Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Без перемен


12 октября 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство экономического развития России и Счетная палата усомнились в том, что гособоронзаказ на 2011-й и, вероятно, на 2012 год будет выполнен. Поводом для сомнений стала непрозрачность схем, по которым заключаются контракты в рамках оборонного заказа. При этом Счетная палата высказала предположение, что и средства госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы не будут полностью реализованы. Чиновники полагают, что спасти ситуацию может лишь переход на новую федеральную контрактную систему.

Непонятные заказы
 
"Гособоронзаказ в России не будет выполнен ни в 2011 году, ни с большой долей вероятности в 2012-м", - заявил 10 октября 2011 года заместитель министра экономического развития Андрей Клепач. При этом заместитель председателя Счетной палаты Валерий Горегляд пояснил, что основанием для таких выводов стала непрозрачность и неэффективность "реализации государственных ресурсов, особенно в части, связанной с гособоронзаказом". И это при том, что вооружение и национальная безопасность занимают второе и третье места соответственно по объему выделяемых бюджетных средств - 14,6 и 14 процентов.
 
Горегляд также высказал сомнение в том, что средства в размере 23 триллионов рублей, запланированные на финансирование государственной программы вооружений на 2011-2020 годы, "будут реализованы" в полном объеме. Переломить ситуацию позволит лишь перевод взаимоотношений между Министерством обороны России и оборонными предприятиями на федеральную контрактную систему. Считается, что она позволит не только сделать процесс размещения гособоронзаказа более прозрачным, но и обеспечить весь технологический цикл военной техники от проектирования и обслуживания до модернизации и утилизации.
 
Об этом же ранее заявил российский госхолдинг "Оборонсервис", который предложил объединить все отечественные оборонно-промышленные предприятия в некоммерческое партнерство. Предложение о создании партнерства будет рассмотрено правительством России до конца 2011 года и, будучи одобренным, вступит в силу уже в 2012 году. Основная выгода заключается в том, что в состав некоммерческого партнерства войдут разработчики и эксплуатирующие организации, а также компании, занимающиеся утилизацией военной продукции, а значит обслуживание, ремонт и модернизация техники будут проходить более централизованно.
 
Подробности относительно готовящегося законопроекта пока не разглашаются. Предположительно, в его основу ляжет прорабатываемый в настоящее время закон "О федеральной контрактной системе", который призван внести изменения в правила государственного и муниципального заказа. В случае с Министерством обороны, законопроект, предложенный "Оборонсервисом", позволит проводить последовательную модернизацию военной техники, увеличивая ее жизненный цикл при гораздо меньших затратах.
 
Понять опасения Минэкономразвития и Счетной палаты можно. В ходе интервью министра обороны России Анатолия Сердюкова, которое он 7 октября 2011 года дал газете "Комсомольская правда", выяснилось, что размещение гособоронзаказа на 2011 год все еще не завершено - "из 580 миллиардов рублей осталось 'пристроить' чуть более 20 миллиардов". Правда, изначально в интервью была допущена ошибка, впоследствии исправленная, из-за которой казалось, что Сердюков говорит о ГОЗ-2012. "Гособоронзаказ-2012 почти полностью уже размещен. Из 580 миллиардов рублей осталось 'пристроить' чуть более 20 миллиардов", - неисправленная цитата, перепечатанная сайтом правительства России.
 
По всей видимости, Сердюков рассказывал именно о гособоронзаказе на 2011 год. Во-первых, на это указывают озвученные министром цифры - финансирование ГОЗ-2011 определено на уровне 581,5 миллиарда рублей, а на 2012 год, как ожидается, оно составит 750 миллиардов рублей. Во-вторых, как пишет газета "Московские новости" со ссылкой на источник в Министерстве обороны, размещение заказов на 2011 год все еще продолжается. При этом по гособоронзаказу 2012 года военное ведомство пока занимается подготовкой документов; эта работа завершена уже по 60 процентам контрактов на будущий год. По словам Сердюкова, военное ведомство будет формировать список необходимых для покупки вооружений и военной техники до декабря, чтобы оборонные предприятия смогли приступить к исполнению гособоронзаказа уже с января следующего года.
 
В июле 2011 года Сердюков признал, что из всего объема гособоронзаказа на текущий год не размещены 107 миллиардов рублей, причем, заявил министр, по вине промышленности, которая занимается "сумасшедшим завышением цен". И если к октябрю все еще не удалось "пристроить" 20 миллиардов рублей, то это означает, что ГОЗ-2011 почти наверняка будет сорван. К настоящему времени контракты в рамках ГОЗ-2011 не заключены с Объединенной судостроительной корпорацией (строительство атомной подлодки проекта 885 "Ясень" и двух подводных ракетоносцев проекта 955 "Борей") и Объединенной авиастроительной корпорацией (поставка 11 учебно-боевых самолетов Як-130 и 24 палубных истребителей МиГ-29К).
 
11 октября первый заместитель министра обороны России Александр Сухоруков заявил, что Министерство обороны и Московский институт теплотехники заключили три контракта на поставку стратегических ракетных комплексов РС-24 "Ярс" и Р-30 "Булава". Эти соглашения были подписаны в конце августа текущего года.
 
В конце марта 2011 года министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что гособоронзаказ на 2011 год предусматривает поставку 36 стратегических баллистических ракет, двух стратегических атомных подводных лодок и 20 стратегических крылатых ракет. Военные также планируют закупить 35 самолетов различных типов, 109 вертолетов, три многоцелевые атомные подводные лодки, один боевой надводный корабль и 21 зенитный ракетный комплекс.
 
В интервью "Комсомольской правде" Сердюков заявил: "При формировании гособоронзаказа у нас к оборонщикам было две претензии - по цене и качеству вооружений. Мы добивались, чтобы они открыли нам 'историю себестоимости' продукции. То есть, показали нам все прозрачно. Нам надо было понять, откуда и что берется. После долгих споров компромисс, в конце концов, найден". Впрочем, министр не пояснил, в чем этот компромисс заключается.
 
Гособоронзаказ в России является больной темой на протяжении последних нескольких лет, причем, как показывает статистика, ситуация из года в год не улучшается. Так, если в 2008 году гособоронзаказ был выполнен на 90 процентов, то в 2009 году его выполнение составило 50 процентов, а в 2010-м - 70 процентов. Оборонно-промышленные компании объясняли неспособность выполнить оборонный заказ поздним заключением контрактов на поставку вооружений, а затем и перечислением средств на исполнение обязанностей со значительными задержками.
 
В свою очередь Министерство обороны заявляло, что затягивание сроков подписания контрактов связано с длительным согласованием стоимости и комплектации техники - военные пытаются "выбить" для себя более низкие цены. При этом следует учитывать, что процедура размещения гособоронзаказа в России сама по себе не является прозрачной и всегда была связана с высоким уровнем коррупции. При существующей схеме оборонные заказы и последующих годов, скорее всего, также не будут выполняться в полном объеме.
 
Смена традиций
 
В Министерстве обороны России уже несколько месяцев обещают, что в перспективе ситуация вокруг государственного оборонного заказа радикально изменится. Главное нововведение - стопроцентная предоплата по всем контрактам, даже по тем, выполнение которых подразумевает сроки более года. "Таких удобных условий для ВПК нет, пожалуй, ни в одной другой стране мира", - отметил Сердюков. Ранее российское военное ведомство авансировало лишь небольшую долю гособоронзаказа, оставляя большую часть выплат на конец года. Получило ли военное ведомство такие полномочия или еще нет, пока неизвестно.
 
В середине мая 2011 года премьер-министр России Владимир Путин объявил, что в настоящее время разрабатывается законопроект, который предусматривает авансовые стопроцентные платежи по контрактам, заключенным в рамках гособоронзаказа. Некоторые российские эксперты тогда же предположили, что законопроект станет законом не скоро, особенно если учесть забюрократизированность российской власти. Похожую точку зрения в июле 2011 года высказал и генеральный конструктор по наземным ракетным комплексам Московского института теплотехники Юрий Соломонов.
 
"Сегодня в правительстве обсуждается вопрос о представлении в Госдуму изменений в закон о бюджете. Хорошо, но Дума на это дело возьмет еще свои две-три недели, потом вернет все это в правительство, потом бюрократические процедуры... И деньги в итоге появятся не раньше августа, а речь идет о выполнении работ в этом году огромным количеством предприятий", - отметил Соломонов. Прогноз не сбылся, контракты с МИТ пока еще не подписаны.
 
Впрочем, сами оборонные предприятия полагают, что хотя стопроцентная предоплата и сделает процесс размещения гособоронзаказа более прозрачным, панацеей она не станет. Дело в том, что с августа 2011 года в России заработала специальная государственная комиссия, которая занимается разрешением трудностей, возникших при заключении контрактов в рамках оборонзаказа на 2011 год. Согласно решению госкомиссии, введена новая форма определения стоимости военной продукции, исходя из которой Минобороны и намерено заключать контракты в будущем. Теперь цена готовой военной продукции будет определяться не исходя из формулы "цена плюс инфляция", а методом калькуляции, не учитывающей инфляционной надбавки.
 
По словам президента Объединенной судостроительной корпорации Романа Троценко, в рамках новой схемы Министерство обороны России предложило "дефляторы в районе одного-двух процентов в год". Это "сродни экономическому самоубийству", - отметил Троценко, заявив, что ОСК при ценообразовании военной продукции предлагает ориентироваться на уровень инфляции, прогнозируемый Министерством экономического развития России - шесть-семь процентов в год.
 
В конце сентября текущего года стало известно, что Министерству обороны не удалось договориться с Объединенной авиастроительной корпорацией о стоимости поставки в рамках гособоронзаказа на 2011 год учебно-боевых самолетов Як-130. Тендер на поставку самолетов признали несостоявшимся, несмотря на требование Путина заключить этот контракт до 12 сентября. При этом сообщалось, что цена на самолеты для Минобороны России была существенно занижена относительно их реальной стоимости. Фактически это означает, что ради исполнения гособоронзаказа предприятие решилось пойти на убытки.
 
Если говорить о других нововведениях, то в настоящее время в России действуют государственные гарантии по кредитам оборонных предприятий. Дело в том, что пока Минобороны не начало перечислять "оборонщикам" авансовые платежи, для исполнения контрактов предприятиям приходится брать кредиты в банках, впоследствии возвращая их с процентами. В существующем виде госгарантии покрывают лишь сумму самого кредита и не компенсируют затраты на его обслуживание, которые ложатся на плечи оборонного предприятия.
 
Да и сама схема госгарантий в стране хоть и работает, но как-то неэффективно. Так, в 2011 году планировалось выделить кредитов под госгарантии на 168 миллиардов рублей, однако реально таких займов было оформлено всего на 18,5 миллиарда рублей.
 
И в этом заключается парадокс сложившейся ситуации. С одной стороны, государство объявило, что деньги на "оборонку" у него есть (в конце сентября это еще раз подтвердил президент Дмитрий Медведев) - более 20 триллионов рублей выделено на финансирование госпрограммы вооружений на 2011-2020 годы. Но одновременно власти пока не торопятся авансировать расходы по контрактам, предлагая предприятиям оборонно-промышленного комплекса брать кредиты в банках. Это все выглядит еще более странно в свете регулярного увеличения оборонного заказа: в 2010 году на гособоронзаказ было выделено в целом 1,15 триллиона рублей, в 2011-м - 1,5 триллиона, а к 2012-му эту цифру планируется довести до двух триллионов рублей.
 
Наконец, в качестве еще одного нововведения, которое должно облегчить сложности с гособоронзаказом, Сердюков назвал то самое заблаговременное формирование требований гособоронзаказа. "До конца декабря мы фактически подпишем со всеми поставщиками контракты и в первый раз за всю историю существования гособоронзаказа выйдем на такой режим. И такой режим теперь будет постоянно", - отметил Сердюков. Правда, эффективным этот режим будет только в том случае, если Минобороны и предприятия ОПК смогут в короткие сроки урегулировать ценовые споры. Без этого контракты по-прежнему будут заключаться месяцами, повышая риск невыполнения гособоронзаказа.
 
Но и устранение перечисленных трудностей не позволит гарантировать исполнение оборонного заказа. По словам заместителя руководителя "Ростехнологий" Дмитрия Шугаева, уровень износа техники предприятий оборонно-промышленного комплекса "достиг критического уровня". "В частности, в отрасли машиностроения износ техники составляет порядка 80 процентов, динамика развития не превышает 11 процентов, обновление парка не превышает одного процента. Для сравнения - доля вложений в обновление парка западными странами достигает 15 процентов", - рассказал в июне 2011 года Шугаев.
 
Бороться с этим правительство намерено дополнительным финансированием предприятий. Согласно проекту новой федеральной целевой программы, на модернизацию оборонно-промышленного комплекса в период с 2011-го по 2020 год планируется выделить три триллиона рублей. Но, очевидно, что этих средств на всех все равно не хватит и модернизировать производство предприятиям придется за счет собственной прибыли. А если принять во внимание историю с Як-130, когда стоимость самолетов для Минобороны оказалась ниже себестоимости, о финансировании из прибыли и речи быть не может.
 
Фактически, гособоронзаказ в настоящее время оказался в критическом положении. Дело в том, что старая система контрактации фактически перестала работать, а новая, только зарождающаяся, еще не начала действовать в полную силу и по сути до конца не продумана. Так что понять опасения Минэкономразвития и Счетной палаты можно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer