Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Новые концепции нового космического транспорта


30 января 2006 г. АНДРЕЙ КИСЛЯКОВ, "РИА Новости"


Российский многоразовый космический корабль может стартовать уже в 2012 году

        И это отнюдь не фантастические сроки. 3 февраля Роскосмос объявит победителя тендера на создание новой техники из числа трех крупнейших российских космических предприятий: Ракетно-космической корпорации 'Энергия' Государственного научно-производственного центра им. Хруничева и научно-производственного объединение 'Молния'. Учитывая повышенный интерес руководства страны к перспективным пилотируемым экспедициям, можно не сомневаться, что выигравший приложит все усилия для скорейшей реализации проекта корабля.

        Кроме того, программа создания отечественного челнока вполне может принять международный характер. Так, свою заинтересованность в проекте неоднократно высказывал руководитель Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден.

        Космические корабли нового века необходимы. Уже в недалеком будущем мы собираемся совершить дальние пилотируемые экспедиции: сначала на Луну, где планируется основать полноценную земную колонию, а затем и на Марс. Но никто сегодня не возьмется подсчитать необходимое для этого число ракетных стартов. Ведь в космос придется выводить огромную массу грузов и довольно с высокой частотой. Однако может возникнуть вполне логичный вопрос.

        Выгодна ли многоразовость?

        Безусловно. При условии высокочастотной космической работы. Исследования показали, что использование одноразовых комплексов выгоднее многоразовой транспортной системы в программах с темпом запуска не более 5 пусков в год, при условии, что отчуждение земель под поля падения отделяющихся частей будет временным, а не постоянным, с возможностью эвакуации населения, скота и техники из опасных районов.

        Эта оговорка связана с тем, что стоимость отчуждения земель под падение ступеней и обтекателей никогда в расчетах не учитывалась, потому что до последнего времени потери, связанные с отторжением, или даже с временной эвакуацией, никогда не компенсировались и трудно считаемы. А они составляют существенную часть затрат на эксплуатацию ракетных систем.

        При масштабах программы от 75 и выше пусков за 15 лет преимуществом обладают многоразовые системы, причем экономический эффект от их использования возрастает с увеличением числа пусков.

        Кроме того, переход от одноразовых средств выведения тяжелых полезных нагрузок к многоразовым системам приводит к существенному сокращению объемов производства техники. Так, при использовании в одной космической программе двух альтернативных систем потребное количество блоков сокращается в 4-5 раз, корпусов центрального блока - в 50 раз, жидкостных двигателей для второй ступени - в 9 раз. Таким образом, экономия за счет сокращения объемов производства при использовании многоразовой ракеты-носителя примерно равна затратам на ее создание.

        Еще в Советском Союзе произвели расчеты затрат на послеполетное обслуживание и ремонтно-восстановительные работы многоразовых систем. Использовались имеющиеся фактические данные, полученные разработчиками в результате наземных стендовых и летных испытаний, а также эксплуатации планера орбитального корабля 'Буран' с теплозащитным покрытием, самолетов дальней авиации, жидкостных двигателей многократного применения, типа РД-170 и РД-0120. По результатам исследований, затраты на обслуживание и послеполетный ремонт составляют менее 30% от затрат на изготовление новых ракетные блоков.

        Что мы имеем

        Явного фаворита конкурса на лучший космический носитель. Это - корпорация 'Энергия', разработавшая еще в советские времена долговременный орбитальный комплекс 'Мир' и уникальную транспортную систему 'Энергия-Буран'.

        Используя опыт создания пилотируемой космической техники, Корпорация сумела не только разработать собственный космический челнок 'Клипер', способный осуществлять межпланетные перелеты, но и вплотную подойти к реализации принципиально новой концепции многоразовой транспортной системы.

        Как заявил в конце января президент Корпорации Николай Севастьянов, первый полет пилотируемого многоразового корабля "Клипер" планируется осуществить в 2012 году.

        По его словам, если в тендере победит 'Энергия', то в течение трех лет будет произведена "полная летная квалификация корабля", после чего он станет основным транспортным средством для космонавтов. Севастьянов отметил, что главные требования к "Клиперу" - снижение себестоимости полета человека в космос, а также снижение нагрузок на космонавтов и, соответственно, улучшение медицинских показателей. Президент "Энергии" рассказал, что на "Клипере" будут летать два профессиональных космонавта, один из которых станет отвечать за орбитальную часть работы, а другой за посадку в атмосфере. Также на борту корабля смогут находиться еще четыре непрофессиональных космонавта - ученые или туристы.

        Севастьянов сообщил, что "Клипер" по своим техническим характеристикам сможет садиться на космодромах "Байконур" и французском "Куру", а также на большом количестве аэродромов в случае незапланированной или аварийной посадки. "Клипер" также может использоваться для осуществления другого масштабного проекта "Энергии" - коммерческого тура в ближний космос, включающий недельное пребывание на МКС и облет Луны.

        Впервые представленный на салоне МАКС-2005 полномасштабный макет российского челнока значительно удобней и вместительней главной космической "лошадки" последних десятилетий - одноразового "Союза". Длина "Клипера" до 10 метров, а герметичная кабина объемом 20 куб м оборудована удобными креслами для шести членов экипажа. Корабль почти вдвое тяжелее семитонного "Союза" и может доставлять и возвращать с орбиты 500 кг полезного груза.

        Но в 'Энергии' существует и альтернативный проект совершенно нового челнока так называемого 'гибридного' типа. Об этом в конце июля рассказал генеральный директор консорциума "Космическая регата" /дочерняя фирма РКК "Энергия"/ Владимир Сыромятников. Главное достоинство этого проекта - возможность отказаться от теплоизоляционных плиток - самого уязвимого места кораблей 'Спейс Шаттл'.

        "Мы сейчас работаем над новым кораблем. Речь идет о многоразовом космическом корабле так называемого гибридного типа. В его концепции заложена комбинация космических кораблей капсульного /"Союз"/ и крылатого /"Буран"/ типов. Цель создания нового корабля - более надежно и безопасно летать в космос", - отметил Сыромятников.

        Идея нового корабля заключается в том, что большую часть полета он выполняет как капсульный аппарат, при этом крылья спускаемой части находятся в сложенном положении и защищены теплоизоляцией. При посадке после вхождения в атмосферу теплоизоляционный экран отстреливается, разворачиваются крылья, и корабль осуществляет посадку как самолет. Новый корабль вберет в себя положительные качества и "Союзов", и "Бурана". В частности, от капсульных аппаратов он возьмет компактную стартовую конфигурацию и совместимость с системой аварийного спасения. Предполагается, что один из его вариантов будет иметь массу 7 тонн, что позволит выводить его ракетами типа "Союз". В отличие от крылатого космического корабля его теплоизоляция будет выполняться на основе жаропрочных сплавов, а не плиток.

        . "Это - одно из самых главных положительных качеств проекта. Используемые сейчас плитки - капризные и дорогие. В полете и на земле требуется проводить операции по их восстановлению. Нужна революция, которая сделает их бесперспективными", - отметил Сыромятников. "Поскольку корабль будет начинать посадку как капсула, а завершать - как самолет, это дает возможность кораблю возвращаться на Землю со второй космической скоростью и садиться после межпланетного перелета", - подчеркнул Сыромятников.

        В настоящее время разработка гибридного корабля доведена до этапа технических предложений.

        Кто есть кто в космической отрасли России

        Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева, ведущее предприятие по созданию и эксплуатации пилотируемой космической техники, основана 26 августа 1946 года. РКК "Энергия" - родоначальник практически всех направлений ракетной и космической техники. Здесь были созданы первые образцы боевых баллистических ракет /Р-1, Р-2/, первая ракета с ядерным зарядом /Р-5/, межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 /легендарная "семерка"/, ставшая базовой для ракет космического назначения.

        Благодаря работе специалистов предприятия стали возможными запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина в 1961-м.

        Осуществлен запуск первой космической станции - "Салют-1". РКК участвовала в национальных космических программах "Восход", "Восток", "Космос", "Союз", советско-американской "Союз-Апполон". Здесь велись работы по межпланетным автоматическим станциям для исследования Луны, Венеры и Марса.

        Коллективом предприятия разработана и испытана многоразовая ракетно-космическая система "Энергия-Буран", созданы разгонные блоки для ракет-носителей "Протон", "Зенит" и телекоммуникационные спутники нового поколения "Ямал".

        Со стапелей РКК сошли десятки различных модификаций пилотируемых кораблей "Союз" и грузовых "Прогресс". Корпорация "Энергия" была головным разработчиком космической станции "Мир", проработавшей на орбите 15 лет и позволившей России накопить опыт длительных космических полетов.

        Сегодня РКК "Энергия" участвует в международной программе "Морской старт" и создает корабли "Прогресс" и "Союз", осуществляющие полеты на МКС.

        * * *

        Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева - крупнейшее предприятие по выпуску ракетно-космической техники. Образован 7 июня 1993 года на базе ведущих производителей авиационной и ракетно-космической техники - машиностроительного завода имени М.В. Хруничева и КБ "Салют". На этих предприятиях были разработаны и изготовлены баллистические ракеты серии УР-100 и УР-200, все орбитальные станции типа "Салют", базовый блок и все модули комплекса "Мир".

        Сегодня предприятие выпускает тяжелые /"Протон-К" и "Протон-М"/ и легкие /"Рокот"/ ракеты-носители, а также разгонные блоки "Бриз-М" и "Бриз-КМ". ГКНПЦ является основным изготовителем российского сегмента МКС, уже выведены на орбиту модули "Заря" и "Звезда". Среди последних разработок космического центра - малогабаритная универсальная космическая платформа "Яхта" и космический аппарат дистанционного зондирования Земли "Монитор".

        Ведутся работы по созданию ракетно-космического комплекса "Ангара".

        * * *

        Научно-производственное объединение "Молния" - крупнейшее предприятие авиационной промышленности. Основано в 1976 году для создания многоразового орбитального корабля "Буран", совершившего единственный полет в ноябре 1988 года. С 80-х годов НПО вело разработку многоцелевой авиакосмической системы МАКС /"летающий космодром"/. На предприятии разработаны самолеты-трипланы "Молния" и "Геракл".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники



Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС
Максим Талавринов
Известия
Рейсовая колея: самолеты между Москвой и Питером летом будут летать каждые 15 минут
Алексей Михайлов, Роман Крецул
Известия
Огнем «Прометея»: система С-500 сдала экзамен по борьбе с гиперзвуком
Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Роскосмос» решил продать санатории и недвижимость на ₽11 млрд
Анастасия Львова
РБК
Авиакомпании пожаловались в ФАС на рост аэропортовых тарифов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBb3wV
Мастера ремонтники: http://remont.youdo.com/facing/ceiling/facing/suspension/other/price/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer