Как говорится в материалах Московского арбитражного суда, дочерняя структура «Аэрофлота» на предварительном судебном заседании 6 октября отказалась от своих исковых требований.
Источник в «Аэрофлоте» пояснил, что авиакомпании удалось урегулировать спор во внесудебном порядке. «Мы договорились. ФАС согласилась с нашими доводами и отказалась от своих требований», — отметил источник.
Однако переговоры с ФАС заняли у «Аэрофлота» не один месяц. Антимонопольное ведомство еще 26 апреля, одобрив приобретение 75% минус одна акция «Авиакомпании Россия», выдвинуло «Аэрофлоту» особые условия. «Аэрофлот» и «Россия» в течение трех месяцев после заключения сделки должны были добровольно отказаться от 16% объема пассажирских перевозок между Москвой и Санкт-Петербургом (от уровня 2010 года), уступив часть слотов другим перевозчикам.
В пресс-службе ФАС в понедельник «Известиям» не смогли предоставить комментарий о том, почему изменилась позиция ведомства.
В «Аэрофлоте» объясняют, что рынок перевозок между двумя российскими столицами достаточно специфичен. При его оценке необходимо учитывать перевозки не только воздушным транспортом, но и железнодорожным. В этом случае ни о каком доминирующем положении «Аэрофлота» и «России» речь идти уже не может.
Действительно, скоростной электропоезд «Сапсан» может доставить пассажира из центра Москвы в Санкт-Петербург всего за 4 часа при стоимости билета 3,5 тыс. рублей. Авиаперелет длится около часа, но у счетом времени, затраченного на поездку до аэропорта и прохождение всех предполетных процедур, такое путешествие может оказаться не быстрее, чем на поезде. Стоимость авиабилета же примерно такая же.
Несмотря на конкуренцию с другими видами транспорта, в прошлом году из Москвы в Санкт-Петербург и в обратном направлении все российские авиакомпании перевезли более 2,3 млн человек. Ни по одному другому маршруту перевозки не превышают эту цифру. Например, по самому популярному туристическому маршруту Москва—Анталья в 2010 году было перевезено только 2,2 млн человек.
«Аэрофлоту» было важно урегулировать этот непростой вопрос с ФАС. Во-первых, это позволило не потерять свою значительную долю на выгодном маршруте. Во-вторых, было снято одно из препятствий, мешающих завершению сделки между «Аэрофлотом» и корпорацией «Ростехнологии» по приобретению госпакетов шести региональных перевозчиков — «России», «Кавминводыавиа», «Оренбургских авиалиний», «Владивостокавиа», «Саратовских авиалиний» и «Сахалинских авиатрасс».
Таким образом, чтобы сделка состоялась, осталось только дождаться решения государства об акционировании ФГУП «Кавминводыавиа». У этой авиакомпании в конце сентября был аннулирован сертификат эксплуатанта из-за неудовлетворительного финансово-экономического состояния. Но она является частью согласованной пакетной сделки, и «Аэрофлот» от этого актива отказаться уже не может. Предполагается, что сделка будет официально оформлена не позднее ноября. «Ростехнологии» получат взамен 3,61% акций ОАО «Аэрофлот».