Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Забытые летчики


26 октября 2011 года Александр Реутов, Владимир Соловьев, КоммерсантЪ


В Таджикистане вступил в завершающую стадию судебный процесс над российским летчиком Владимиром Садовничим и его эстонским коллегой Алексеем Руденко. Их обвиняют в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде, за что летчикам грозит 15 лет тюрьмы. Гражданин РФ и его коллега уже полгода содержатся в СИЗО Курган-Тюбе. И вплоть до начала процесса 6 октября судьбой Владимира Садовничего посольство РФ в Душанбе вообще не интересовалось. Эксперты полагают, что летчик стал заложником в российско-таджикском политическом торге.

Эта история началась весной. Два самолета Ан-72 российской компании Rolkan investmens Ltd по договору с правительством Афганистана занимались перевозкой продуктов и гуманитарной помощи. После истечения контракта в марте 2011 года летчикам было предписано освободить стояночную территорию аэропорта Кабул.12 марта экипажи загрузили в самолеты техническое имущество, в том числе запасной двигатель, и личные вещи, а затем, получив разрешение на пересечение границы с Таджикистаном, с разницей в 20 минут вылетели в сторону аэропорта Курган-Тюбе. Однако когда в точке пересечения границы командир экипажа головного Ан-72 Владимир Садовничий связался с диспетчером "Таджикаэронавигации", тот заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолет должен вернуться в Кабул. 
 
Сделать это было крайне проблематично, так как действующий в военном режиме аэропорт Кабула мог не сразу принять российские самолеты, а топлива на ожидание посадки у самолетов не было. В этой связи Владимир Садовничий, руководствуясь международным воздушным кодексом, в целях безопасности членов экипажа и самолета принял решение о запросе вынужденной посадки в аэропорту Курган-Тюбе. Так же поступил командир второго воздушного судна гражданин Эстонии Алексей Руденко. Соответствующее разрешение было получено. 
 
Тем не менее после приземления оба экипажа были без предъявления каких-либо обвинений задержаны сотрудниками Комитета национальной безопасности Таджикистана. В течение двух месяцев их держали под арестом в гостинице, а 12 мая командиры воздушных судов были арестованы по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде. Наказание по этим статьям предусматривает тюремное заключение сроком до 15 лет.
 
Обвиняемые с самого начала категорически отрицали свою вину. Они уверяют, что разрешение на пересечение границы было получено ими по всем правилам и после посадки в Курган-Тюбе передано официальным лицам. Как пояснил "Ъ" знакомый с делом близкий друг господина Садовничего Александр Сухоруков, без всех документов, в том числе разрешения на пересечение границы, экипажам Ан-72 не позволили бы даже приблизиться к самолетам в аэропорту Кабула. "Там действует военный режим, и для прохода к самолетам летчикам нужно преодолеть пять пунктов проверки",— пояснил господин Сухоруков. 
 
Странным эксперты считают и обвинение в контрабанде. Под ней подразумевается полуразобранный авиационный двигатель, который экипажи использовали для ремонта своих воздушных судов. Примечательно, что после посадки в Курган-Тюбе оба самолета осмотрели таможенники и составили акт об отсутствии на борту контрабандных и запрещенных предметов. Однако в КНБ Таджикистана посчитали иначе. 
 
В результате Владимир Садовничий и его коллега Алексей Руденко уже полгода находятся в курган-тюбинском СИЗО. По словам господина Сухорукова, у россиянина уже начались проблемы со здоровьем. 
 
С самого начала адвокат и работодатели летчиков безуспешно пытались привлечь к происходящему внимание посольства РФ в Душанбе. Представитель Rolkan investmens Ltd Валерий Пфефер рассказал, что гендиректор компании полгода назад обратился в посольство РФ. "Он простоял у посольства трое суток и, не добившись приема, опустил жалобу в ящик для писем",— сообщил господин Пфефер. 
 
В МИД РФ ситуацию с летчиками комментировать отказались. Собеседник "Ъ" в ведомстве, знакомый с ходом процесса, который начался 6 октября, сообщил лишь, что "сотрудник консульского отдела посольства РФ в Душанбе присутствует на заседаниях суда". "Мы отслеживаем ситуацию и делаем все, чтобы интересы нашего гражданина не пострадали",— добавил дипломат. 
 
По словам же очевидцев, представитель посольства в суде действительно присутствовал. Однако вплоть до 6 октября судьбой Владимира Садовничего дипломаты не интересовались, да и на самом процессе участия с их стороны не чувствовалось. 
 
Вчера гособвинитель Файзулло Холлов потребовал признать подсудимых виновными по всем пунктам. Ожидается, что приговор суда огласят в начале ноября. Эксперты полагают, что он предрешен, так как россиянин стал заложником российско-таджикских отношений. "Торг между Москвой и Душанбе по разным вопросам не прекращается",— заявил "Ъ" завотделом Средней Азии и Казахстана Института СНГ Андрей Грозин, добавив, что Владимиру Садовничему, похоже, уготована роль таджикского козыря в этом торге. "Не исключаю, что это делается в преддверии подписания намеченных на весну договоренностей по российской военной базе, объекту "Нурек" и российско-таджикскому экономическому партнерству",— полагает эксперт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBonnz
Грузоперевозки: http://perevozki.youdo.com/passenger/cars/minivans/, ссылка на описание.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer