← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

Авиакомпании сбиваются в стаи


11 апреля 2006 г. СЕРГЕЙ Ъ-РЫЖКИН , "Коммерсант"


авиационный транспорт

        Менеджмент ОАО "Аэрофлот", крупнейшей авиакомпании России, предложил акционерам рассмотреть проект глобальной консолидации отечественной авиаиндустрии. На июньское годовое собрание акционеров вынесен вопрос о допэмиссии акций АО, которую, согласно предварительным планам, предлагается оплатить долями государства в авиакомпаниях "Дальавиа", "Владивосток Авиа" и, возможно, в "Красэйре", "Сибири" и альянсе ГТК "Россия"-"Пулково". Отметим, что три последних перевозчика являются прямыми конкурентами "Аэрофлота" и входят в пятерку крупнейших авиаперевозчиков России. Ведут консолидацию авиаактивов сам "Красэйр", а также "ВИМ-Авиа".

        Консолидация для снижения издержек По данным Ространснадзора, сейчас в России зарегистрировано 182 эксплуатанта коммерческой гражданской авиации. По сравнению с пиковым 1996 годом, когда на обломках единого советского "Аэрофлота" было сформировано 389 авиаперевозчиков, их число сократилось вдвое. При этом половину пассажиров (по итогам 2005 года - 35,1 млн человек) на протяжении последних нескольких лет перевозит пятерка крупнейших авиакомпаний России - ОАО "Аэрофлот", ОАО "Авиакомпания 'Сибирь'", госпредприятие "Пулково", ОАО "Авиакомпания 'ЮТэйр'" и ОАО "Авиакомпания 'Красноярские авиалинии'".

        Первая волна консолидации авиаперевозчиков, о необходимости которой много лет говорили чиновники, но которую инициировали сами авиакомпании, началась в 2004 году. Тогда структуры, подконтрольные гендиректору "Сибири" Владиславу Филеву, приобрели контрольный пакет Челябинского авиапредприятия, "Аэрофлот" стал контролирующим акционером в ЗАО "Аэрофлот-Норд", образованном на базе ФГУП "Архангельские воздушные линии". В это же время "ЮТэйр" консолидировал почти 100% ОАО "Комиинтеравиа".

        Два года назад началось формирование авиаальянса "ЭйрБридж" (в 2005 году переименован в AiRUnion) во главе с авиакомпаниями "Красэйр" и "Домодедовские авиалинии" (ДАЛ). Его инициатором стали менеджеры "Красэйра" братья Борис и Александр Абрамовичи и дружественные им частные акционеры "Красэйра", скупившие впоследствии доли в авиакомпаниях ДАЛ, "Самара" и "Омскавиа".

        Прошлый год участники рынка и эксперты единодушно называют кризисным для отрасли. По данным Транспортной клиринговой палаты, общие объемы перевозок по сравнению с 2004 годом выросли на 3,9%, международные - на 6,6%, внутрироссийские - всего на 1,8%. Годом ранее показатели были соответственно 14,9%, 21% и 10,5%. Среди основных причин называются беспрецедентный рост цен на авиатопливо (с 2003 года оно подорожало втрое), отсутствие у перевозчиков конкурентоспособного топливоэффективного флота и возможностей для его обновления (таможенные платежи на ввоз самолетов иностранного производства составляют около 40% от их стоимости) и, как следствие, увеличение тарифов, что делает воздушный транспорт все менее доступным для населения.

        В этой ситуации авиакомпаниям ничего не оставалось, как продолжить консолидацию для уменьшения издержек. AiRUnion с прошлого года добивается решения госсобственника (государству принадлежит 51% акций "Красэйра", более 50% акций ДАЛ и 46,49% "Самары") об образовании на его базе объединенного перевозчика. Менеджмент и частные акционеры "Красэйра" предлагают образовать новое АО, доли в котором были бы оплачены частными и государственными пакетами в компаниях-участниках альянса. Госдоля при этом сократится, однако ее капитализация в течение нескольких лет, по предварительным расчетам, увеличится с нынешних $79,1 млн до $152,6 млн (рост 92,8%). Процесс согласования соответствующего указа затянулся - стороны никак не могут договориться о соотношении долей (см. интервью с гендиректором "Красэйра" Борисом Абрамовичем).

        Консолидацией занялось и ООО "Авиакомпания 'ВИМ-Авиа'" (основным владельцем является бизнесмен Рашид Мурсекаев), оперирующее парком из 16 Boeing 757-200, специализирующееся на международных чартерных перевозках и занявшее по объемам перевезенных пассажиров в 2005 году шестое место (1,589 млн человек). В августе завершилась сделка по покупке господином Мурсекаевым 100% акций ЗАО "Авиакомпания 'Русское небо'" (бывшая авиакомпания "Ист Лайн") у бизнесменов Алексея Куимова и Виталия Качуры. Сумма сделки не разглашалась. "Русское небо", как и "ВИМ-Авиа", специализируется на международных чартерах, оперирует десятком Ил-62М, Ил-86 и Ту-154М, в 2005 году перевезла на международных воздушных линиях 568,29 тыс. пассажиров, выручка составила 1,836 млрд руб., рентабельность - -1,3%.

        В декабре пермский бизнесмен Михаил Антонов продал "ВИМ-Авиа" около 80% акций ЗАО "Авиакомпания 'Карат'", имеющего разветвленную сеть маршрутов в России и СНГ. В 2005 году "Карат" перевез на внутренних линиях 323,86 тыс. пассажиров, выручка составила 1,622 млрд руб., рентабельность - 1%. В начале этого года началась сделка по приобретению контрольного пакета в ЗАО "Континентальные авиалинии", до сих пор одном из крупнейших чартерных перевозчиков, в 2005 году почти в два раза снизившем объемы перевозок пассажиров - до 294,49 тыс. человек. В "ВИМ-Авиа" рассматривают приобретения как доступ к лицензиям на выполнение регулярных рейсов (сейчас у компании только пять регулярных направлений) и диверсификацию чартерного бизнеса (см. интервью с гендиректором "ВИМ-Авиа" Романом Пахомовым).

        Объединение для увеличения капитализации Но самый масштабный проект консолидации предложил в феврале "Аэрофлот", крупнейший отечественный авиаперевозчик. Совет директоров авиакомпании вынес на собрание акционеров вопрос об увеличении уставного капитала АО путем размещения дополнительных обыкновенных именных акций в пределах количества объявленных акций. Как следует из материалов к совету (их копия имеется в распоряжении Ъ), допэмиссию предлагается оплатить активами государства в ФГУП "Дальавиа", ОАО "Владивосток Авиа" и других компаниях, в числе которых называются "Красэйр", "Сибирь" и объединенная компания, образуемая сейчас на базе госпредприятий ГТК "Россия" и "Пулково" (Санкт-Петербург).

        "За счет приобретения других компаний ОАО 'Аэрофлот' получает возможность получить дополнительный парк воздушных судов, пассажиропоток, авиаузлы в различных регионах РФ, что в конечном итоге позволит увеличить долю компании на рынке и ее стоимость",- говорится в материалах к совету. Конкретные цифры в документе не приводятся (их менеджмент обещает представить на рассмотрение совета директоров в мае), зато уточняется, что "приобретаемые компании получат брэнд, стандарты управления и сервиса ОАО 'Аэрофлот', а также возможность дополнительно приобретать (арендовать) воздушные суда". То есть фактически речь идет о создании дочерних компаний на базе конкурентов "Аэрофлота".

        Отметим, что инициатива "Аэрофлота" труднореализуема, хотя бы из-за неоднородности состава акционеров перечисленных компаний. К примеру, более 63% акций авиакомпании "Сибирь" принадлежат Наталии Филевой, замгендиректора АО и супруге главы перевозчика Владислава Филева, и только 25,5% акций остается в госсобственности. Миноритарием АО "Владивосток Авиа" (14,45%) является группа "Альянс". Кроме того, допэмиссия, которую путем закрытой подписки планируется разместить в пользу Росимущества (по предварительным данным, она должна составить 13,5%), приведет к размытию доли Национальной резервной корпорации депутата Госдумы Александра Лебедева, контролирующей около 30% акций "Аэрофлота". В "Аэрофлоте", правда, уточняют, что переговоров с "Красэйром" и "Сибирью" по поводу консолидации сейчас не ведется (см. интервью с гендиректором "Аэрофлота" Валерием Окуловым) и приоритетным является присоединение дальневосточных компаний. Представители госорганов однозначного отношения к инициативе публично пока тоже не высказали. Однако инициативу у "Аэрофлота" перехватил Минтранс. В марте его глава Игорь Левитин заявил о том, что совет по гражданской авиации при министерстве начал разработку концепции по объединению авиакомпаний с контрольными госпакетами акций. По словам чиновника, исходя из окончательного утвержденного правительством варианта концепции будет принято решение о возможной передаче "Аэрофлоту" долей в других авиакомпаниях.



URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2006/4/11/7997/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.