Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Плавающие аэродромы» для отечественного флота


12 октября 2011 года Василий Сычев, ВПК


Главный редактор «Военно-промышленного курьера» Михаил Ходаренок в статье «Морская держава 2-го сорта» предпринял попытку аргументированно разобраться, есть ли смысл нашей стране иметь авианосцы, и в общем ответил на этот вопрос утвердительно. Однако вряд ли можно ограничиться одной публикацией по затронутой проблеме – настолько она важна.

Россия, возможно, обзаведется несколькими авианосцами. Во всяком случае представители Объединенной судостроительной корпорации не единожды уверенно утверждали, что проектирование нового тяжелого авианесущего крейсера обязательно начнется. Правда, российские военные не раз настаивали на том, что создание подобных кораблей не планируется. Кому верить – неясно.

Разноголосица

О том, что Объединенная судостроительная корпорация в 2016 году приступит к проектированию и постройке авианосца для российского ВМФ, заявил минувшим летом президент ОСК Роман Троценко. Он, кстати, отметил: подобные корабли России нужны. На следующий же день глава корпорации сказал, что строительство начнется в 2018 году, а сам корабль будет полностью готов в 2023-м. При этом Троценко не уточнил сроки проведения его испытаний и ввода в состав отечественного флота.

Подробностей о будущем авианосце известно немного. Впервые информация о проведении соответствующих проектных работ появилась в прессе в 2009 году. Сообщалось, что ими занимается одно из предприятий ОСК, но не уточнялось, на какой стадии находится проект. Как тогда рассказал руководитель направления гособоронзаказа ОСК Анатолий Шлемов, новые авианосцы будут атомными, водоизмещением 60 тысяч тонн. По его оценке, флоту требовалось минимум три таких корабля с возможностью увеличения их количества до шести единиц.

В июне 2009 года главком ВМФ России Владимир Высоцкий объявил, что российский флот получит вместо классических авианосцев морские авиационные комплексы. Они должны включать космическую составляющую, авиационную, морскую и передовые технологии в других областях.

30 июня 2011 года Троценко пролил еще немного света на программу перспективного корабля – его оснастят атомной силовой установкой, но водоизмещение составит 80 тысяч тонн (напомню, что аналогичный показатель советских авианесущих крейсеров не превышал 50 тысяч тонн). На этом подробности о новом авианосце заканчиваются.

В начале декабря 2010 года российские СМИ сообщили, что в стране до 2020 года развернется строительство серии из четырех авианесущих крейсеров, причем работы над проектно-технической документацией уже начались. Предполагалось, что постройка кораблей будет вестись за счет средств Госпрограммы вооружения на 2011–2020 годы. Но затем министр обороны РФ Анатолий Сердюков эту информацию опроверг, подчеркнув, что у военных нет планов на покупку авианосцев.

Чуть позже слова Сердюкова подтвердил куратор оборонно-промышленного комплекса вице-премьер Сергей Иванов, пояснив: в ГПВ финансирование строительства авианосцев не заложено. Не упомянул о них в конце февраля 2011 года и Владимир Поповкин, в ту пору первый заместитель министра обороны, когда озвучил многие параметры госпрограммы.

“ Строительство авианосца – занятие само по себе крайне дорогостоящее. А ведь для него необходимы самолеты, корабли охранения, дополнительная инфраструктура на берегу ” После всего этого заявление Троценко о том, что авианесущие крейсера все же будут проектироваться и строиться в России, стало полной неожиданностью. Впрочем, спустя несколько дней Анатолий Сердюков вновь утверждал: создание авианосцев в России не планируется, но причины этого не раскрыл.

Однако главная причина, думается, очевидна: нехватка средств оборонного бюджета. Строительство авианосца – занятие само по себе крайне дорогостоящее. А ведь для него необходимы самолеты, корабли охранения, дополнительная инфраструктура на берегу.

Позволить себе такие расходы Россия в ближайшем будущем вряд ли сможет. ГПВ-2020 предусматривает ассигнование 20 триллионов рублей, но по оценке многих высших военных чинов, этих денег не хватит на полное обновление армии и флота. Еще в сентябре 2010 года временно исполняющий обязанности начальника вооружения Министерства обороны РФ генерал-лейтенант Олег Фролов заявил: для достаточного финансирования всех родов войск страны на ГПВ надо выделить по меньшей мере 36 триллионов рублей. При этом он отметил, что средства смогут получить все рода войск, кроме ВМФ и космической группировки.

Информация к размышлению

В настоящее время в мире существует три типа авианесущих кораблей, которые в международной классификации обозначаются как CATOBAR (Catapult Assisted Take Off But Arrested Recovery), STOBAR (Short Take-Off But Arrested Recovery) и STOVL (Short Take-Off and Vertical Landing). На первых, таких, например, как американский «Авраам Линкольн», старт самолетов с палубы обеспечивается катапультами, а посадка – аэрофинишерами. На вторых вместо катапульт установлены трамплины, а самолеты взлетают благодаря тяге собственных двигателей, однако посадка опять-таки производится с помощью аэрофинишеров (как на российском «Адмирале Флота Советского Союза Кузнецове»).

Наконец, третий тип авианесущих кораблей (один из них – испанский легкий авианосец «Принц Астурийский») предназначен для истребителей с укороченным взлетом и вертикальной посадкой. К какому типу будет относиться перспективный российский тяжелый авианесущий крейсер, если его вообще когда-либо построят, пока неизвестно. Большое водоизмещение заставляет предположить – на корабле собираются установить катапульты и аэрофинишеры. В этом случае не исключено, что в основу может лечь проект атомного авианосца «Ульяновск» (1143.7) типа CATOBAR, разработка которого началась в 1984 году и завершилась из-за отсутствия финансирования в 1991-м.

Водоизмещение корабля с четырьмя атомными силовыми установками должно было составить 74 тысячи тонн при длине 323,7 метра, ширине 78 метров и осадке 10,7 метра. Этот «плавающий аэродром» предназначался для базирования 70 летательных аппаратов – палубных истребителей МиГ-29К и Су-33, самолетов дальнего радиолокационного обнаружения и управления Як-44, вертолетов Ка-27 и Ка-31. «Ульяновск» предполагалось оснастить двумя катапультами, трамплином и аэрофинишером.

Однако в настоящее время российская авиационная промышленность не выпускает палубные самолеты, которые могли бы стартовать с авианосца с использованием катапульты. Существующие сегодня машины – Су-25УТГ, МиГ-29К/КУБ и Су-27К/Су-33 осуществляют взлет с корабля при помощи трамплина. Таким образом, строительство авианосца типа CATOBAR потребует создания нового палубного истребителя.

Ранее некоторые эксперты высказывали предположение, что таким самолетом может стать палубная версия российского Т-50 (ПАК ФА), разработка которого ведется «Сухим» в интересах ВВС России. В частности, об этом в 2009 году заявил Анатолий Шлемов. Тем не менее, если такую машину создадут, вероятнее всего, ей для старта также не потребуется катапульта: согласно официально объявленным характеристикам для эксплуатации ПАК ФА годятся взлетно-посадочные полосы длиной 400 метров. То есть для взлета палубной версии истребителя, очевидно, будет более чем достаточно и трамплина.

Но помимо «Ульяновска» в СССР велась разработка тяжелого атомного авианесущего крейсера проекта 1153 «Орел», в основу которого лег нереализованный проект 1160. Водоизмещение этого ТАВКР должно было составить 65 тысяч тонн. В авиагруппу корабля планировалось включить до 50 летательных аппаратов. Проект «Орел» закрыли в конце 1976 года, а за счет освободившихся средств построили авианосец «Адмирал Горшков» (ныне «Викрамадитья», куплен ВМС Индии в 2000 году) проекта 1143.4. Не исключено, что наработки, полученные в рамках программы 1153, также будут использованы при создании нового российского авианосца.

Не ошибиться бы…

Говоря о начале проектирования и строительства авианосцев в России, Троценко ничего не сказал о стоимости этих кораблей и стратегии их применения в составе ВМФ РФ. Между тем цена американского авианосца класса «Нимиц» – около пяти миллиардов долларов, на модернизацию «Горшкова» для Индии потребовалось без малого два миллиарда долларов (плюс покупка 16 палубных МиГ-29). Не следует забывать и о необходимости формировать авиагруппу корабля, которая, судя по водоизмещению 80 тысяч тонн, будет насчитывать не менее 60 летательных аппаратов.

Кроме того, авианосец редко действует как самостоятельная единица и требует обязательного присутствия кораблей сопровождения. В их задачу входит обеспечение противовоздушной и противолодочной обороны «подопечного», несмотря на то, что у него тоже имеется соответствующее вооружение. Наконец, под перспективный авианосец придется создать инфраструктуру базирования, технического обслуживания и ремонта. Одним словом, на проектирование и постройку даже одного авианосца нужны огромные средства, объем которых возрастет до поистине колоссальных размеров, если взяться за создание четырех или шести таких кораблей.

В настоящее время у России есть один авианосец – ТАВКР «Адмирал Кузнецов» на Северном флоте, который вошел в состав ВМФ 20 января 1991 года. Считается, что 50 лет – нормальный срок службы кораблей такого класса, после чего их необходимо менять. Российский авианесущий крейсер находится в строю уже два десятилетия, а учитывая, сколько времени ныне занимает процесс разработки и производства военной техники (не только морской), настала пора подумать о «преемнике». К слову, «Адмирал Кузнецов» заложен 2 сентября 1982 года и передан флоту спустя почти девять лет (это к вопросу о пяти годах, заявленных Троценко).

При этом неясно, каким образом ВМФ России будет использовать новые авианосцы. Ведь даже для одного-единственного «Кузнецова», очевидно, не нашлось сколько-нибудь определенной задачи: чем занимается корабль, где ходит, какие задания выполняет, сказать точно вряд ли получится.

Вместе с тем обладание авианосцами ставит страну в разряд «агрессивных» держав, готовых проводить военные операции за рубежом. Это ярко видно на примере США, в состав ВМС которых сегодня входят 11 авианосцев. Но Россия придерживается сугубо оборонительной стратегии и военных кампаний вдали от своих границ затевать явно не намеревается. Теоретически авианосец может пригодиться лишь для обеспечения безопасности Курильских островов, учитывая обострение территориальных споров с Японией.

Однако в разное время представители ВМФ РФ заявляли, что авианосцы необходимы для уничтожения соединений надводных кораблей и для противолодочной борьбы, разрушения объектов противника на побережье и в глубине территории, завоевания и удержания господства в воздухе в районе боевых действий, блокады отдельных морских районов и проливных зон. Это вовсе не означает, что в Москве обдумывают некие удары по соседним государствам.

У нашей страны большое по протяженности побережье на Дальнем Востоке, открытое для доступа из Тихого океана. В случае войны боевые действия здесь будут проводиться большей частью на море и логичнее всего держать российские авианосные группы именно в данном регионе. Кроме того, с точки зрения далекой перспективы наличие там авианосцев позволит России не строить большое количество воздушных баз для обеспечения патрулирования и контроля морской границы – «плавающие аэродромы» смогут с успехом их заменить. Причем еще одним плюсом кораблей является возможность постоянно перемещаться вдоль побережья, приближаясь к нему или отдаляясь.

Ранее главком ВМФ Владимир Высоцкий рассказывал, что России авианосцы нужны и для выполнения еще одного рода задач – прикрытия районов патрулирования наших стратегических атомных подводных лодок, для чего требуется, в частности, морская авиация. По словам Высоцкого, «если на севере мы не будем иметь авианосец, то боевая устойчивость ракетных подводных крейсеров Северного флота в тех районах будет сведена к нулю уже на вторые сутки, потому что основной противник лодок – авиация».

Любопытно, что еще в марте 2000 года указом президента России были утверждены «Основы политики РФ в области военно-морской деятельности на период до 2010 года». Документ предусматривал, в частности, строительство надводных кораблей, в том числе авианосцев, с эффективными авиационными комплексами различного назначения. Но уже 27 июля 2001 года принимается Морская доктрина РФ на период до 2020 года, в которой содержится такое требование к флоту: «Обладание необходимым военно-морским потенциалом и его эффективное использование для силовой поддержки морской деятельности государства». И хотя в документе слово «авианосец» отсутствует, все равно было ясно – без авианесущих кораблей обозначенный «военно-морской потенциал» практически недостижим.

Не забудем также о том, что в октябре 2008 года президент и правительство России одобрили программу по разработке концепции создания авианосца нового класса. Чуть позже руководитель направления гособоронзаказа Объединенной судостроительной корпорации Анатолий Шлемов сообщил, что такие работы ведутся. После чего заявления военных, что авианосцы в РФ ни проектироваться, ни строиться не будут, звучат по меньшей мере странно.

Как бы то ни было, следует учитывать еще и сложность принятия решения о постройке не только авианосцев, но и других типов кораблей. Ведь не вызывает сомнения тот факт, что для этого понадобятся десятилетия, на протяжении которых политическая и экономическая обстановка в России, в мире может значительно поменяться. В результате планы, принятые сегодня, способны оказать решающее влияние на судьбу страны в отдаленном будущем. И потому важно не ошибиться в замыслах.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer