Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Человеческий фактор: причина или следствие?


19.10.11 15:16 Николай Павленков, Журнал "АвиаСоюз"


В последнее время в гражданской авиации произошел ряд серьезных авиационных происшествий (в том числе катастроф), связанных с так называемым человеческим фактором. К сожалению, главным мотивом большинства комментариев является рассуждение на тему: «кто виноват?». Как представляется, такая постановка вопроса неконструктивна. Главное – выявление причин произошедших событий и выработка необходимых мер по предотвращению подобных явлений.

В мировой авиации до 80% авиационных происшествий происходит по вине человека, но это не значит, что все надо принимать, как должное. Большая часть из них связана с выполнением процедур взлета или захода на посадку и, как правило, в сложных метеоусловиях. 

В аэропорту Петрозаводска при заходе на посадку при ограниченной видимости потерпел катастрофу самолет Ту-134. Можно ли было предотвратить это событие? Да, можно, если четко выполнять требования руководящих документов. Многие средства массовой информации «отметились» о том, что заходом на посадку управлял пьяный штурман. Но причем здесь штурман, если принимает решение о выполнении посадки командир корабля, независимо от того, кто ему подсказывает: штурман, диспетчер или еще кто-то другой. Командир корабля в этой ситуации нарушил положение ряда нормативных документов, регламентирующих действия экипажа при заходе на посадку, своевременно  не принял решение об уходе на второй круг, что привело к столкновению самолета с землей и гибели экипажа и пассажиров. Спрашивается, с чем связано такое безрассудное решение – сесть, во что бы то не стало? На мой взгляд, одной из причин могла быть боязнь получить нагоняй от руководства авиакомпании. Почему экипаж не смог зайти на посадку в данных условиях по существующей системе данного аэропорта? Да потому, что недостаточно оттренирован и опытен.

Не секрет, что практически большинство авиакомпаний, которые являются коммерческими структурами, экономят на всем. Главное – получение максимальной прибыли от полетов. При этом «забывая» о вложении необходимых средств на подготовку летного состава и поддержание требуемого уровня профессионализма. Получается, что безопасность полетов, которая должна быть приоритетом – на втором месте.

Еще одна серьезная причина авиационных происшествий – вмешательство в действия экипажа и давление на него извне. Это проявилось, в частности, в случае с катастрофой польского Ту-154 в Смоленске.

Совсем недавно в Ярославле произошла катастрофа самолета Як-42, вызвавшая огромный общественный резонанс. Расследование Межгосударственного авиационного комитета пока еще не завершено. Вместе с тем, просматривается явное нарушение экипажем нормативных документов, связанное с непринятием решения о прекращении взлета в ситуации, когда самолет не набрал необходимого ускорения для взлета. Возможно, с учетом вышесказанного, у экипажа на подсознательном уровне была установка на выполнение взлета, во что бы то не стало. Однако законы неба и природы этого не прощают. В результате – человеческие жертвы, невосполнимые потери. 

Но нельзя рассматривать так узко происходящее в гражданской авиации. Да, экипаж виноват, да, человеческий фактор. Но, что за этим стоит? С развалом СССР и упразднением централизованного управления отраслью, которое осуществляло Министерство гражданской авиации, во многом нарушена система организации летной работы. Где сейчас летная служба и инспектирующие органы, которые должны нести ответственность за обеспечение безопасности полетов? Они практически упразднены, а те, что имеются на сегодняшний день, не могут в полной мере исполнять возложенные на них задачи.
 
Где качественная первоначальная подготовка летных специалистов в авиационных училищах? Инструкторский и преподавательский состав работает за мизерные зарплаты. Училища не в полной мере обеспечиваются необходимыми средствами для полноценной подготовки курсантов. Авиационная техника устарела и перспектив пока не видно. И, наконец, кто в отрасли отслеживает уровень подготовки летного состава и обеспечения безопасности полетов?

Практически все отдано в руки коммерческих структур, многочисленных авиакомпаний и сертификационных органов, которые, прежде всего, заинтересованы в том, чтобы получить максимальную прибыль за проделанную ими работу.

Еще один немаловажный вопрос – почему упразднена классность летного состава, которая в течение десятилетий являлась важным фактором стимулирования для повышения летного мастерства и поднятия престижа профессии пилота? На все эти и другие вопросы следует дать конкретные ответы и принять соответствующие решения. На мой взгляд, необходимо четко понимать, что индивидуальные ошибки конкретных пилотов (человеческий фактор) – следствие системных просчетов в управлении отраслью, в том числе в вопросах подготовки летного состава.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer