Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Россия меняет космический караул


12 октября 2011 года Владимир Куделев, ВПК


Наша страна создает многофункциональную систему, которая наряду с решением прочих задач призвана обеспечивать и предупреждение о ракетном нападении. Эта важная новость прозвучала 4 октября – в отмечавшийся в десятый раз День Космических войск – на пресс-конференции командующего КВ России генерал-лейтенанта Олега Остапенко.

Напомним: День Космических войск установлен указом президента РФ от 3 октября 2002 года. Он «привязан» к дате запуска в 1957 году с космодрома Байконур первого в мире искусственного спутника Земли. Как отдельный род войск Вооруженных Сил Космические войска были сформированы в 2001-м по указу президента России на базе ряда объединений и соединений Ракетных войск стратегического назначения, воинских частей запуска и ракетно-космической обороны. На Космические войска возложены задачи обеспечения противоракетной обороны Москвы, контроля космического пространства, поддержания и управления орбитальной группировкой космических аппаратов военного, двойного, социально-экономического и научного назначения.

Два «ока» СПРН

Отвечая на вопрос о перспективах развития космического эшелона российской Системы предупреждения о ракетном нападении (СПРН), Олег Остапенко сказал: «Мы создаем принципиально новую систему – Единую космическую систему (обнаружения и боевого управления). Она, в частности, будет решать и задачи предупреждения о ракетном нападении».

Почему именно с СПРН мы начинаем рассказ о пресс-конференции командующего Космическими войсками, ведь в ведении КВ находятся и другие важные системы? Дело в том, что ее космический эшелон был развернут еще в советское время. Не секрет, что в 90-е годы по понятным причинам он в определенной степени деградировал и на протяжении ряда последних лет не в полной мере отвечал интересам обеспечения безопасности страны, став, по оценкам экспертов, одним из самых проблемных участков. А без эффективного космического «глаза» не может быть и речи о создании действенной системы воздушно-космической обороны (ВКО). Задача сформировать такую систему к 1 декабря этого года не так давно была поставлена перед Минобороны высшим военно-политическим руководством страны.

Другим наземным «оком» СПРН призваны стать современные радиолокационные станции (РЛС) модульного типа (военные предпочитают называть их РЛС высокой заводской готовности). Сейчас в разных стадиях отладки находятся четыре такие станции.

Говоря о перспективах постановки их на боевое дежурство, Олег Остапенко сообщил, что ввод этих РЛС в строй – одно из основных направлений деятельности Космических войск в настоящее время. «Что касается РЛС «Воронеж-М» в поселке Лехтуси (Ленинградская область), то там все технические вопросы решены. Станция работает в полном объеме. Идет работа по согласованию документов, необходимых для постановки ее на боевое дежурство, – отметил генерал-лейтенант. – Относительно РЛС в Калининградской области – мы ее сделали очень быстро и качественно. К концу года планируем поставить ее на опытно-боевое дежурство».

“Поступающие в эксплуатацию новые космические аппараты российской орбитальной группировки как минимум на ступень лучше предшественников ” Перейдя к оценке положения дел на РЛС в районе Армавира, командующий сказал: «Первая очередь этой станции уже поставлена на опытно-боевое дежурство. Вторую очередь планируем поставить в 2012-м. В этом году выйдет в эфир и РЛС под Иркутском».

Как известно, ряд РЛС российской СПРН после распада СССР остался на территории соседних государств. Одна из них – типа «Дарьял-У» – находится в Габале (Азербайджан). По словам Остапенко, Россия и Азербайджан ведут переговоры о продлении соглашения об использовании РЛС в Габале, срок действия которого истекает в 2012 году: «Идет переговорный процесс. Недавно в Азербайджане побывал министр обороны России Анатолий Сердюков. Он провел переговоры с министром обороны и президентом этой страны. Баку выставил определенные требования относительно РЛС. По ней идут переговоры. В ближайшее время мы получим результат». Олег Остапенко подтвердил заинтересованность России в использовании этой РЛС: «Если бы не было интереса, не было бы переговоров».

Похоже, на новый уровень выходят отношения России с Украиной в части, касающейся совместного решения вопросов ПРО, что до сравнительно недавнего времени по понятным причинам было невозможно. Москва и Киев ведут переговоры на этот счет.

Отвечая на вопрос, возможно ли гипотетическое использование украинских РЛС в Мукачеве и Севастополе в интересах ПРО НАТО, Олег Остапенко пояснил, что эти РЛС создавались еще во времена СССР, они не могут быть использованы против России, потому что «смотрят» не на ее территорию.

«Особых перспектив у них нет, поскольку это абсолютно устаревший парк. Их восстанавливать нет ни смысла, ни возможности. Если делать что-то в этом направлении, то лучше создавать что-то новое», – заявил генерал-лейтенант, добавив, что в настоящее время Россия ведет определенный переговорный процесс с Украиной по совместному решению вопросов ПРО.

Наша система не хуже

Олег Остапенко убедительно возразил тем критикам, которые через СМИ, воспользовавшись в качестве информационного повода падением 23 сентября американского неуправляемого спутника UARS, попытались представить дело так, что американская Система контроля космического пространства (СККП) якобы лучше ее российского аналога. «Мы внимательно следили за падением этого спутника, – сказал командующий КВ. – Точную дату его падения мы практически сразу рассчитали день в день, в то время как американцы первоначально ошиблись на двое суток. Также достаточно точно был рассчитан и примерный район его падения, он был близок к реальному».

Сравнив по просьбе журналистов возможности американской и российской СККП, генерал-лейтенант заметил: «Наши средства нисколько не хуже американских. Может, мы и уступаем в каких-то вопросах, но здесь многое зависит от того, какая информация и откуда поступает. У американцев имеется плюс – у них есть много станций вне их национальной территории. Но то, чем мы располагаем на своей территории, и то, что у нас работает, по совокупности все это дает информацию нисколько не хуже американской. Подтверждение тому – информация, поступавшая по фактам обнаружения каких-то объектов, по нештатным ситуациям, которые были. Наши средства видели абсолютно все и обнаружили абсолютно все. Наши расчеты работали качественно и профессионально».

О ракетах, спутниках и космодромах

В 2011 году Россия вновь подтвердит свой заслуженный статус главного космического «извозчика» в мире. Как сообщил Остапенко, за оставшиеся три месяца будет выполнено около 14 пусков ракет-носителей. Отвечая на вопрос о планах запусков до завершения текущего года, он сказал: «До конца года с космодромов Плесецк и Байконур будет выполнено около 14 работ, включая пуски ракет-носителей и межконтинентальных баллистических ракет. Концовка года у нас станет очень динамичной».

В свою очередь в Федеральном космическом агентстве (Роскосмос) пояснили, что действительно на три завершающих месяца года запланировано 16 запусков ракет-носителей: «Четыре из них будут выполнены по пилотируемой программе, семь – коммерческие, один – научный, два – с космодрома Куру во Французской Гвиане, три – по программе ГЛОНАСС (один из них выполнен 2 октября), один – в интересах Минобороны».

В ходе пресс-конференции Олег Остапенко подтвердил, что по-прежнему планируется выполнить первый запуск перспективной ракеты-носителя «Ангара» с космодрома Плесецк во второй половине 2013 года. Отвечая на вопрос журналистов о ходе выполнения работ по созданию космического ракетного комплекса «Ангара», он заметил: «Работа по его строительству не прекращалась никогда. Был определенный спад в период кризиса, но даже тогда мы работу не прекращали. Тем не менее мы идем в графике, скоро вопрос о создании «Ангары» будет обсуждаться на совещании в Военно-промышленной комиссии, там будет доложено о проблемах, которые есть. Когда строится что-то новое, проблемы – организационные, технические – неизбежны, но нерешаемых нет». Командующий подтвердил, что первый запуск ракеты-носителя «Ангара» легкого класса с Плесецка запланирован на вторую половину 2013 года. В то же время он ничего не сказал про ее тяжелую версию, которая согласно планам Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева также должна впервые стартовать в 2013 году.

На пресс-конференции был выделен вопрос относительно перспектив возобновления запусков с Плесецка ракет-носителей типа «Рокот». Они приостановлены после того, как в феврале из-за нештатного запуска на нерасчетной орбите оказался военный картографический спутник «Гео-ИК-2». По словам командующего КВ, госкомиссия установила причину нештатного запуска ракеты-носителя «Рокот» в том же месяце: «Работа по «Рокоту» находится в завершающей стадии. Причины нештатного запуска выявлены. В октябре состоится заседание государственной комиссии, на котором заслушаем должностных лиц, работавших по этому направлению. Исходя из этого спланируем свою дальнейшую работу и подготовим доклад министру обороны с нашими предложениями по дальнейшей эксплуатации этой ракеты-носителя».

Командующий КВ дал оценку состоянию российской орбитальной группировки: «Мы растем и качественно, и количественно. Поступающие в эксплуатацию новые космические аппараты как минимум на ступень лучше их предшественников. Здесь никакой авральной работы нет. Идет плановая замена старого парка космических аппаратов. Перспективы развития орбитальной группировки очень хорошие по всему спектру аппаратов. Новые космические аппараты ни в чем не уступают зарубежным аналогам».

По данным ведущего отечественного производителя космических аппаратов – красноярского предприятия «Информационные спутниковые системы», в настоящее время в составе российской орбитальной группировки насчитывается около 110 спутников различного назначения.

Генерал-лейтенант прояснил и перспективы использования в интересах военного ведомства России космодрома Восточный в Амурской области – его строительство должно было начаться во второй половине этого года: «Если будет нужно выполнить запуски в интересах Минобороны с Восточного – будем запускать. В любом случае специалисты Космических войск не останутся в стороне от работ по созданию этого космодрома».

Обоснованный выбор

Говоря о ближайших перспективах Космических войск, Остапенко подтвердил, что на их базе к 1 декабря будут сформированы Войска ВКО. Их возникновение, полагает он, станет логическим развитием предшествовавших институтов, занимавшихся «военным» космосом.

«Сейчас настала пора создать нечто новое, отвечающее современным требованиям, современным темпам развития в мире. Именно поэтому было принято Верховным главнокомандующим решение о создании Войск ВКО. В настоящее время идет процесс создания новой структуры Войск ВКО, отвечающей современным требованиям защиты страны от нападения из воздуха и космоса, – отметил командующий. – На сегодня этот процесс вступил в завершающую стадию. Как было определено директивами Верховного главнокомандующего, министра обороны, Войска ВКО окончательно сформируют к 1 декабря. Все необходимые организационные решения приняты. Идет отработка вопросов, связанных с управленческой деятельностью. Задача, поставленная высшим руководством страны, будет решена в установленные сроки».

Олег Остапенко напомнил, что Войска ВКО создаются на базе Космических войск: «Работа идет планомерно. Формируется принципиально новая структура. Однако космическая составляющая в Войсках ВКО, существующая система управления – ничто не меняется и не разрушается, а только наращивается, улучшается и совершенствуется. Мы по многим вопросам руководствовались принципом врачей – не навредить». Остапенко сообщил, что в первое время после создания Войск ВКО управление ими будет осуществляться из штаба Космических войск. Решение о назначении командующего Войсками ВКО примут в ближайшее время.

В целом за прошедшее десятилетие Космические войска действительно прошли важнейший этап в своем развитии, подтвердив обоснованность и своевременность их выделения в самостоятельный род войск российских Вооруженных Сил. Заслуги КВ в деле обеспечения безопасности России за минувшие с тех пор годы очевидны для всех. И потому, как представляется, не случайно руководство страны именно на их базе решило создать Войска ВКО.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer