Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Когда «Союз» милее «Руси»


18 октября 2011 года Владимир Куделев, ВПК


7 октября состоялось выступление главы Роскосмоса Владимира Поповкина на Правительственном часе в Государственной думе. Было сделано несколько важных заявлений. В частности, сказано, что Федеральное космическое агентство приостанавливает разработку ракеты-носителя нового поколения среднего класса повышенной грузоподъемности «Русь-М», предназначавшейся для запусков с космодрома Восточный в Амурской области. С нового российского космодрома будут стартовать модернизированные ракеты-носители «Союз-2» и новые ракеты-носители семейства «Ангара».

По мнению Поповкина, проверенные и надежные ракеты-носители «Союз» и «Протон», а также новая ракета-носитель «Ангара», первый запуск которой намечен на 2013 год, вполне могут справиться со всеми задачами реализации Федеральной космической программы до 2015 года и далее.

Он подтвердил, что создание перспективной транспортной системы по-прежнему остается в планах России, и считает реальным выполнение первого непилотируемого запуска с космодрома Восточный в 2015 году.

Причины ЧП на орбите нашли на Земле
Глава Роскосмоса отдельно остановился на состоянии российской ракетно-космической отрасли и причинах недавних неудачных запусков. Поповкин признал, что в современной российской космонавтике накопился ряд критически важных вопросов, требующих оперативного решения. Во многом следствием этого стали недавние аварии с космической техникой.

Говоря об их причинах, он сообщил, что при запуске с Байконура 18 августа ракеты-носителя «Протон-М» со спутником связи «Экспресс-АМ4» нештатная ситуация сложилась вследствие ошибки в работе системы управления разгонного блока «Бриз-М», спутник вышел на нерасчетную орбиту и был потерян: «Он функционирует, но по назначению его использовать невозможно».

«Причина аварии – ошибка при формировании полетного задания разгонного блока, – пояснил глава Роскосмоса. – Причина не в программисте и не в том, кто его проверял непосредственно, а гораздо глубже: в ненадлежащей работе ряда контрольных организаций. Над программистом был целый ряд должностных лиц и организаций, которые обязаны проконтролировать его работу. Это генеральный конструктор Московского опытно-конструкторского бюро «Марс» (разработчик системы управления разгонного блока «Бриз-М». – Прим. авт.), это головной разработчик разгонного блока КБ «Салют» (работает в структуре Государственного космического научно-производственного центра им. Хруничева. – Прим. авт.), это и наша головная научная организация ЦНИИ машиностроения. Ни одна из контролирующих структур, выдавших положительное заключение на запуск, фактически эту ошибку не увидела».

Владимир Поповкин напомнил, что неудачный запуск 24 августа грузового корабля «Прогресс М-12М» стал следствием выхода из строя двигательной установки третьей ступени ракеты-носителя «Союз-У». По его мнению, это произошло из-за засорения тракта подачи горючего в газогенератор двигательной установки. В этом случае, по данным Межведомственной комиссии, речь идет о производственном браке, и произошедшее носит случайный характер. Почему было принято такое определение? «Не удалось найти материальную часть, а засорение тракта могло произойти по разным причинам, – разъяснил Поповкин. – В ходе работы аварийной комиссии моделировались различные ситуации. Это могло быть в газогенераторе, в каком-то месте трубопровода».

Руководитель агентства сообщил, что после этой аварии пришлось отозвать всю партию, а таких двигательных установок было уже изготовлено 18, они находились на космодромах Байконур, Куру во Французской Гвиане и на заводе «ЦСКБ-Прогресс»: «Мы вернули всю партию для дополнительных проверок. На сегодня из той части партии, которую проверили, в двигательных установках посторонних предметов не нашлось, поэтому можно сделать вывод, что ЧП при запуске «Прогресса» – действительно единичный случай».

Поповкин проинформировал депутатов, что в результате аварии при запуске «Прогресса» Роскосмос был вынужден скорректировать пуски по пилотируемой программе. По новому плану запусков 30 октября стартует ракета-носитель «Союз-У» с грузовым кораблем «Прогресс М-13М». «На нем мы проверим, что действительно приняли все необходимые меры», – заметил глава агентства. 14 ноября – ракета-носитель «Союз-ФГ» с пилотируемым кораблем «Союз-ТМА» и тремя космонавтами, следующий 21 декабря – пилотируемый «Союз-ТМА» с тремя космонавтами. Таким образом, с 21 декабря мы перейдем к штатной эксплуатации Международной космической станции (МКС).

О принятых мерах
Аварии вынудили Роскосмос принять меры, чтобы не допустить их повторения в дальнейшем. По словам Поповкина, эти меры можно разделить на срочные и оперативные. В числе первых он назвал, в частности, формирование оперативных групп, которые проверили на предмет соответствия конструкторской документации уже изготовленные ракеты-носители, разгонные блоки и космические аппараты. Старт их должен был состояться в сентябре-октябре. «В связи с этим мы перенесли ряд запусков – космического аппарата «Глонасс-М» и военной полезной нагрузки, – заметил руководитель агентства. – Это необходимо было сделать. И как показали недавние запуски, эти решения были вполне оправданны».

«Мы также предприняли ряд оперативных мер. О них было доложено председателю правительства, и он поддержал их», – сообщил Поповкин. В качестве одной из таких мер он назвал введение в Роскосмосе ведомственной системы контроля качества: «Это будет своя независимая система контроля. Она ни в коем случае не заменит ОТК на всех предприятиях. Это будет структура, которая станет комплексно проверять соответствие выполненных работ конструкторской документации и давать свои заключения о готовности составных частей к пуску».

Сразу хочется сказать, что в российской ракетно-космической отрасли к этой мере отношение двойственное. «Система контроля качества, безусловно, нужна, – полагает эксперт ВПК. – Но что реально смогут сделать порядка 30 человек, которые, как предполагается, будут работать в этой системе? Да и зарплата, которую им «кладут» – порядка 500 евро в месяц, вряд ли привлечет на эти места кого-либо, разве что ветеранов Космических войск». Для сравнения он привел пример Европейского космического агентства (ЕКА), где только в центральном аппарате вопросами качества занимаются 320 человек с зарплатой 4–5 тысяч евро, а всего в ЕКА над этими вопросами работают свыше двух тысяч человек.

Другой такой мерой, по словам Поповкина, станет создание на Байконуре единой испытательно-запускающей службы: «Сегодня, к сожалению, сложилось так, что каждое предприятие-изготовитель направляет своих специалистов на космодром. А надо, чтобы одни изготавливали, другие запускали».

Третья мера – необходимо освободить предприятия-изготовители от испытаний произведенной техники. Эта функция будет передана Научно-испытательному центру.

Проблемы отрасли
«Есть и более глубинные причины произошедшего, – отметил Поповкин. – Так, нормативные документы, которые сегодня действуют в нашей структуре, разрабатывались в условиях еще планово-распределительной экономики. Они, к сожалению, перестают действовать в рыночных условиях. Мы провели анализ всех этих документов и начали их переработку. Второе – это большой износ основных фондов, их технологическое отставание от современного мирового уровня. Это последствия 90-х годов».

Среди других проблем он назвал, в частности, неравномерность загрузки предприятий отрасти, кадровые вопросы. По его словам, загруженность отрасли составляет 33 процента от ее потенциальных возможностей, при этом одни предприятия, которые в 90-е годы вышли на коммерческий рынок, перегружены, другие недогружены. Остроту кадровой проблемы подтверждают такие данные – возраст 45 процентов работающих в отрасли превышает 60 лет. Это также последствия 90-х годов, когда молодежь не шла в «оборонку».

Еще одна сложность: по оценке главы Роскосмоса, РФ занимает неоправданно малое место на мировом рынке космических услуг: «Если весь объем рынка оценивается в 260 миллиардов долларов в год, то доля России на нем – всего три процента. И связано это с тем, что РФ главным образом предоставляет пусковые услуги, в то время как основной объем продаж сегодня в мире приходится на орбитальные космические средства, а также на предоставление космических услуг конечным пользователям. Да, мы проводим в год порядка 40 процентов пусков, но с точки зрения экономической эффективности мы занимаем неоправданно низкое место».

Успешный рапорт по ГЛОНАСС обгоняет события
В ходе Правительственного часа Поповкин торжественно отчитался, что после успешного пуска 3 октября с Плесецка ракеты-носителя «Союз-2.1б» с навигационным спутником «Глонасс-М» развертывание орбитальной группировки системы глобального позиционирования ГЛОНАСС завершено.

«Теперь наша задача – сделать так, чтобы ею пользовались. Речь идет о поддержании орбитальной группировки при одновременном развитии наземного сегмента системы, ее различных дополнений, благодаря чему к 2015 году точность системы составит один метр, притом что сейчас этот показатель составляет 5,6 метра, – пояснил руководитель агентства. – Это очень большая программа. Она связана с взаимодействием со всеми регионами и ведомствами».

Как представляется, утверждая о завершении развертывания орбитальной группировки системы ГЛОНАСС, глава Роскосмоса слегка поторопился. Ведь ни для кого из специалистов не является секретом, что с учетом запуска 3 октября по состоянию на 7 октября в составе орбитальной группировки системы ГЛОНАСС насчитывалось 28 космических аппаратов. 23 из них использовались по целевому назначению, два (в том числе запущенный 3 октября) находились на этапе ввода в эксплуатацию, три временно выведены на техобслуживание. Это официальные данные подведомственного Владимиру Поповкину ЦНИИ машиностроения.

Общеизвестно также и следующее: для того чтобы навигационный сигнал системы ГЛОНАСС принимался на всей территории Земли, необходимо как минимум 24 работающих спутника. Так что с арифметикой немного не сходится – подумаешь, один спутник. Теоретически на ввод таких аппаратов в эксплуатацию отводится 40 дней после пуска. Однако все не так просто. Ведь еще один спутник, находящийся в группе вводимых в эксплуатацию (пусть он и первый из спутников нового поколения типа «Глонасс-К»), болтается в этом статусе уже восемь месяцев.

Приоритеты в будущем
«Мы пересмотрели приоритеты Федеральной космической программы, – сообщил Поповкин. – Подготовили изменения в ФКП, которые утверждены постановлением правительства. Что мы изменили? Планируем сосредоточить усилия на создании новых средств дистанционного зондирования Земли, навигации, предупреждения о чрезвычайных ситуациях, метеорологии, телекоммуникационных и связных систем. И эту позицию мы согласовали со всеми министерствами. Для нас это будет приоритет номер 1».

«Мы планируем к 2015 году увеличить группировку спутников связи с 26 до 48, спутников дистанционного зондирования Земли и метеоспутников – с 5 до 20, группировку системы ГЛОНАСС – с 24 до 30», – уточнил глава агентства.

Другим приоритетом Роскосмоса будет космическая наука, два ее направления. Первое – изучение планет Солнечной системы и самого Солнца, второе – изучение дальних галактик.

Владимир Поповкин подтвердил, что в начале ноября к спутнику Марса – Фобосу стартует миссия «Фобос-грунт». На этом космическом аппарате используются более 90 процентов новых систем и устройств. Отвечая на вопросы депутатов, не рискованно ли отправлять неиспытанный аппарат с такой ответственной миссией и не следует ли отложить его запуск до завершения испытаний, он сказал: «Мы понимаем, что это риск, но риск оправданный. В течение перерыва после запуска предыдущей марсианской экспедиции в мире произошел большой технологический прогресс, и Россия должна соответствовать веяниям времени». По мнению руководителя Роскосмоса, если сейчас не запустить «Фобос-Грунт», то придется перенести миссию на 2013 год, а это будет уже поздно.

Важным для Роскосмоса остается и международное сотрудничество, одним из главных его направлений является Казахстан. Астана сняла действовавший в течение двух лет мораторий на запуски с Байконура российских межконтинентальных баллистических ракет (МБР). «Первый после отмены моратория запуск МБР будет выполнен с Байконура в ноябре», – уточнил глава агентства. Как отметили в свою очередь в Роскосмосе, речь идет об учебно-боевом запуске МБР РС-18 (по классификации НАТО – SS-19 «Стилет»).

По словам Поповкина, Роскосмос планирует увеличить свою прибыль за счет заказов от стран Азии, Африки и Южной Америки. На вопрос, каким образом ведомство планирует увеличить свою прибыль за счет коммерческих заказов, чтобы затем иметь возможность привлечь в отрасль высококлассных специалистов, глава агентства ответил: «Оборот Роскосмоса в это году немалый – 1,5 миллиарда долларов, и надо принять решения, чтобы правильно направить этот поток».

Владимир Поповкин признал, что учитывая необходимость срочной модернизации отрасли, Роскосмос вынужден идти на создание СП с западными странами, чтобы наладить производство космических аппаратов на уровне мировых стандартов качества. Кроме того, необходимо «понимать» рынок сбыта современных аппаратов, которые будут выходить с конвейера модернизированного производства. «На Западе нас никто не ждет, и надо восстанавливать отношения с нашими традиционными партнерами в Азии, Африке и Южной Америке, – пояснил он. – Эта работа уже ведется, на ближайшее время намечен ряд встреч в странах этих регионов, откуда мы рассчитываем привезти новые заказы».

В частности, Роскосмос планирует сотрудничество с Пекином, который становится все более активным игроком на рынке космической деятельности. «Китай очень быстро движется, и нам надо с ним сотрудничать», – убежден Поповкин. Однако при этом необходимо жестко выстраивать свою технологическую политику для того, чтобы исключить утрату своих ноу-хау.

В целом решение Роскосмоса о приостановке разработки новой ракеты-носителя «Русь-М» во многом представляется вынужденным – у государства снова не хватило средств на космос. Еще один вывод из прошедшего в Госудуме Правительственного часа – депутаты вне зависимости от фракционной принадлежности достаточно доброжелательно отнеслись к первому появлению в здании на Охотном Ряду Владимира Поповкина в новом качестве. Теперь ему предстоит отработать выделенный кредит доверия.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer