Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


И снова мимо


27 октября 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Министерство обороны Индии подвело итоги тендера на поставку 22 ударных вертолетов, финалистами которого в середине 2010 года стали американский AH-64D Apache Longbow и российский Ми-28НЭ "Ночной охотник". Решение было принято не в пользу российской машины, которая не прошла по 20 пунктам в списке требований тендера. Это уже второе поражение, которое потерпела Россия в индийских тендерах с начала 2011 года. И, вполне вероятно, не последнее.

В борьбе с Америкой
 
ВВС Индии объявляли тендер на поставку 22 ударных вертолетов дважды. Первый раз это случилось в 2008 году. Заявки на участие в конкурсе тогда подали шесть компаний, однако из-за того, что американские фирмы Bell Helicopter и Boeing не сумели вовремя подготовить необходимые документы, тендер был отменен. Второй раз конкурс стартовал в 2009 году. Заявки на участие в тендере подали те же шесть компаний, которые планировали соревноваться за победу в первом тендере.
 
Претендовать на победу в тендере ВВС в 2009 году решили американские компании Bell Helicopter и Boeing, европейский консорциум Eurocopter, итальянская AgustaWestland и "Рособоронэкспорт". Они предложили индийским военным вертолеты AH-1Z Viper, AH-64D Apache Longbow, EC 665 Tiger HAD, A129 Mangusta и Ми-28НЭ "Ночной охотник" соответственно. На протяжении года индийские военные знакомились с документацией и изучали машины, а летные испытания назначили на вторую половину 2010 года.
 
До поры участие российского вертолета в конкурсе складывалось удачно. В конце 2009 года заявку на участие отозвала Bell Helicopter, заявившая, что ее AH-1Z еще не получил оценку готовности к боевому применению в США, а следовательно является "сырой" машиной. В начале 2010 года из конкурса по собственному желанию выбыл Eurocopter. Европейский консорциум принятое решение объяснил тем, что не успевает завершить сборку Tiger HAD к началу летных испытаний в Индии. В середине 2010 года о своем решении покинуть тендер объявила AgustaWestland, объяснив свое решение отсутствием пригодных для испытаний вертолетов.
 
Таким образом финалистами конкурса без особых усилий стали Apache Longbow и "Ночной охотник", летные испытания которых состоялись в конце 2010 года. 25 октября 2011 года министерство обороны Индии объявило, что военные отдали предпочтение американскому вертолету, поскольку он сумел показать превосходство по таким характеристикам, как всепогодность и возможности применения. В свою очередь Ми-28НЭ проиграл, поскольку не смог удовлетворить 20 пунктам в списке требований тендера. Каких-либо подробностей о принятом решении индийская сторона пока не привела, но заявила, что политической подоплеки в сделанном выборе нет никакой.
 
Вероятно, политика тут действительно ни при чем. Дело в том, что Ми-28Н (Ми-28НЭ - экспортная модификация вертолета) является еще "необкатанной" машиной, первый полет которой состоялся в 1996 году, а серийное производство началось лишь в 2008-м. С тех пор ВВС России получили 50 таких вертолетов. Ранее некоторые эксперты говорили, что хотя на Ми-28Н установлена обновленная авионика и используется ряд новых решений в области бортового оборудования, сам вертолет по сути "Ночным охотником" не является. Дело в том, что для него все еще ведется разработка системы ночного видения и радара, который должен разместиться над несущим винтом в специальном обтекателе.
 
В свою очередь Apache - машина проверенная и модернизированная. Первый полет вертолет совершил в 1975 году, а его серийное производство ведется с 1986 года. Машина, в отличие от Ми-28Н, побывала во многих боевых действиях, а каждая ее модернизация производилась с учетом опыта боевого применения. К настоящему времени в США было выпущено около 1180 AH-64. С апреля 2011 года в США ведется серийное производство последней модификации Apache - AH-64D Block III. В этом вертолете используются композитные лопасти, новые и более мощные двигатели, а также практически полностью обновленное бортовое оборудование и авионика. Машина также может взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами и осуществлять управление ими.
 
С другой стороны, в Индии на протяжении последних нескольких лет действует распоряжение министерства обороны о диверсификации зарубежных военных закупок. Доля российской техники в авиапарке Индии составляет около 60 процентов (в вертолетном парке доля российских машин составляет 64 процента). При этом Индия должна получить 80 вертолетов Ми-17В5, а также ведет лицензионное производство истребителей Су-30МКИ (их число в войсках планируется довести до 250 единиц, около 190 единиц поставлено), ожидает поставки нескольких десятков МиГ-29К/КУБ и планирует приобрести 250 истребителей пятого поколения FGFA (совместная с Россией разработка на базе Т-50).
 
Россия является лидером по поставкам вооружений и военной техники в Индию и будет оставаться им еще долгие годы. По данным Центра анализа мировой торговли оружием, за последние четыре года Россия поставила Индии вооружений и военной техники на общую сумму в семь миллиардов долларов, а с учетом уже подписанных контрактов этот показатель в предстоящие четыре года составит 15 миллиардов долларов. И, казалось бы, что значит поражение в незначительном по объему поставки тендере (22 вертолета с возможностью заказать еще 22), когда Россия и без того поставляет Индии оружие на миллиарды долларов?
 
Череда неудач
 
Поводов для расстройства как будто действительно и нет. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, даже то, что Ми-28НЭ участвовал в индийском тендере - уже само по себе большое достижение. Ведь еще несколько лет назад Россия не смогла бы предложить на подобный тендер сколько-нибудь конкурентоспособную машину, поскольку вертолетов уровня Apache Longbow или "Ночной охотник" просто не существовало. Можно, конечно, вспомнить Ка-50Ш "Черная акула", с новой радиолокационной станцией и различными системами, предназначенными для выполнения операций в ночное время. Но эта машина, как и Ка-50 в целом, в масштабное серийное производство не пошла (выпуск Ка-50 прекращен в январе 2009 года).
 
Но, с другой стороны, Россия уже второй раз с начала 2011 года проигрывает в индийских тендерах на поставку боевой техники. В апреле из конкурса MMRCA на поставку 126 многоцелевых средних истребителей общей стоимостью около 12 миллиардов долларов выбыла РСК "МиГ", предлагавшая индийским ВВС МиГ-35. Эта машина проиграла по той же причине, что и Ми-28НЭ - "сырость" некоторых компонентов. В частности, радар "Жук-МАЭ" с активной фазированной антенной решеткой, находящийся в разработке, в ходе испытаний смог обнаружить цели на меньшей дальности, чем было заявлено в условиях тендера. Кроме того, двигатели РД-33МК, установленные на МиГ-35, не сумели выйти на обусловленную заданием тягу.
 
Кстати, на MMRCA Россия также предложила одну из самых свежих своих разработок. Во всяком случае, другие средние истребители, помимо МиГ-35, в нашей стране сейчас не создаются, а существующие МиГ-29 в различных вариантах индийских военных, по-видимому, уже не устраивают. В настоящее время ВВС Индии выполняют полеты на 69 МиГ-29, а ВМС - на 12 МиГ-29К/КУБ.
 
В настоящее время в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных вертолетов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих тендеров могут быть подписаны контракты общей стоимостью 2,5-4 миллиарда долларов. В первом конкурсе финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook, а во втором - Ка-226Т и Eurocopter AS550 Fennec.
 
Эксперты оценивают шансы Ка-226Т как невысокие, полагая, что в тендере победит европейский вертолет. Эта машина также еще не проверена временем. Ка-226 совершил первый полет в 1997 году, а его серийное производство ведется с начала 2000-х годов. В общей сложности, к настоящему времени выпущено всего 16 вертолетов разных версий. В свою очередь Fennec выпускается со второй половины 1990-х годов и уже используется военными и гражданскими операторами в десяти странах мира, включая Аргентину, Францию, Мексику и Пакистан.
 
Кроме того, тендер на поставку 197 вертолетов ведется уже 12 лет. В феврале 2007 года министерство обороны Индии выбрало победителем конкурса именно Fennec, который обошел в финале тендера американский Bell 407. Однако в середине 2007 года итоги конкурса были признаны недействительными - индийские контрольные органы нашли ряд нарушений при проведении тендера. Кроме того, Eurocopter была заподозрена в даче взяток (однако каких-либо доказательств представлено не было).
 
Тем не менее, в тендере на поставку тяжелых транспортных вертолетов у России есть все шансы на победу. Ми-26Т2 представляет собой модернизированную версию самого большого серийно выпускаемого вертолета в мире - Ми-26. Серийное производство последнего ведется с начала 1980-х годов. Вертолет активно использовался в ходе Афганской войны 1979-1989 годов, в Карабахской войне 1992-1994 годов, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Несколько таких машин в настоящее время эксплуатируются НАТО в Афганистане для эвакуации поврежденной техники.
 
CH-47F, построенный по продольной схеме и достаточно сложный в управлении, выпускается серийно с первой половины 1960-х годов. Он также принял участие в ряде военных конфликтов. Тем не менее, грузоподъемность CH-47F составляет около десяти тонн, что вдвое меньше аналогичного показателя у Ми-26.
 
В настоящее время министерство обороны Индии реализует программу обновления парка вооружений и военной техники, общий объем финансирования которой определен на уровне 200 миллиардов долларов. Поэтому многие страны развернули жесткую борьбу за довольно емкий индийский рынок. В этом свете дальнейшие поражения России в индийских тендерах, если таковые будут, станут индикатором какого-то глубокого системного кризиса в российском оборонно-промышленном и экспортном комплексе. Во всяком случае, оправдаться досадными случайностями будет уже сложно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer