← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Новые концепции нового космического транспорта


30 января 2006 г. АНДРЕЙ КИСЛЯКОВ, "РИА Новости"


Российский многоразовый космический корабль может стартовать уже в 2012 году

        И это отнюдь не фантастические сроки. 3 февраля Роскосмос объявит победителя тендера на создание новой техники из числа трех крупнейших российских космических предприятий: Ракетно-космической корпорации 'Энергия' Государственного научно-производственного центра им. Хруничева и научно-производственного объединение 'Молния'. Учитывая повышенный интерес руководства страны к перспективным пилотируемым экспедициям, можно не сомневаться, что выигравший приложит все усилия для скорейшей реализации проекта корабля.

        Кроме того, программа создания отечественного челнока вполне может принять международный характер. Так, свою заинтересованность в проекте неоднократно высказывал руководитель Европейского космического агентства (ЕКА) Жан-Жак Дорден.

        Космические корабли нового века необходимы. Уже в недалеком будущем мы собираемся совершить дальние пилотируемые экспедиции: сначала на Луну, где планируется основать полноценную земную колонию, а затем и на Марс. Но никто сегодня не возьмется подсчитать необходимое для этого число ракетных стартов. Ведь в космос придется выводить огромную массу грузов и довольно с высокой частотой. Однако может возникнуть вполне логичный вопрос.

        Выгодна ли многоразовость?

        Безусловно. При условии высокочастотной космической работы. Исследования показали, что использование одноразовых комплексов выгоднее многоразовой транспортной системы в программах с темпом запуска не более 5 пусков в год, при условии, что отчуждение земель под поля падения отделяющихся частей будет временным, а не постоянным, с возможностью эвакуации населения, скота и техники из опасных районов.

        Эта оговорка связана с тем, что стоимость отчуждения земель под падение ступеней и обтекателей никогда в расчетах не учитывалась, потому что до последнего времени потери, связанные с отторжением, или даже с временной эвакуацией, никогда не компенсировались и трудно считаемы. А они составляют существенную часть затрат на эксплуатацию ракетных систем.

        При масштабах программы от 75 и выше пусков за 15 лет преимуществом обладают многоразовые системы, причем экономический эффект от их использования возрастает с увеличением числа пусков.

        Кроме того, переход от одноразовых средств выведения тяжелых полезных нагрузок к многоразовым системам приводит к существенному сокращению объемов производства техники. Так, при использовании в одной космической программе двух альтернативных систем потребное количество блоков сокращается в 4-5 раз, корпусов центрального блока - в 50 раз, жидкостных двигателей для второй ступени - в 9 раз. Таким образом, экономия за счет сокращения объемов производства при использовании многоразовой ракеты-носителя примерно равна затратам на ее создание.

        Еще в Советском Союзе произвели расчеты затрат на послеполетное обслуживание и ремонтно-восстановительные работы многоразовых систем. Использовались имеющиеся фактические данные, полученные разработчиками в результате наземных стендовых и летных испытаний, а также эксплуатации планера орбитального корабля 'Буран' с теплозащитным покрытием, самолетов дальней авиации, жидкостных двигателей многократного применения, типа РД-170 и РД-0120. По результатам исследований, затраты на обслуживание и послеполетный ремонт составляют менее 30% от затрат на изготовление новых ракетные блоков.

        Что мы имеем

        Явного фаворита конкурса на лучший космический носитель. Это - корпорация 'Энергия', разработавшая еще в советские времена долговременный орбитальный комплекс 'Мир' и уникальную транспортную систему 'Энергия-Буран'.

        Используя опыт создания пилотируемой космической техники, Корпорация сумела не только разработать собственный космический челнок 'Клипер', способный осуществлять межпланетные перелеты, но и вплотную подойти к реализации принципиально новой концепции многоразовой транспортной системы.

        Как заявил в конце января президент Корпорации Николай Севастьянов, первый полет пилотируемого многоразового корабля "Клипер" планируется осуществить в 2012 году.

        По его словам, если в тендере победит 'Энергия', то в течение трех лет будет произведена "полная летная квалификация корабля", после чего он станет основным транспортным средством для космонавтов. Севастьянов отметил, что главные требования к "Клиперу" - снижение себестоимости полета человека в космос, а также снижение нагрузок на космонавтов и, соответственно, улучшение медицинских показателей. Президент "Энергии" рассказал, что на "Клипере" будут летать два профессиональных космонавта, один из которых станет отвечать за орбитальную часть работы, а другой за посадку в атмосфере. Также на борту корабля смогут находиться еще четыре непрофессиональных космонавта - ученые или туристы.

        Севастьянов сообщил, что "Клипер" по своим техническим характеристикам сможет садиться на космодромах "Байконур" и французском "Куру", а также на большом количестве аэродромов в случае незапланированной или аварийной посадки. "Клипер" также может использоваться для осуществления другого масштабного проекта "Энергии" - коммерческого тура в ближний космос, включающий недельное пребывание на МКС и облет Луны.

        Впервые представленный на салоне МАКС-2005 полномасштабный макет российского челнока значительно удобней и вместительней главной космической "лошадки" последних десятилетий - одноразового "Союза". Длина "Клипера" до 10 метров, а герметичная кабина объемом 20 куб м оборудована удобными креслами для шести членов экипажа. Корабль почти вдвое тяжелее семитонного "Союза" и может доставлять и возвращать с орбиты 500 кг полезного груза.

        Но в 'Энергии' существует и альтернативный проект совершенно нового челнока так называемого 'гибридного' типа. Об этом в конце июля рассказал генеральный директор консорциума "Космическая регата" /дочерняя фирма РКК "Энергия"/ Владимир Сыромятников. Главное достоинство этого проекта - возможность отказаться от теплоизоляционных плиток - самого уязвимого места кораблей 'Спейс Шаттл'.

        "Мы сейчас работаем над новым кораблем. Речь идет о многоразовом космическом корабле так называемого гибридного типа. В его концепции заложена комбинация космических кораблей капсульного /"Союз"/ и крылатого /"Буран"/ типов. Цель создания нового корабля - более надежно и безопасно летать в космос", - отметил Сыромятников.

        Идея нового корабля заключается в том, что большую часть полета он выполняет как капсульный аппарат, при этом крылья спускаемой части находятся в сложенном положении и защищены теплоизоляцией. При посадке после вхождения в атмосферу теплоизоляционный экран отстреливается, разворачиваются крылья, и корабль осуществляет посадку как самолет. Новый корабль вберет в себя положительные качества и "Союзов", и "Бурана". В частности, от капсульных аппаратов он возьмет компактную стартовую конфигурацию и совместимость с системой аварийного спасения. Предполагается, что один из его вариантов будет иметь массу 7 тонн, что позволит выводить его ракетами типа "Союз". В отличие от крылатого космического корабля его теплоизоляция будет выполняться на основе жаропрочных сплавов, а не плиток.

        . "Это - одно из самых главных положительных качеств проекта. Используемые сейчас плитки - капризные и дорогие. В полете и на земле требуется проводить операции по их восстановлению. Нужна революция, которая сделает их бесперспективными", - отметил Сыромятников. "Поскольку корабль будет начинать посадку как капсула, а завершать - как самолет, это дает возможность кораблю возвращаться на Землю со второй космической скоростью и садиться после межпланетного перелета", - подчеркнул Сыромятников.

        В настоящее время разработка гибридного корабля доведена до этапа технических предложений.

        Кто есть кто в космической отрасли России

        Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С.П.Королева, ведущее предприятие по созданию и эксплуатации пилотируемой космической техники, основана 26 августа 1946 года. РКК "Энергия" - родоначальник практически всех направлений ракетной и космической техники. Здесь были созданы первые образцы боевых баллистических ракет /Р-1, Р-2/, первая ракета с ядерным зарядом /Р-5/, межконтинентальная баллистическая ракета Р-7 /легендарная "семерка"/, ставшая базовой для ракет космического назначения.

        Благодаря работе специалистов предприятия стали возможными запуск первого искусственного спутника Земли в 1957 году и полет первого космонавта планеты Юрия Гагарина в 1961-м.

        Осуществлен запуск первой космической станции - "Салют-1". РКК участвовала в национальных космических программах "Восход", "Восток", "Космос", "Союз", советско-американской "Союз-Апполон". Здесь велись работы по межпланетным автоматическим станциям для исследования Луны, Венеры и Марса.

        Коллективом предприятия разработана и испытана многоразовая ракетно-космическая система "Энергия-Буран", созданы разгонные блоки для ракет-носителей "Протон", "Зенит" и телекоммуникационные спутники нового поколения "Ямал".

        Со стапелей РКК сошли десятки различных модификаций пилотируемых кораблей "Союз" и грузовых "Прогресс". Корпорация "Энергия" была головным разработчиком космической станции "Мир", проработавшей на орбите 15 лет и позволившей России накопить опыт длительных космических полетов.

        Сегодня РКК "Энергия" участвует в международной программе "Морской старт" и создает корабли "Прогресс" и "Союз", осуществляющие полеты на МКС.

        * * *

        Государственный космический научно-производственный центр имени М.В. Хруничева - крупнейшее предприятие по выпуску ракетно-космической техники. Образован 7 июня 1993 года на базе ведущих производителей авиационной и ракетно-космической техники - машиностроительного завода имени М.В. Хруничева и КБ "Салют". На этих предприятиях были разработаны и изготовлены баллистические ракеты серии УР-100 и УР-200, все орбитальные станции типа "Салют", базовый блок и все модули комплекса "Мир".

        Сегодня предприятие выпускает тяжелые /"Протон-К" и "Протон-М"/ и легкие /"Рокот"/ ракеты-носители, а также разгонные блоки "Бриз-М" и "Бриз-КМ". ГКНПЦ является основным изготовителем российского сегмента МКС, уже выведены на орбиту модули "Заря" и "Звезда". Среди последних разработок космического центра - малогабаритная универсальная космическая платформа "Яхта" и космический аппарат дистанционного зондирования Земли "Монитор".

        Ведутся работы по созданию ракетно-космического комплекса "Ангара".

        * * *

        Научно-производственное объединение "Молния" - крупнейшее предприятие авиационной промышленности. Основано в 1976 году для создания многоразового орбитального корабля "Буран", совершившего единственный полет в ноябре 1988 года. С 80-х годов НПО вело разработку многоцелевой авиакосмической системы МАКС /"летающий космодром"/. На предприятии разработаны самолеты-трипланы "Молния" и "Геракл".



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2006/1/30/7530/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.