Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Наш ответ американскому «Хищнику»


26 октября 2011 года Василий Сычев, ВПК


Петербургская компания «Транзас» и казанское опытно-конструкторское бюро «Сокол» до конца года начнут проектирование больших ударных БПЛА, которые по своим характеристикам не должны уступать американским и израильским аналогам. На выполнение программы в общей сложности намечается потратить три миллиарда рублей, а испытания аппаратов начать в 2015 году. Руководить разработками будет создатель дрона «Пчела», хорошо зарекомендовавшего себя при проведении операций на Северном Кавказе, и учебно-боевого самолета Як-130.

Какими они будут?

Исполнителей планов в сфере перспективных ударных беспилотников Министерство обороны России выбрало по итогам двух тендеров, проводившихся с августа 2011 года. Первый конкурс на опытно-конструкторские работы (ОКР), в результате которых должен появиться аппарат массой около тонны, выиграла компания «Транзас», известная как разработчик и производитель авиационных систем. На реализацию проекта предполагается выделить два миллиарда рублей. ОКБ «Сокол» по итогам второго конкурса получило контракт на проведение научно-исследовательских работ (НИР) по созданию беспилотника массой около пяти тонн. Этот проект оценивается в миллиард рублей.

Стоимость работ различается потому, что в ходе ОКР надо создать беспилотник, который будет передан заказчику в качестве готового образца, а значит, его серийный выпуск можно развернуть в любой момент. В свою очередь НИР предусматривают лишь представление демонстрационного прототипа. Ему еще предстоит пройти череду оценочных и совместных испытаний, по итогам которых будет принято решение о дальнейшем развитии проекта или его прекращении. В обоих случаях Министерство обороны РФ ориентируется на класс ударных БПЛА средней дальности с большой продолжительностью полета.

Наиболее ярким представителем такого класса аппаратов является американский MQ-1 Predator («Хищник»), используемый США в Афганистане, Пакистане и Йемене. Этот беспилотник с максимальной взлетной массой 1020 килограммов способен совершать полеты на скорости до 217 километров в час на высоте до 7,6 тысячи метров. Дрон может находиться в воздухе до 24 часов, неся полезную нагрузку в виде приборов слежения и разведки, а также вооружение массой до 204 килограммов. Predator оснащен двумя пилонами, предназначенными для подвески двух ракет AGM-114 Hellfire, четырех AIM-92 Stinger или шести Griffin.

В России будут создаваться аппараты, способные барражировать в небе не менее 12 часов и отправляться в полеты на расстояние 500 километров. Последний параметр говорит о том, что управление беспилотниками заказчик намерен осуществлять по обычному радиоканалу, а не через спутник, как это уже пару лет практикуют американцы. Другие подробности о российских проектах пока не оглашены. При этом не совсем понятно, какая именно масса, оговоренная в тендере, имеется в виду: пустого аппарата, с топливом или максимальная взлетная. Не уточняются и другие важные параметры, например вес полезной нагрузки.

    “ В России будут создаваться аппараты, способные барражировать в небе не менее 12 часов и отправляться в полеты на расстояние 500 километров ”

По словам вице-президента «Транзаса» Виктора Годунова, его компания заключила с ОКБ «Сокол» соглашение о стратегическом партнерстве, предполагающее совместную разработку беспилотных аппаратов в рамках обоих тендеров Министерства обороны. В частности, «Транзас» займется созданием систем управления БПЛА, а также бортовой электроники, а «Сокол» – конструированием дронов и наземных комплексов к ним. Как ожидается, оба беспилотника совершат первый полет в 2014 году, а с 2015-го начнутся их летные испытания. О планах принятия аппаратов на вооружение до сих пор ничего неизвестно.

Руководителем работ станет бывший генеральный конструктор ОКБ имени Яковлева Николай Долженков, один из создателей учебно-боевого самолета Як-130. Этого человека в экспертном сообществе также знают как разработчика беспилотника «Пчела», активно применявшегося в антитеррористических операциях на Северном Кавказе. Аппарат хорошо зарекомендовал себя, однако широкое его внедрение в Вооруженные Силы России не произошло. По словам Долженкова, новые дроны будут многоцелевыми, а в перспективе поступят не только в части Российской армии, но и в подразделения МВД и МЧС.

Опыт есть

Вероятно, с реализацией проекта по беспилотнику массой около тонны отечественные предприятия справятся. Во всяком случае «Транзас» уже разрабатывал подобные аппараты. В частности, эта компания создала однодвигательный БПЛА «Дозор-600», сопоставимый по своим характеристикам с Predator. Так, петербургский дрон с максимальной взлетной массой 640 килограммов способен развивать скорость до 210 километров в час и совершать полеты на высоте до 7,5 тысячи метров. Дальность действия беспилотника – 3,7 тысячи километров. Аппарат может нести полезную нагрузку массой до 220 килограммов, находясь в воздухе до 30 часов. «Дозор» совершил свой первый полет в 2010 году.

Но даже без учета этого факта в нашей стране накоплен достаточно солидный опыт создания беспилотных летательных аппаратов различного назначения. СССР в послевоенные годы занимал первое место в мире по объему производства и широте использования беспилотников. В конце 50-х – начале 60-х годов конструкторское бюро имени Туполева разработало БПЛА Ту-123 «Ястреб», Ту-141 «Стриж» и Ту-143 «Рейс». При этом Ту-141 и Ту-143 поставлялись на экспорт: в Румынию, Чехословакию, Ирак и Сирию. Дронами Ту-143 в настоящее время обладают армии Украины и России. На основе этого комплекса также разработан модернизированный вариант – Ту-243 «Рейс-Д», принятый на вооружение в 1999 году.

Создавались в СССР и БПЛА других типов, включая сверхмалый разведывательный, многоцелевой и тактический разведывательный. В частности, в стране разработаны беспилотники «Эльф-Д», ПС-01 «Комар» и «Шмель-1». Однако в последующем ситуация резко поменялась. В 90-е годы развитие отрасли практически полностью прекратилось. В настоящее время российские военные нечасто применяют дроны, к тому же имеющиеся в войсках аппараты – «Рейс», «Стриж», «Рейс-Д», «Строй» и «Строй-П» ныне просто-напросто устарели. Единственный отечественный беспилотный авиационный комплекс, соответствующий современным стандартам, – «Типчак», но его использование крайне ограниченно из-за высокой шумности аппарата.

Правда, в обозримом будущем Россия намерена догнать по уровню использования дронов США. Сегодня в войска уже поставляются беспилотники российского производства, однако их количество в нашей армии пока невелико.

Любопытно, что в упомянутых ранее тендерах Министерства обороны РФ также принимал участие концерн «Вега», долгое время считающийся в российском военном ведомстве основным разработчиком беспилотной техники. Предприятие выпускает такие беспилотные комплексы, как «Типчак», «Пчела-1», и аппараты ZALA серии 421, уже в небольших количествах стоящие на вооружении пограничной службы ФСБ, Сухопутных войск и ВДВ. По какой причине концерн выбыл из конкурсов, Министерство обороны России умалчивает. Не исключено, что определенную роль в этом вопросе сыграла неудача беспилотника «Аист», созданием которого занимается «Вега».

Напомним, что в ходе испытаний «Аиста» на аэродроме в Рыбинске в январе 2010 года аппарат неожиданно оторвался от земли, а затем упал и взорвался. Взлетная масса этого БПЛА – около 600 килограммов. Он способен развивать скорость до 250 километров в час и совершать полеты на высоте от 100 до 6000 метров. Полезная нагрузка дрона доходит до ста килограммов. БПЛА, оснащенный двумя двигателями, может находиться в воздухе до 12 часов. С момента утери аппарата на испытаниях о дальнейшей судьбе проекта не сообщалось.

Иностранный элемент

Между тем, несмотря на амбициозные планы по оснащению Вооруженных Сил РФ отечественными беспилотными системами, в ближайшие несколько лет российские войска продолжат получать дроны зарубежного производства. В 2010 году нынешний руководитель Роскосмоса Владимир Поповкин, занимавший в ту пору должность первого заместителя министра обороны России, признался, что годом ранее военные провели испытания всех беспилотников, представленных нашей промышленностью, на создание которых в течение нескольких лет было ассигновано из бюджета МО пять миллиардов рублей. Ни один из аппаратов российских военных не устроил, и чтобы удовлетворить потребности в беспилотной технике, Министерство обороны начало закупки БПЛА за границей.

В апреле 2009 года Россия приобрела у Израиля 12 дронов BirdEye-400, I-View Mk150 и Searcher II на общую сумму 53 миллиона долларов. Позже был заключен контракт на поставку 36 беспилотников за сто миллионов долларов, а в апреле 2010-го стало известно о покупке у Израиля еще 15 БПЛА. С помощью этих аппаратов российские военнослужащие осваивают управление беспилотниками.

В октябре прошлого года российская корпорация «Оборонпром» заключила с израильской госкомпанией Israel Aerospace Industries контракт на поставку компонентов для сборки беспилотников. Сумма сделки оценивается в 300 миллионов долларов. Сборка аппаратов производится на Казанском вертолетном заводе, где в перспективе может быть налажено и совместное с IAI производство дронов.

Но этим дело не ограничится. Около трех недель назад в интервью одной из центральных газет министр обороны России Анатолий Сердюков заявил, что наше военное ведомство осталось довольно закупленными в Израиле беспилотными летательными аппаратами. «Сейчас присматриваемся и к итальянским. А одновременно наши конструкторы разрабатывают и отечественные образцы», – рассказал глава МО РФ.

С точки зрения освоения технологий закупка ограниченных партий дронов за рубежом оправданна. Благодаря этому российские оборонные предприятия смогут догнать мировую беспилотную промышленность, далеко ушедшую в последние два десятка лет. Но и без освоения чужих достижений (несомненно, для наработки собственных) сложностей на пути к созданию конкурентоспособной продукции у российской промышленности множество. Одной из них, по оценке концерна «Вега», является отсутствие в России технологий производства малоразмерных двигателей. Такие силовые установки, однако, изготавливаются на Украине запорожской компанией «Мотор Сич». «Вега» планирует купить эти двигатели и ведет соответствующие переговоры с украинскими производителями. Не исключается и учреждение совместного предприятия, которое обеспечит силовыми установками российские дроны.

К числу других сложностей можно смело отнести финансирование, дефицит высококвалифицированных кадров, специализирующихся в создании такого вида оборонной продукции, а также, как ни странно, отсутствие четко проработанной концепции закупки и применения беспилотников. Тем не менее во всем мире сегодня разведывательные дроны стали неотъемлемой частью ведения боевых действий, и российское Министерство обороны отставать от соседей по планете, очевидно, не намерено.

Однако, несмотря ни на какие трудности, российская оборонная промышленность способна двигаться вперед, надо лишь увеличить темпы. Об этом говорит хотя бы тот факт, что после неудачных для российских беспилотников «экзаменов», о которых рассказывал Поповкин, Сухопутные войска спустя всего год (в сентябре 2010-го) провели дополнительные испытания отечественных дронов. В ходе апробации наших аппаратов особое внимание уделялось качеству передаваемой ими разведывательной информации, точности определения координат и возможности БПЛА вести трансляцию данных в масштабе времени, приближенном к реальному.

Конкретные выкладки по испытаниям, равно как и участники мероприятия, названы не были. Вместе с тем пресс-секретарь управления пресс-службы и информации Министерства обороны России по Сухопутным войскам Сергей Власов особо отметил, что по оценкам специалистов, за последний год (год, прошедший между двумя испытаниями российских аппаратов. – В. С.) отечественные производители беспилотников значительно продвинулись вперед. Военные остались довольны полученными результатами, а Министерство обороны предложило закупить несколько партий БПЛА для Сухопутных войск.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer