Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Рожденный для неба


15 июля 2010 года Тамара Сапегина, Красная звезда


Виктор Андреевич Бородулин прошел в авиации все основные ступени – от курсанта Армавирского высшего военного авиационного училища летчиков до командира авиадивизии, начальника штаба объединения ПВО и первого заместителя начальника управления боевой подготовки войск ПВО и ВВС РФ, генерал-майора. В 1975 году окончил Военно-воздушную академию им. Ю.А. Гагарина, в 1985-м – Военную академию Генерального штаба.

Больше всего на свете Виктор Андреевич любил самолеты. Он был одним из тех, кто, став генералом, продолжал интенсивно летать. У этого мужественного, разносторонне образованного человека было много друзей – и военных, и гражданских, для которых он всегда оставался близким человеком, внимательным и гостеприимным. Его ценили и уважали за профессионализм, скромность и обаяние, за беспредельную доброту и отзывчивость. Он был отважным боевым летчиком. А еще – романтиком. Любил небо. Писал стихи. Многие из них посвящал сыну Сергею. И, конечно, своей жене – Светлане Николаевне. Замечательный врач, общественный деятель, человек высокой нравственной позиции, она не только была его музой, но и боевой подругой, надежным тылом.

...Судьба Виктора Бородулина складывалась, как у тысяч сверстников, мальчишек послевоенной поры. Он родился в 1943 году в Куйбышеве. Семья переехала туда, когда из Москвы был эвакуирован 1-й авиационный завод, на котором работал отец. Там, на Волге, в короткий срок необходимо было наладить производство штурмовиков. Отец Виктора Андреевича позже вспоминал: «Везде жгли костры, оттаивали землю, ставили станки, заливали бетоном, и под открытым небом точили детали для самолетов. Заволжские степи, мороз 40 градусов, руки прилипают к металлу. Так создавали Ил-2. Нас, Бородулиных, на заводе было 8. Мы шутили, что одной семьей можем самолет начертить, создать, начинить и на нем взлететь...» И отец в юности мечтал о небе, но по состоянию здоровья не прошел в летное училище. Еще в начале войны, в Москве, его контузило немецкой авиабомбой, и до конца своих дней он плохо слышал, что не мешало ему работать в полную силу. Это был кристально честный, уважаемый всеми человек. И сыну передал эти качества характера.

...В 1945 году, победив в войне, страна принялась залечивать раны. Светлых страниц в послевоенной полуголодной жизни было немного. Но так уж устроен человек: ему хочется вспоминать только хорошее. Виктор Андреевич рассказывал сыну Сергею, как в 1946 году семья вернулась в Москву, как в шесть лет он пошел в школу. Успевал прилежно учиться, заниматься спортом, сочинять стихи. Но самое главное, мечтая о небе, в 16 лет записался в аэроклуб. Зимой изучали теорию, а летом было самое интересное – практические занятия и полеты. Он с упоением читал книги об авиации, интересовался психологией летчиков. Позже Виктор Андреевич напишет: «Любовь к самолетам была не случайна, ведь почти все мои родственники имели отношение к авиации. Был у нас даже свой ведущий конструктор. А еще однажды мне в руки попала книга И. Кожедуба «Служу Родине», и я понял, что обязательно буду летчиком... Несмотря на мамины слезы, уехал в Армавир и при конкурсе в 15 человек, имея уже 40 часов налета, поступил в летное училище!»

Виктор Андреевич любил свою работу, военную службу по-настоящему, до самозабвения. Легко осваивая новые типы самолетов, летал блестяще. Он обожал запах утреннего аэродрома, капли росы на траве... Талантливого летчика ценили, доверяли самое сложное, ответственное. Справлялся всегда. Друзья вспоминают, как часто, попадая в критические ситуации, Виктор Андреевич проявлял предельную выдержку и самообладание. Примеров тому множество. Жаль, что рассказывать о них пока не пришло время...

На счету генерала – авиатора было много переездов, новых гарнизонов. Курилы, Сахалин, Дальний Восток, Группа советских войск в Германии, Эстония, Украина, Подмосковье – Клин, Балашиха.

Друзья Виктора Бородулина вспоминают: «Бывают люди, о которых рассказывать трудно. Но Виктор Андреевич был иным. Говорить о нем легко. Очень светлый и открытый человек. Внешне сдержанный, немногословный. Но с невероятно сильным характером, твердыми принципами и постоянной готовностью броситься на помощь...»

...Он знал, что его болезнь неизлечима, но держался исключительно мужественно. Принялся за книгу воспоминаний. Но написать ее не успел. Небо позвало в последний полет...
 



комментарии (0):













Материалы рубрики

Евгения Бородина
Известия
Взлет заглушаю: что облегчит длинный перелет
Юлия Леонова, Владимир Матвеев
Известия
Первый в классе: спущен на воду учебный корабль для вертолетчиков
Наталья Башлыкова, Максим Талавринов
Известия
Экономь-класс: ФАС попросили проверить рост стоимости авиабилетов
София Прохорчук, Яна Штурма
Известия
Раздор полетов: почему пассажиры «Аэрофлота» не попали на рейсы
Анастасия Морозова
Forbes
Bloomberg узнал о сложностях с покупкой Boeing своей бывшей «дочки» Spirit
Валерия Лобко
Российская газета
Взглянуть в небо: Регионы оценят по уровню развития беспилотников
Татьяна Серебрякова
HotLine.travel
Может ли скандал вокруг Turkish Airlines привести к ограничению рейсов в Россию
Яна Штурма, Ксения Набаткина, Валерия Мишина
Известия
Владивосточное время: куда полетят россияне этим летом



Анастасия Львова, Герман Костринский
РБК
Первый аэропорт в Карачаево-Черкесии построят «Аэропорты регионов»
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Роман Крецул
Известия
«Кинжальная» дистанция: носитель гиперзвука получил стратегическую дальность
Наталия Эфендиева
Деловой Петербург
Бороздят просторы Вселенной: необычное кино о космосе
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Поставили «Форпост»: за Камчаткой и Севморпутем присмотрят беспилотники
Анастасия Львова
РБК
Минтранс поручил усилить меры по защите аэропортов от атак дронов
Мария Сергеева (Республика Саха)
Российская газета
Почти половину аэропортов Якутии модернизируют благодаря нацпроекту
Андрей Коршунов
Известия
На счет три: российская ракета «Ангара» впервые стартовала с Восточного
Анастасия Львова
РБК
Госкорпорация по аэронавигации вышла в прибыль после трех лет убытков
Максим Талавринов
Известия
Полетели: Росавиация попросила уволить топ-менеджеров «Уральских авиалиний»
Валентин Логинов
Известия
Ход и следствие: Польша меняет подход к смоленской авиакатастрофе
Илья Словесный
Деловой Петербург
Копайте глубже: Петербургу помогут построить метро до Пулково
Брэндон Вейхерт (Brandon Weichert)
ИноСМИ, The National Interest
Почему МиГ-21 до сих пор в почете у военных?
Андрей Коршунов
Известия
Космическая вязь: металлоткани свяжут Землю с другими планетами
Роман Гусаров
NEWS.ru
Новый самолет Ил-114-300: каким будет наследник легендарного Ан-24

РБК
Как S7 Airlines и ORS за 13 часов поменяли систему бронирования
Анастасия Николаева
Интерфакс
Россия и космос: последние достижения, история и интересные факты
Елена Савельева
РИА Новости
Не остаться в пролете: Запад испугался за свои самолеты из-за России
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Рейс и навсегда: авиакомпаниям могут запретить аннулирование обратных билетов

Ростех
Сергей Ильюшин: «Лучше всего поют о конструкторе самолеты»
Алексей Анпилогов
Взгляд
Новый двигатель возвращает России турбовинтовую региональную авиацию
Егор Кулаков
Деловой Петербург
Петербург постепенно обретает статус столицы беспилотных систем
Наталья Ильина
Известия
Авианажим: мошенники прикидываются сотрудниками банков в аэропортах
Анастасия Львова
РБК
Ространснадзор решил перевести проверки авиакомпаний «на цифру»
Илья Максимов
Российская газета
Три российских самолета вошли в топ истребителей с самыми мощными двигателями

Ростех
Пять поколений истребительной авиации
Андрей Коршунов
Известия
Ближний сбой: какие проблемы вскрыла отмена пуска «Союз МС-5»
Игорь Кармазин
Известия
Небо открывается: первая белорусская космонавтка полетит на МКС
Алексей Михайлов, Андрей Федоров, Владимир Матвеев
Известия
Прицелы и средства: летчиков ВМФ научат борьбе с дронами
Григорий Колпаков
Интерфакс
Управление беспилотниками: виды, подготовка пилотов, востребованность профессии
Андрей Коршунов, Мария Недюк
Известия
Ступени развития: к чему приведет потеря ракеты Starship во время испытаний
Валерий Кодачигов, Максим Талавринов
Известия
Пролет нормальный: операторы дронов смогут общаться с экипажами самолетов
Илья Словесный
Деловой Петербург
Рейс задержан: сроки импортозамещения самолётов в России сдвинулись
Андрей Кузмак
Известия
Винительный падёж: Boeing оказался под огнем критики
Алексей Михайлов, Роман Крецул, Андрей Федоров
Известия
Расправить сети: запущена программа ремонта военных аэродромов
Роман Гусаров
NEWS.ru
Минобороны России получит новый самолет Ил-212: что о нем известно
Андрей Коршунов
Известия
Просто в космос: как Юрия Гагарина готовили к полету на Луну
Наталья Пономарева
Интерфакс
Отмена полета. Что делать пассажирам при задержке авиарейса?
Максим Талавринов, Наталья Башлыкова
Известия
Дебошире круг: с самолетов в РФ стали снимать больше деструктивных пассажиров
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Небесный тихоход: МС-21 ждет нелегкая судьба
Анастасия Львова, Валентина Шварцман
РБК
У российских вертолетчиков вскоре истекут все контракты с ООН
Анастасия Львова
РБК
ОАК сдвинула сроки поставок новых гражданских самолетов
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Леса просят дронов. Авиалесоохрана ищет деньги на закупку БАС

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer