Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Концентрированный рост


12 октября 2011 года Роман Романовский, КоммерсантЪ


Российский рынок лизинга набирает обороты. Объем вновь заключенных лизинговых сделок за первые шесть месяцев 2011 года вырос вдвое и составил 530 млрд руб. Совокупный лизинговый портфель на 1 июля 2011 года увеличился до 1360 млрд руб.— рост составил 31% в сравнении с аналогичным периодом 2010 года.

Стабильность в российской экономике в первом полугодии 2011 года позволила многим предприятиям разморозить инвестиционные программы и обусловила повышение спроса на лизинговые услуги. С другой стороны, наличие достаточной ликвидности у банков обеспечило свободный доступ лизингодателей к заемным ресурсам и возможность заключать новые сделки. Росту рынка способствовало и улучшение ситуации с просроченной задолженностью. 
 
Тройка лидеров рынка по объему новых сделок в первом полугодии 2011 года не изменилась по составу: "ВЭБ-Лизинг", "Сбербанк Лизинг" и "ВТБ-Лизинг". В сумме на данные компании пришлось около 46% объема новых сделок. 
 
Наибольший объем контрактов (85,77 млрд руб.) был заключен ОАО "ВЭБ-Лизинг" (таблица 2). В первом полугодии 2011 года компания сконцентрировалась на поступательном наращивании лизингового портфеля в корпоративном сегменте и активном развитии розничного направления бизнеса. Особое внимание компания уделила работе над источниками и структурой финансирования. 
 
В первом полугодии 2011 года Внешэкономбанком был увеличен капитал компании на 5 млрд руб., еще 5 млрд должны поступить до конца третьего квартала текущего года. Кроме того, компания осуществила выпуск облигаций на сумму 15 млрд руб., успешно и с существенной переподпиской разместила дебютный выпуск еврооблигаций на сумму $400 млн. 
 
Наиболее яркими событиями для ЗАО "Сбербанк Лизинг" стали подписание с ООО "СИНОПЕК Интернейшнл Компани Рус" соглашения о сотрудничестве в области лизингового финансирования поставок высококачественного добывающего и перерабатывающего оборудования для предприятий нефтегазовой и химической отраслей, а также ряд крупных сделок в сегменте лизинга недвижимости. По оценкам ЗАО "Сбербанк Лизинг", по итогам 2011 года общая сумма сделок с недвижимостью может составить порядка 30 млрд рублей. 
 
Компания "ВТБ-Лизинг" продолжала наращивать сделки как в сегменте железнодорожной техники, так и в сегментах авиатехники и грузового автотранспорта (в частности, компанией были поставлены 30 тягачей для перевозки угля в ООО "Сибуголь"). Значимым событием для компании стало привлечение кредитной линии на €50 млн от банка UniCredit под гарантию агентства SACE (Италия). Кредитная линия позволяет ОАО "ВТБ-Лизинг" расширить возможности финансирования приобретения лизингополучателями оборудования итальянского производства. 
 
Впечатляющий рост продемонстрировала Государственная транспортная лизинговая компания, поднявшаяся в рэнкинге на 12 позиций. 
 
В целом сумма сделок государственных лизинговых компаний (в том числе "дочек" госбанков) в первом полугодии 2011 года составила более половины объема нового бизнеса — 54,9% (график 2). В 2009 году доля таких компаний составляла 25,4%, в 2008-м — 13,7%. 
 
Драйверы роста
 
Лидирующим сегментом по объему заключенных сделок традиционно стала железнодорожная техника, причем доля ее увеличилась — 53,9% за первое полугодие 2011 года (таблица 1). В абсолютном выражении железнодорожный сегмент вырос в три раза по отношению к первому полугодию 2010 года. При этом прирост всего лизингового рынка, очищенный от влияния сегмента ж/д техники, составил лишь 52,6% (вместо 100,7%). 
 
Лидерство в сегменте железнодорожной техники захватил "ВЭБ-Лизинг" (72 млрд руб. новых сделок). За аналогичный период 2010 года наибольший объем сделок в данном сегменте был заключен "ВТБ-Лизингом". 
 
Вторым по объему сегментом стал грузовой автотранспорт, доля которого за год увеличился с 8,3% до 9,3%. Сегмент лизинга легковых автомобилей занял третье место по объему сделок. 
 
Несмотря на рост рынка в целом, за первое полугодие 2011 года сократились в объеме 15 сегментов рынка по видам оборудования из 38 выделяемых "Экспертом РА" в рамках исследований, положительные темпы прироста наблюдались в 23 сегментах рынка. 
 
Если смотреть на распределение сделок по регионам, то доля Москвы в структуре новых лизинговых сделок в первом полугодии 2011 года продолжила увеличиваться — с 41,4% до 44,3% (график 3, 4). В географическом распределении сделок увеличилась доля Уральского ФО (с 8,5% до 16%), при этом снизились доли Сибирского ФО (с 9,7% до 6%) и Санкт-Петербурга (с 11,3% до 5,8%). Доли прочих федеральных округов изменились незначительно. 
 
Тройку лидеров по объему сделок в Москве по итогам первого полугодия 2011 года составили компании "ВЭБ-Лизинг", "ВТБ-Лизинг" и "Сбербанк Лизинг". Суммарно данные компании обеспечили 54,2% новых сделок, приходящихся на столицу. 
 
По новым правилам
 
С начала 2011 года в сфере бухгалтерского учета был сделан шаг к сближению российской и международной отчетности. Приказом Минфина РФ N 66н от 02.07.2010 "О формах бухгалтерской отчетности организаций" была ощутимо изменена структура форм российской отчетности. 
 
Позитивной чертой нововведений является наличие в отчетности информации за три отчетные даты, что позволяет проследить динамику изменения показателей за более длительный срок по сравнению с предыдущими формами отчетности. 
 
Негативным изменением при этом стало сокращение информативности квартальных форм отчетности (годовые формы компании еще не составляли). Произошло укрупнение практически всех строк баланса, что негативно сказывается на понимании тонкостей бизнеса заемщиков, отмечают лизингодатели. "После изменения форм отчетности возникает необходимое условие — предоставление полноценных развернутых расшифровок основных статей, без которых анализ финансового положения и понимание сущности бизнеса невозможны,— отмечает Андрей Коноплев, генеральный директор ОАО "ВТБ-Лизинг".— Например, необходимо разделение на долгосрочную и краткосрочную дебиторскую задолженность, так как это влияет на расчет коэффициентов ликвидности и т. д. Таким образом, процесс подготовки информации клиентами несколько усложняется". 
 
Усложнился анализ и других строк баланса. К примеру, строка "Запасы" теперь не дает возможности оценить, сколько у контрагента ожидаемых расходов, каков объем незавершенного строительства и сколько готовой продукции на складе. Сокращенная строка "Кредиторская задолженность" пассива баланса теперь не показывает, то ли в ней просрочка по налогам или произошел рост кредиторской задолженности перед поставщиками. Часть данных при этом (к примеру, ценности и обязательства, учитываемые на забалансовых счетах) теперь можно найти лишь в пояснениях к отчетности. 
 
Несмотря на то что детализацию статей бухгалтерского баланса организация может определять самостоятельно, включая в него существенную отчетную информацию об активах и обязательствах, большинство компаний пока что ограничивается укрупненными статьями баланса. 
 
В целом в связи с изменением форм отчетности лизингодатели отмечают появившуюся необходимость запрашивать дополнительные сведения, без которых полноценный анализ баланса провести не удастся. 
 
По оценкам "Эксперт РА", в текущем году высокие темпы роста рынка сохранятся. Прирост новых сделок по итогам 2011 года может составить 65-80%, а сумма контрактов — достичь 1,2-1,3 трлн руб. "Драйвером роста рынка останется сегмент лизинга транспортных средств,— считает Елена Адамова, финансовый директор ЗАО "Центр-Капитал".— Кроме того, значительное увеличение объемов сделок могут показать сегменты лизинга строительной, дорожно-строительной, сельскохозяйственной техники, оборудования для энергетической, машиностроительной, нефтедобывающей и нефтеперерабатывающей отраслей. Но это произойдет только в том случае, если неспокойная ситуация на мировых финансовых рынках не перейдет в новую фазу кризиса в экономике". Также значительное влияние на объем рынка будут оказывать сегменты железнодорожной техники и оборудования для пищевой промышленности. 
 
В то же время наблюдаемое на лизинговом рынке усиление концентрации по сегментам (железнодорожная техника) и участникам (растет доля госкомпаний) означает, что в случае изменений конъюнктуры на транспортном рынке или в стратегии развития подконтрольных государству лизинговых компаний рынок лизинга ждет заметное снижение темпов развития. Кроме того, уже в следующем году на темпы прироста новых сделок перестанет оказывать влияние "эффект низкой базы". В результате этого в 2012 году темпы прироста могут снизиться вдвое и составить 30-40%.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBVaqC
Автомобильные перевозки: http://perevozki.youdo.com/city/cargo/dlv/kabluk/, рекомендуем!
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer