Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


''Чудо-оружие'' Гитлера


13 октября 2011 года Андрей Горохов, Deutsche Welle


В Немецком техническом музее в Берлине появился новый экспонат - ''чудо-оружие'' Гитлера, реактивный истребитель, разработанный в самом конце войны. Во всем мире сохранилось семь экземпляров этой машины.

В 1944 году в воздушном пространстве Германии господствовали бомбардировщики союзников, нанося значительный урон немецкой авиации. Рейхсминистр вооружения и военной промышленности Альберт Шпеер (Albert Speer) в качестве первоочередной задачи объявил разработку ракет класса "земля-воздух" и реактивных самолетов-истребителей.
 
Наперегонки со временем
 
Разрабатывалось одновременно много разных ракет, некоторые из них, кстати, выставлены в Немецком техническом музее в Берлине (Das Deutsche Technikmuseum). Но оптимальной модели так и не было создано. Ракета, внешне напоминавшая стрелу, несла слишком маленькую боеголовку. Когда ее размер увеличили, ракета потеряла устойчивость.
 
В музее демонстрируются видео с испытаний различных ракет: они взрываются в воздухе сразу после взлета или несутся по незапланированной траектории. Были разработаны и беспилотные самолеты, которые стартовали резко вверх, разгоняясь по своего рода рельсам. Оторвавшись от рельс, эти объекты, похожие на поросят с крыльями, летели по спирали вбок и падали на землю.
 
Был испытан и сверхскоростной самолет фирмы Messerschmitt. Он разгонялся до скорости 900 км/час и за три минуты поднимался на высоту девять километров. Но запаса горючего хватало всего на пять минут, после чего самолет сбрасывал скорость и должен был садиться. При этом он становился легкой добычей для истребителей противника.
 
Конструкторские бюро работали на полных оборотах, игнорируя то очевидное обстоятельство, что качественно новое оружие не может быть разработано так быстро. К будущему "чудо-самолету" предъявляли следующие технические требования: быть легким в управлении и простым и дешевым в изготовлении. Самолет должен был быстро летать, весить не более двух тонн, находиться в воздухе не менее получаса и использовать при разбеге не более 500 метров взлетной полосы.
 
И вот появился Heinkel Нe 162, получивший название "Народный истребитель" (Volksjäger). Самолет был спроектирован и построен в рекордно короткий срок. Легкие металлы в "третьем рейхе" закончились, потому крылья и хвост истребителя были деревянными. Но не стоит машину из-за этого недооценивать: самолет разгонялся до скорости 850 км/час, его вооружение состояло из двух 20-миллиметровых пулеметов.
 
"Народный истребитель"
 
Первый прототип поднялся в воздух в декабре 1944 года. В ходе испытания у истребителя оторвалась створка шасси, что не привело к каким-либо значимым последствиям. Во время второго полета самолет упал, пилот погиб. В воздухе развалилось крыло: оно оказалось недостаточно прочно склеенным. Было принято решение летать со скоростью не более 600 км/час, пока не будет найден более прочный клей. Самолет был откровенно сырой, его требовалось дорабатывать, но времени на это не было, и его пустили в серию.
 
"Чудо-оружие" Гитлера, последний реализованный самолет "третьего рейха", выглядит странно и футуристически. Он похож на рыбу, у него длинный нос и толстый живот, в животе - два бензобака по 620 литров каждый. Крылья короткие и широкие, размах крыльев - семь метров, длина самолета - девять метров. На спине истребителя, прямо за кабиной пилота, прикреплена огромная черная труба - реактивный двигатель фирмы BMW. Чтобы вырывающееся из сопла пламя не сожгло хвост самолета, он был сделан раздвоенным.
 
На этот истребитель возлагали большие надежды. Было решено производить более 1000 единиц в месяц. Нe 162 рассматривался как бросовый самолет. Собирать машину приходилось заключенным концлагерей. Но, несмотря на все усилия, до конца войны было выпущено менее 200 машин. Опытных пилотов уже почти не осталось, был предложен план быстрого обучения участников "гитлерюгенда". Уже после 10 часов учебных полетов подросткам предстояло идти в бой. Однако наладить обучение тоже не удалось.
 
Самолет-трофей
 
"Народный истребитель" и в самом деле был быстрее истребителей союзников. Однако летать на нем было весьма непросто. Из-за того, что у самолета имелся всего один двигатель, Нe 162 оказался весьма маневренным, неопытные пилоты не справлялись с управлением. Кроме того, если пилот не успевал вовремя вернуться на аэродром, скажем, из-за ошибки в навигации, топливо заканчивалось, и самолет просто падал, как камень, посадить его было невозможно. Имелась и масса технических дефектов. В результате летчики гибли не в бою, а просто в полете. В боях истребитель практически не участвовал.
 
Экземпляр, выставленный в берлинском музее, сделал всего несколько боевых вылетов. Он был захвачен англичанами на аэродроме в городе Лек федеральной земли Шлезвиг-Гольштейн. Всего на аэродроме аккуратными рядами стояло три десятка He 162. Трофей был переправлен в Великобританию, где провели его испытания, после чего машину перевезли в Канаду. В 1960 году истребитель был выставлен в музее в Оттаве. Потом он оказался в руках у британского коллекционера, который и продал его летом 2011 года Немецкому техническому музею.
 
На экспонате обращают на себя внимание надписи белой краской на корпусе самолета, сделанные от руки: "Перед включением двигателя выдвинуть сопло до отметки "s". На хребте самолета и в самом деле нарисованы вертикальная линия и буква "s". Указано и давление в шинах. Написано, где искать электророзетку. Самолет покрашен в салатовый цвет, краска в нескольких местах отваливается. Но это не оригинальный цвет самолета, берлинский экземпляр был перекрашен в 60-х.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer