Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Роскосмос получил на ГЛОНАСС 330 млрд рублей


17 октября 2011 года Иван Чеберко, Известия


За эти деньги космическое агентство обязалось сравняться по точности с GPS к 2020 году.

Федеральное правительство определилось с объемами финансирования программы поддержания и развития ГЛОНАСС на ближайшие девять лет. Как сообщил «Известиям» высокопоставленный источник в Роскосмосе, утверждена концепция соответствующей федеральной целевой программы с бюджетом 330,5 млрд рублей на 2012–2020 годы. Для сравнения: общий объем финансирования по действующей сегодня ФЦП ГЛОНАСС на период 2001–2011 годов составил 116,9 млрд рублей.

Таким образом, принят не самый щедрый (весной этого года космическое агентство замахивалось на 462 млрд рублей), но и не самый экономный вариант ФЦП; в июле этого года Роскосмос по настоянию Минфина направил на рассмотрение правительства вариант ФЦП на 249,4 млрд рублей.

В нынешнем бюджете Роскосмос тоже сильно не разгуляется. Во всяком случае в ближайшие три года. В течение которых, по настоянию Минэкономразвития, ФЦП по ГЛОНАСС будет финансироваться на уровне этого года. То есть в объеме 19,3 млрд рублей ежегодно. Именно такая сумма попала в изначальные проектировки бюджета.

— Пока в Роскосмосе происходила смена руководства (глава Роскосмоса сменился в апреле. — «Известия»), было упущено драгоценное время согласования бюджета на будущий год и два последующих, — рассказал «Известиям» замдиректора ЦНИИмаша и один из разработчиков ФЦП Сергей Ревнивых. — На момент утверждения проектировок бюджета всей страны концепция ФЦП на 2012–2020 годы и объемы ее бюджета утверждены не были. Поэтому сумма, выделенная на программу в текущем году, автоматически легла в основу следующих трех лет, причем даже без учета индексов-дефляторов.

В агентстве решили не оставлять ситуацию такой и написали письмо директору департамента оборонной промышленности федерального правительства Николаю Моисееву с просьбой учесть дефляторы и добавить на 2012 год 1,24 млрд рублей, 2,3 млрд — на 2013 год и 3,9 млрд рублей — на 2014-й. Таким образом, космическое агентство согласилось с тем, что в ближайшие три года финансирование ФЦП по ГЛОНАСС останется на уровне 2011 года. Просили лишь учесть инфляционный фактор. Как заверил «Известия» первый заместитель руководителя Роскосмоса Виталий Давыдов, вопрос с выделением запрошенных средств был положительно разрешен на бюджетной комиссии еще в сентябре.

Бюджет нынешнего года должен стать неплохой отправной точкой: в этом году в планах Роскосмоса запуск на орбиту семи спутников (два из них успешно запущены). В то же время полное обновление спутникового флота ГЛОНАСС планируется космическим агентством до конца 2016 года. И при замораживании бюджета ГЛОНАСС реализовать эти планы будет трудно. Потому что цены на космические системы летят вверх быстрее инфляции. Например, один спутник «Глонасс-М» в прошлом году обходился Роскосмосу в 846 млн рублей. Один модернизированный спутник «Глонасс-К2» в 2011 году стоит уже 1,82 млрд рублей. В 2014 году его цена, по прогнозам Роскосмоса, будет уже 2,2 млрд рублей. Если агентство будет вынуждено ужиматься в бюджеты, сроки обновления группировки спутников могут сдвинуться. Следовательно, сдвинутся и те сроки, в которые создатели ГЛОНАСС планируют догнать по точностным характеристикам GPS.

— Именно такое обязательство взял на себя Роскосмос, запрашивая финансирование на уровне 330,5 млрд рублей, — сравняться с системой Navstar-GPS по точности, — пояснил источник в Роскосмосе. — В 2020 году агентство обязалось повысить точность позиционирования в реальном времени до 70–80 см. При сокращенном варианте бюджета в 245 млрд рублей, который нравился Минфину гораздо больше, точность была обещана на уровне 2 м. Это была та качественная разница, которая помогла убедить премьера в необходимости выделения бюджета в 330 млрд рублей.

Сегодня разница в точности определения координат между системами ГЛОНАСС и GPS — 3 м в пользу американцев. Их навигационная система обеспечивает точность до 2 м в режиме реального времени, российская — до 5 м. Это без учета ошибок самого приемника и без учета возможных помех, то есть точность в идеальных условиях.
Чтобы разницу нивелировать, нужно укомплектовать космический флот ГЛОНАСС аппаратами «Глонасс-К2», которые сейчас проходят летные испытания.

Завершить запуски нынешних аппаратов серии «Глонасс-М» (по ряду характеристик они уступают аппаратам GPS серии II-F, которые американцы выводят на орбиту в настоящее время) и перейти на запуск аппаратов серии К Роскосмос рассчитывает только в 2015 году. Гарантированный производителем срок активного существования аппаратов «Глонасс-М» на орбите составляет семь лет. Таким образом, аппараты серии «М», уступающей американцам уже сегодня, должны прослужить в основном составе группировки до 2022 года.

— В 2020 году мы планируем увеличить точность позиционирования практически на порядок, вплотную подойдя к отметке в 50 см точности в идеальных условиях, — говорит Сергей Ревнивых. — По нашим сегодняшним представлениям, это предел для навигационных систем. Предел для космического ее сегмента. Используя уже известные дополняющие системы, точность можно повысить до 3 см в реальном времени. Эксперименты, которые сейчас ведутся, показывают потенциальную реализуемость этой задачи.

По мнению руководителя кластера космических технологий и телекоммуникаций «Сколково» Сергея Жукова, в рамках новой ФЦП стоит увеличить финансирование научно-исследовательских и опытных работ.

— Нужно разрабатывать новое поколение спутников, — говорит Жуков. — Если усилить  объемы НИОКР, можно попытаться организовать прорыв. Например, на базе исследовательского центра в «Сколково», который будет создавать производитель спутников для ГЛОНАСС — «ИСС имени Решетнева». Мы с ними говорим о создании принципиально новой платформы космических аппаратов, которые будут работать на орбите по 18–20 лет.

По словам Жукова, разработка новой платформы для спутников может занять порядка пяти лет.

По информации «Известий», утвердить детализированную ФЦП «Поддержание, развитие и использование системы ГЛОНАСС на 2012–2020 годы» правительство планирует до Нового года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer