ, которые можно с успехом применять как по воздушным, так и по наземным целям на дальностях до 120 км. Как отмечают военные, бортовой компьютер самолета позволяет вести одновременное сопровождение, наведение и поражение 15 целей. Причем не только воздушных, но и наземных. Для повышения несущих свойств и улучшения маневренности на самолете установлено переднее горизонтальное оперение. На Су-30МКМ стоят и уникальные турбореактивные двигатели с изменяемым вектором тяги АЛ-31ФП (в США подобный двигатель будет использован только в истребителе F-22 "Raptor", который еще проходит испытания). Благодаря этому, у машины появляется возможность выполнения недоступных другим истребителям маневров. Например, Су-30МКМ быстрее всех набирает высоту и может во время полета резко гасить скорость всей плоскостью фюзеляжа. В воздушном бою этот маневр позволяет летчику с легкостью обхитрить противника и выйти ему в "хвост". После чего произвести пуск ракет и с высокой вероятностью выйти победителем из воздушной схватки. Самолет оборудован системой дозаправки в воздухе, за счет чего продолжительность его полета может составлять до 10 часов. В результате дальность полета с обычных 3000 километров увеличивается до 5200 километров. Для Малайзии с ее огромной, разбросанной по многочисленным островам территорией это очень важное боевое качество истребителя. По оценке специалистов, новое радиоэлектронное оборудование и вооружение, а также сверхманевренность обеспечивают Су-30МКМ превосходство в воздушных боях по сравнению с современными истребителями международного класса примерно в 1,8 раза.
Однако продукция "Сухого" сегодня - это не только один из лучших истребителей, но и гражданская техника. В Малайзии фирма рекламирует, прежде всего, свой перспективный среднемагистральный авиалайнер семейства RRJ. Самолет получил поддержку правительства России, как один из самых перспективных коммерческих проектов, имеющих хорошие рыночные перспективы, и уже в 2008 году у "Аэрофлота" должно появиться 30 авиалайнеров RRJ, гораздо более современных, чем нынешние гражданские самолеты. "Рынок современных истребителей составит в ближайшие годы $550 млрд, - объяснил корреспонденту Страны.Ru глава компании "Сухой" Михаил Погосян, также прилетевший на остров Ланкави. - В то же время гражданский сектор может принести $ 3 - 4 триллиона".
На этом фоне "МиГ" выглядит скромнее, но не менее значимо. Фирма предлагает модернизацию истребителей МиГ-29 до уровня МиГ-29ОВТ. "Машины похожи только по названию, - рассказал Стране.Ru представитель фирмы. - На самом деле мы предлагаем совершенно новый самолет. Скоро ему присвоят имя - МиГ-35". Внешне МиГ-29 и МиГ-35 - близнецы. Планер остался без заметных изменений, но вот "начинка" истребителя - совсем другое дело: современная бортовая электроника, системы целеуказания и управления оружием. Плюс - двигатель с управляемым вектором тяги. Причем, как говорят специалисты, более совершенный, чем даже на СУ-30МКМ, так как позволяет поворачивать сопло во всех плоскостях.
Москва заинтересована в развитии военно-технического сотрудничества с Куала-Лумпуром и поэтому предлагает ему лучшее свое вооружение и технику. Помня о неудачном опыте эксплуатации других российских истребителей, компании "МиГ" и "Сухой" создадут в Малайзии специализированный сервисный центр по обслуживанию своих истребителей, если будут заключены необходимые контракты.