Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Капица есть, Ковальчука нет


26 октября 2011 года Николай Подорванюк, Александра Борисова, Газета.ru


Академиками РАН в декабре нынешнего года могут стать несколько депутатов Госдумы, бывший глава «АвтоВАЗа» и директор Эрмитажа. Не будет выбираться Михаил Ковальчук, которого некогда прочили в президенты РАН. Зато в списках масса достойных ученых, таких как Станислав Смирнов и Сергей Капица.

Недружелюбные академики

В пятницу были опубликованы утвержденные списки претендентов на вакантные места действительных членов (академиков) и членов-корреспондентов РАН. На 82 места академиков претендуют около 200 кандидатов, а на 133 места членов-корреспондентов – около тысячи человек. Члены РАН избираются общим собранием академии, однако фактически оно лишь проводит утверждение кандидатур. Именно через эту процедуру не удалось пройти на прошлых выборах (в 2008 году) известному связями с властью члену-корреспонденту РАН директору Курчатовского института Михаилу Ковальчуку.
 
Доклады претендентов и предварительные выборы проходят на собрании отделений РАН. Членами Российской академии наук (то есть академиками) избираются ученые, являющиеся гражданами Российской Федерации (есть также и список иностранных членов академии). Члены РАН избираются пожизненно, то есть новые вакансии (за исключением случаев открытия новых отделений) появляются лишь с «естественной убылью».
 
Согласно уставу РАН, «действительными членами РАН избираются учёные, обогатившие науку трудами первостепенного научного значения». Большая часть нынешнего списка соответствует этому определению.

«Газета.Ru» представляет обзор кандидатов в члены РАН этого года. Сами выборы состоятся в декабре.
 
Взяли академический пропуск

Российская академия наук пополнилась новыми академиками и членами-корреспондентами. Их имена станут известны только в четверг, однако уже сейчас понятно, что прямая или косвенная принадлежность кандидатов...

В отделении математических наук на семь мест претендуют 34 кандидата. Питерские математики пытались выдвинуть на этот пост самого известного, пожалуй, российского ученого современности Григория Перельмана, но он – ожидаемо – не стал участвовать в выборах.

Флагманом этого списка можно считать Станислава Смирнова – профессора Университета Женевы, лауреата престижнейшей премии Филдса, который в России получил мегагрант и сейчас работает в Санкт-Петербургском государственном университете.

Среди других значимых кандидатов лауреаты Государственной премии Николай Калиткин (1969 год), Олег Бесов (1977), Дмитрий Костомаров (1981) и Владимир Романов (1987), а также ректор Московского института открытого образования Алексей Семенов. Есть и ученый, известный своей активной политической позицией, это Борис Кашин, главный научный сотрудник отдела теории функций Математического института им. В. А. Стеклова РАН, заведующий кафедрой теории функций и функционального анализа механико-математического факультета МГУ.

Он также является депутатом Госдумы РФ пятого созыва от фракции КПРФ и председателем движения «За возрождение отечественной науки».
 
VIP-академия

Политики и чиновники не оставляют попыток войти в состав Российской академии наук. В среду академия выберет новых членов в свой состав, и среди кандидатов вновь немало известных фамилий.

В отделении физических наук на восемь мест претендуют 40 кандидатов. Среди них Алексей Воробьев, лауреат Госпремии 1983 года, и Павел Пашинин, лауреат Госпремии 1985 года.

В списке также Алексей Старобинский – один из создателей современной теории рождения Вселенной (теории инфляции), Юрий Балега – директор САО РАН, где находится шестиметровый телескоп (БТА), который когда-то был крупнейшим в мире, а также Борис Шустов – директор Института астрономии РАН, лектор «Газеты.Ru».
 
В отделении нанотехнологий и информационных технологий на четыре места претендует 21 кандидат. Среди них ректор Санкт-Петербургского государственного политехнического университета Андрей Рудской, ректор МИРЭА Александр Сигов, ректор Самарского государственного аэрокосмического университета (бывший КуАИ) Виктор Сойфер и ректор МИЭТ Юрий Чаплыгин.

И здесь не обошлось без депутатов Госдумы: Гаджимет Сафаралиев, член фракции «Единая Россия», выбирался и в 2008 году, но безуспешно.
 
«Как без науки жить-то такой стране, как Россия?»

В отделении энергетики, машиностроения, механики и процессов управления конкурс относительно небольшой: на 14 мест претендует 41 кандидат. Среди них бывший директор ВАЗа Борис Алешин (сейчас он работает генеральным директором Центрального аэрогидродинамического института (ЦАГИ) имени Жуковского). Кроме того, академиками хотят стать Леонид Большов – директор Института проблем безопасного развития атомной энергетики РАН, бывший министр топлива и энергетики РСФСР Анатолий Дьяков. Широко представлена авиакосмическая отрасль: Валентин Лебедев – советский космонавт, дважды Герой Советского Союза, заложивший основы научной школы в прикладной космонавтике, президент РКК «Энергия» Виталий Лопота; генеральный директор компании «Сухой», генеральный директор ОАО «РСК «МиГ»» и президент ОАО «Объединенная авиастроительная корпорация» Михаил Погосян.
 
В отделении химии и наук о материалах конкурс традиционно высокий: на девять вакансий претендуют 39 кандидатов. Среди них дважды лауреат Госпремии СССР, лауреат Госпремии РФ Геннадий Бурханов и

Евгений Гудилин – заместитель декана факультета наук о материалах МГУ, один из самых молодых членов-корреспондентов РАН (сейчас ему 42 года, был избран в 37 лет).

Также баллотируются Михаил Антипин – директор Центра рентгеноструктурных исследований РАН, один из самых высокоцитируемых российских ученых-химиков, Сергей Варфоломеев – директор Института биохимической физики РАН, Усеин Джемилев – директор Института нефтехимии и катализа РАН, Оскар Койфман – ректор Ивановского государственного химико-технологического университета, Валерий Костиков – директор Государственного научно-исследовательского института конструкционных материалов на основе графита (ФГУП «НИИграфит»), Вадим Кукушкин – специалист в области органического синтеза с участием комплексов металлов, самый цитируемый учёный Санкт-Петербургского государственного университета 2008–2010 годов.
 
В отделении биологических наук на семь мест всего 13 претендентов. Среди них всемирно известный специалист по биоорганической химии Сергей Лукьянов, лауреат первой волны мегагрантов, а также еще один известный биоорганик – Александр Габибов.
 
В гуманитарных отделениях традиционно баллотируется большое количество известных людей.

Среди них Алексей Васильев – директор Института Африки РАН, в недавнем прошлом специальный представитель президента России по связям с главами африканских государств, Сергей Петрович Капица, представитель известной научной семьи, ученый и популяризатор науки, и Михаил Пиотровский – директор Эрмитажа.

Также среди кандидатов Ефим Пивовар – ректор РГГУ, Николай Макаров – директор Института археологии РАН; директор Института экономики РАН Руслан Гринберг, Михаил Клеандров – судья Конституционного суда Российской Федерации, член совета директоров ОАО «Газпром» Валерий Мусин, член Общественной палаты и известный предприниматель Глеб Фетисов.
 
Среди претендентов по отделению физиологии и фундаментальной медицины известные врачи:

Ренат Акчурин, который в 1996 году оперировал Бориса Ельцина, Лео Бокерия – директор Центра сердечнососудистой хирургии имени А. Н. Бакулева, Сергей Середенин – лауреат Госпремии 1980 и 1998 годов, директор НИИ фармакологии РАМН, Игорь Ушаков – директор Института медико-биологических проблем РАН.
 
В отделении наук о Земле на 12 мест претендуют 23 кандидата. Среди них лауреаты Государственной премии РФ Евгений Артюшков (1997) и Сергей Соколов (1995), известный географ, директор Геофизического центра РАН и внук Алексея Косыгина Алексей Гвишиани, директор Института водных проблем РАН Виктор Данилов-Данильян и Директор Института озероведения РАН Владислав Румянцев.
 
Традиционно мало среди кандидатов женщин – они составляют едва ли несколько процентов.
 
Полностью со списками кандидатов по отделениям можно ознакомиться в академической газете «Поиск».



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer