← Назад

Главная Обзоры СМИ Статьи

"Оборонпром" задумался об экономии


25 февраля 2009 года Сергей Колобков, RBC Daily


В условиях кризиса 'Оборонпром' был вынужден приступить к оптимизации производственных площадей и персонала своих предприятий. Сейчас на предприятиях, передаваемых по указу президента в 'Оборонпром', трудятся 125 тыс. человек, которые производят продукцию на 2,5 млрд долл. в год, что соответствует всего лишь 1/12 показателя производительности труда у европейских двигателестроителей. Первыми в список реструктурируемых попали самарские предприятия СНТК им. Кузнецова и 'Моторостроитель', где будет сокращено 10% сотрудников.

Объем годового производства всей российской двигателестроительной отрасли составляет порядка 2,5 млрд долл., на производ­стве заняты 125 тыс. человек. К примеру, Pratt & Whitney ежегодно производит авиадвигателей на 11 млрд долл. при количестве занятых 38,5 тыс. человек. По данным «Оборонпрома», производительность труда на российских предприятиях составляет 1/12 от европейской.

Для того чтобы снизить затраты и увеличить производительность труда, на перешедших в соответствии с указом президента в руки «Оборонпрома» двигателестроительных предприятиях началась реструктуризация. По словам официального представителя ком­пании, в декабре 2008 года на самарских СНТК им. Кузнецова и «Моторостроителе» был выпущен совместный приказ о радикальном снижении издержек. «Одно из направлений — сокращение персонала до 10%. Сейчас отправляются в отпуска с сохранением 2/3 заработной платы все сотрудники СНТК и «Моторостроителя», с тем чтобы с 1 марта на работу вышли только те работники, которые необходимы для функционирования предприятия — производственные рабочие, часть административно-хозяйственного персонала», — отмечает представитель «Оборонпрома». Одновременно будут ликвидированы дублирующие производства, освобождены лишние площади и проданы непрофильные активы.

В «Оборонпроме» сокращение издержек объясняют тем, что только за 2008 год СНТК увеличил свою кредиторскую задолженность на 300 млн руб., а «Моторостроитель» — на 1 млрд руб. Долг СНТК по зарплате на февраль 2009 года превысил 47 млн руб. При этом у предприятия нет экспортных контрактов, а внутренний рынок ограничен заказами «Газпрома». Единственный перспективный двигатель, разрабатываемый предприятием, это НК-93, но он еще только испытывается (деньги на это прописаны в ФЦП развития гражданского двигателестроения). «Мы ставим перед собой грандиозную задачу — стать реальным игроком на мировом рынке, конкурировать с транснациональными компаниями. Но сегодня, в условиях мирового экономического кризиса, речь идет об элементарном выживании российской двигателестроительной отрасли», — отмечает представитель «Оборонпрома».

Все делается правильно, хоть это неприятные и жестокие вещи, уверен эксперт центра АСТ Константин Макиенко. «Производство оптимизировать надо. Надо сокращать лишних людей и повышать производительность труда оставшихся, оптимизировать расходы. К примеру, катастрофы от ликвидации московского «Салюта» не произойдет, так как продукт семейства АЛ-31 после ликвидации предприятия не исчезнет. В отличие от «Салюта» ММП им В.В. Чернышева просто так ликвидировать нельзя, так как пока не развернута площадка для производства РД-33», — отмечает эксперт.




URL: http://www.aex.ru/fdocs/1/2009/2/25/14081/


Полная или частичная публикация материалов сайта возможна только с письменного разрешения редакции Aviation EXplorer.