Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Авиакомпании сбиваются в стаи


11 апреля 2006 г. СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН , "Коммерсант"


авиационный транспорт

        Менеджмент ОАО "Аэрофлот", крупнейшей авиакомпании России, предложил акционерам рассмотреть проект глобальной консолидации отечественной авиаиндустрии. На июньское годовое собрание акционеров вынесен вопрос о допэмиссии акций АО, которую, согласно предварительным планам, предлагается оплатить долями государства в авиакомпаниях "Дальавиа", "Владивосток Авиа" и, возможно, в "Красэйре", "Сибири" и альянсе ГТК "Россия"-"Пулково". Отметим, что три последних перевозчика являются прямыми конкурентами "Аэрофлота" и входят в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. Ведут консолидацию авиаактивов сам "Красэйр", а также "ВИМ-Авиа".

        Консолидация для снижения издержек По данным Ространснадзора, сейчас в России зарегистрировано 182 эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. По сравнению с пиковым 1996 годом, когда на обломках единого советского "Аэрофлота" было сформировано 389 авиаперевозчиков, их число сократилось вдвое. При этом половину пассажиров (по итогам 2005 года - 35,1 млн человек) на протяжении последних нескольких лет перевозит пятерка крупнейших авиакомпаний России - ОАО "Аэрофлот", ОАО "Авиакомпания 'Сибирь'", госпредприятие "Пулково", ОАО "Авиакомпания 'ЮТэйр'" и ОАО "Авиакомпания 'Красноярские авиалинии'".

        Первая волна консолидации авиаперевозчиков, о необходимости которой много лет говорили чиновники, но которую инициировали сами авиакомпании, началась в 2004 году. Тогда структуры, подконтрольные гендиректору "Сибири" Владиславу Филеву, приобрели контрольный пакет Челябинского авиапредприятия, "Аэрофлот" стал контролирующим акционером в ЗАО "Аэрофлот-Норд", образованном на базе ФГУП "Архангельские воздушные линии". В это же время "ЮТэйр" консолидировал почти 100% ОАО "Комиинтеравиа".

        Два года назад началось формирование авиаальянса "ЭйрБридж" (в 2005 году переименован в AiRUnion) во главе с авиакомпаниями "Красэйр" и "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ). Его инициатором стали менеджеры "Красэйра" братья Борис и Александр Абрамовичи и дружественные им частные акционеры "Красэйра", скупившие впоследствии доли в авиакомпаниях ДАЛ, "Самара" и "Омскавиа".

        Прошлый год участники рынка и эксперты единодушно называют кризисным для отрасли. По данным Транспортной клиринговой палаты, общие объемы перевозок по сравнению с 2004 годом выросли на 3,9%, международные - на 6,6%, внутрироссийские - всего на 1,8%. Годом ранее показатели были соответственно 14,9%, 21% и 10,5%. Среди основных причин называются беспрецедентный рост цен на авиатопливо (с 2003 года оно подорожало втрое), отсутствие у перевозчиков конкурентоспособного топливоэффективного флота и возможностей для его обновления (таможенные платежи на ввоз самолетов иностранного производства составляют около 40% от их стоимости) и, как следствие, увеличение тарифов, что делает воздушный транспорт все менее доступным для населения.

        В этой ситуации авиакомпаниям ничего не оставалось, как продолжить консолидацию для уменьшения издержек. AiRUnion с прошлого года добивается решения госсобственника (государству принадлежит 51% акций "Красэйра", более 50% акций ДАЛ и 46,49% "Самары") об образовании на его базе объединенного перевозчика. Менеджмент и частные акционеры "Красэйра" предлагают образовать новое АО, доли в котором были бы оплачены частными и государственными пакетами в компаниях-участниках альянса. Госдоля при этом сократится, однако ее капитализация в течение нескольких лет, по предварительным расчетам, увеличится с нынешних $79,1 млн до $152,6 млн (рост 92,8%). Процесс согласования соответствующего указа затянулся - стороны никак не могут договориться о соотношении долей (см. интервью с гендиректором "Красэйра" Борисом Абрамовичем).

        Консолидацией занялось и ООО "Авиакомпания 'ВИМ-Авиа'" (основным владельцем является бизнесмен Рашид Мурсекаев), оперирующее парком из 16 Boeing 757-200, специализирующееся на международных чартерных перевозках и занявшее по объемам перевезенных пассажиров в 2005 году шестое место (1,589 млн человек). В августе завершилась сделка по покупке господином Мурсекаевым 100% акций ЗАО "Авиакомпания 'Русское небо'" (бывшая авиакомпания "Ист Лайн") у бизнесменов Алексея Куимова и Виталия Качуры. Сумма сделки не разглашалась. "Русское небо", как и "ВИМ-Авиа", специализируется на международных чартерах, оперирует десятком Ил-62М, Ил-86 и Ту-154М, в 2005 году перевезла на международных воздушных линиях 568,29 тыс. пассажиров, выручка составила 1,836 млрд руб., рентабельность - -1,3%.

        В декабре пермский бизнесмен Михаил Антонов продал "ВИМ-Авиа" около 80% акций ЗАО "Авиакомпания 'Карат'", имеющего разветвленную сеть маршрутов в России и СНГ. В 2005 году "Карат" перевез на внутренних линиях 323,86 тыс. пассажиров, выручка составила 1,622 млрд руб., рентабельность - 1%. В начале этого года началась сделка по приобретению контрольного пакета в ЗАО "Континентальные авиалинии", до сих пор одном из крупнейших чартерных перевозчиков, в 2005 году почти в два раза снизившем объемы перевозок пассажиров - до 294,49 тыс. человек. В "ВИМ-Авиа" рассматривают приобретения как доступ к лицензиям на выполнение регулярных рейсов (сейчас у компании только пять регулярных направлений) и диверсификацию чартерного бизнеса (см. интервью с гендиректором "ВИМ-Авиа" Романом Пахомовым).

        Объединение для увеличения капитализации Но самый масштабный проект консолидации предложил в феврале "Аэрофлот", крупнейший отечественный авиаперевозчик. Совет директоров авиакомпании вынес на собрание акционеров вопрос об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в пределах количества объявленных акций. Как следует из материалов к совету (их копия имеется в распоряжении Ъ), допэмиссию предлагается оплатить активами государства в ФГУП "Дальавиа", ОАО "Владивосток Авиа" и других компаниях, в числе которых называются "Красэйр", "Сибирь" и объединенная компания, образуемая сейчас на базе госпредприятий ГТК "Россия" и "Пулково" (Санкт-Петербург).

        "За счет приобретения других компаний ОАО 'Аэрофлот' получает возможность получить дополнительный парк воздушных судов, пассажиропоток, авиаузлы в различных регионах РФ, что в конечном итоге позволит увеличить долю компании на рынке и ее стоимость",- говорится в материалах к совету. Конкретные цифры в документе не приводятся (их менеджмент обещает представить на рассмотрение совета директоров в мае), зато уточняется, что "приобретаемые компании получат брэнд, стандарты управления и сервиса ОАО 'Аэрофлот', а также возможность дополнительно приобретать (арендовать) воздушные суда". То есть фактически речь идет о создании дочерних компаний на базе конкурентов "Аэрофлота".

        Отметим, что инициатива "Аэрофлота" труднореализуема, хотя бы из-за неоднородности состава акционеров перечисленных компаний. К примеру, более 63% акций авиакомпании "Сибирь" принадлежат Наталии Филевой, замгендиректора АО и супруге главы перевозчика Владислава Филева, и только 25,5% акций остается в госсобственности. Миноритарием АО "Владивосток Авиа" (14,45%) является группа "Альянс". Кроме того, допэмиссия, которую путем закрытой подписки планируется разместить в пользу Росимущества (по предварительным данным, она должна составить 13,5%), приведет к размытию доли Национальной резервной корпорации депутата Госдумы Александра Лебедева, контролирующей около 30% акций "Аэрофлота". В "Аэрофлоте", правда, уточняют, что переговоров с "Красэйром" и "Сибирью" по поводу консолидации сейчас не ведется (см. интервью с гендиректором "Аэрофлота" Валерием Окуловым) и приоритетным является присоединение дальневосточных компаний. Представители госорганов однозначного отношения к инициативе публично пока тоже не высказали. Однако инициативу у "Аэрофлота" перехватил Минтранс. В марте его глава Игорь Левитин заявил о том, что совет по гражданской авиации при министерстве начал разработку концепции по объединению авиакомпаний с контрольными госпакетами акций. По словам чиновника, исходя из окончательного утвержденного правительством варианта концепции будет принято решение о возможной передаче "Аэрофлоту" долей в других авиакомпаниях.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Герман Костринский, Анастасия Львова, Иван Ткачёв
РБК
«Победа» в SDN-листе. Что это значит для авиакомпании и ее пассажиров
Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию



Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом
Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer