Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Летайте дорого


5 октября 2011 года Сергей Козловский, Lenta.ru


Низкобюджетный перевозчик "Авианова" оказался на грани исчезновения. В начале октября из-за конфликта акционеров у компании не осталось средств к существованию - перевозчик намерен приостановить действие сертификата на полеты. "Авианова" еще перевезет тех пассажиров, которые купили билеты с датой не позднее 9 октября - всем остальным рекомендовано оформить возврат средств.

Хорошее начало
 
Первый рейс "Авиановы" состоялся 27 августа 2009 года. Уже тогда компания сообщила о планах перевезти 500 тысяч человек за один календарный год. В конце декабря того же года "Авианова" перевезла 100-тысячного пассажира, а уже в июне 2010-го - 500-тысячного. Гендиректор Владимир Горбунов нахваливал "эффективную модель низкобюджетных перевозок" и строил амбициозные планы - увеличить парк воздушных судов и открыть новые направления.
 
В марте прошлого года компания запланировала перевезти 1,3-1,5 миллиона человек за весь 2010 год. Представитель зарубежных акционеров "Авиановы" Эндрю Пайн, который в то время еще управлял проектом, в середине июля 2010 года гордо заявлял, что компания стала вторым по величине перевозчиком в аэропорту "Шереметьево". Руководитель предлагал другим воздушным гаваням "усвоить этот урок". У Пайна, кстати, уже был на тот момент опыт управления низкобюджетным перевозчиком. Правда, созданная им Viva Macau (Макао, КНР) не пережила финансового кризиса.
 
Горбунов благодарил клиентов компании, которые "обожают фирменные тарифы от 250 рублей" и "надежность" авиакомпании. Гендиректор отмечал, что парк самолетов "быстро растет", маршрутная сеть "стремительно развивается". По собственным признаниям Горбунова, в компании не могли поверить результатам, которых достигли по итогам первых 12 месяцев работы.
 
"Надежность" "Авиановы" заслуживает отдельного внимания: как раз в середине июня 2010 года компания попала в пятерку самых непунктуальных авиаперевозчиков по версии журнала Forbes. В этом "антирейтинге" "Авианова" заняла четвертое место.
 
Задержки рейсов - возможно, самый "популярный" недостаток низкобюджетных перевозчиков. Впрочем, пассажиров это не смущало - планы по наращиванию пассажиропотока за 2010 год "Авианова" выполнила, достигнув показателя в 1,3 миллиона человек. При этом стоит помнить, что во время выхода компании на рынок - в послекризисный 2009 год - авиационная отрасль переживала тяжелые времена, как признался тогда глава IATA (Международная ассоциация воздушного транспорта) Джованни Бизиньяни. По его словам, доходы мировой авиаиндустрии упали с 535 миллиардов долларов в 2008 году до 455 миллиардов долларов в 2009 году.
 
Жизнь "Авианове" усложнял не только кризис, но и российские законы. В ноябре прошлого года перевозчик был вынужден изменить конфигурацию самолетов из-за поправок в таможенном законодательстве. В Airbus A320 пришлось сократить количество кресел со 180 до 159, так как эти самолеты с их 180 местами оказались едва ли не единственными, на которые установили 20-процентные таможенные пошлины и 18 процентов НДС. "Авианова" пользовалась именно A320, так как они лучше всего подходили для бюджетных авиаперевозок. Эндрю Пайн тогда отметил, что новый режим создал "более благоприятные условия для традиционных перевозчиков по сравнению с лоу-кост авиакомпаниями".
 
А в это время
 
Власти следили за деятельностью перевозчика - скидку на тяжелое кризисное время и популярность никто не делал. Росавиация с 12 по 19 июля 2010 года зафиксировала 32 факта задержек рейсов "Авиановы". 19 августа прокуратура подала восемь исков в суд по этим фактам. В декабре того же года авиационные власти пригрозили компании штрафами и отзывом лицензии.
 
Более серьезные конфликты с властями у перевозчика начались весной 2011 года, когда чиновники сообщили о результатах его деятельности за прошедшие 12 месяцев. После внеплановой проверки выяснилось, что с марта 2010 по март 2011 год "Авианова" отменила почти 1400 рейсов - об этом писали "Ведомости" в номере от 6 мая текущего года. Росавиация тогда пообещала провести в компании повторную проверку через два месяца. После этого "Авианова" подкорректировала список своих чартеров и отказалась от некоторых из них.
 
Росавиация обещание сдержала, тем более что срок действия сертификата "Авиановы" истекал в конце августа 2011 года. Ведомство продлило лицензию, но не на два года, как это происходит обычно, а всего на один год. Регулятор принял такое решение, так как усомнился в финансовой устойчивости авиакомпании. "Авианова" не раскрывала результаты деятельности, однако в СМИ просочилась информация о ее долгах. Так, в конце августа Airfinance Journal сообщил, что американская лизинговая компания ILFC может потребовать вернуть два Airbus A320. По сведениям журнала, российский перевозчик задолжал ILFC более 3 миллионов долларов.
 
Разошлись во мнениях
 
Проверки Росавиации в текущем году проходили на фоне ухудшения отношений российских и зарубежных партнеров, владеющих "Авиановой": 51 процент акций компании принадлежит "А1 Групп" (входит в "Альфа групп"), оставшимся пакетом распоряжается американский инвестфонд Indigo Partners. 27 июня "Авианова" назначила Константина Тетерина первым заместителем гендиректора. Через день в прессе появились сообщения об увольнении основателя проекта Эндрю Пайна, который представлял зарубежных акционеров. Чуть позже последний сообщил, что кроме него от управления отстранили еще нескольких иностранцев.
 
После соответствующих публикаций в СМИ "Авианова" выпустила пресс-релиз, в котором разъяснила причины отставки основателя компании. Оказывается, отношения с Пайном не сложились с самого начала. Зарубежный управляющий якобы не хотел работать по российским законам, что и стало причиной многочисленных нарушений, вызвавших нарекания у госорганов. При этом Горбунов опроверг слухи о конфликте акционеров. По его словам, Пайн просто прикрывал "собственную безответственность".
 
В начале октября, когда финансовое состояние "Авиановы" ухудшилось окончательно, информация о конфликте собственников все-таки подтвердилась. Руководство компании признало, что на счетах "Авиановы" нет средств, а долги достигли 17 миллионов долларов. Причина этого - нежелание акционеров финансировать деятельность перевозчика. Indigo Partners отказалась перечислять деньги, пока одним из собственников является "А1".
 
Президент "А1" Михаил Хабаров рассказал, что отношения с партнерами из Indigo Partners испортились еще в конце 2010 года, когда российская группа обнаружила, что запланированный убыток превышен на 20 миллионов долларов. По словам Хабарова, американский инвестфонд предложил бизнес-модель, которая оказалась непригодной для России. Кроме этого президент "А1" обвинил рекомендованных американцами менеджеров в некомпетентности.
 
Куратор проекта от Indigo Partners Джон Уилсон заявил, в свою очередь, что инвестфонд был "отрезан" от управления компанией после увольнения иностранных менеджеров. Он отметил, что американская компания неоднократно пыталась восстановить свое влияние в "Авианове", однако безуспешно. Хабаров назвал эту информацию недостоверной. По его словам, "А1" до сентября вела переговоры с партнерами, однако те якобы не выполнили достигнутых договоренностей.
 
После консультаций с Росавиацией ''Авианова'' решила продолжать полеты до 9 октября. Для этого ей понадобится дополнительное финансирование, потому что ''на счетах компании - ноль'', признался Константин Тетерин. Деньги на неделю работы "Авианове" выделит "А1", Indigo Partners финансировать проект по-прежнему отказывается. По информации "Коммерсанта", гендиректор перевозчика Владимир Горбунов 3 октября получил от американского инвестфонда письмо с рекомендацией обанкротить компанию. Эту информацию подтвердил официальный представитель Indigo Partners Джон Уилсон. На пресс-конференции 4 октября Константин Тетерин заявил, что перевозчик подаст в Росавиацию заявление о приостановке действия сертификата на эксплуатацию. Речь об аннулировании лицензии не идет, отметил Тетерин.
 
Всего "А1" выделит "Авианове" 7 миллионов долларов. Из них 2 миллиона будут потрачены на перевозку пассажиров, еще 5 миллионов - на компенсационные выплаты. До 9 октября компания сможет перевезти около 7 тысяч пассажиров. Билеты на рейсы "Авиановы", по данным Росавиации , купили 67,8 тысячи человек. Тем пассажирам, которые приобрели билеты на дату позднее 9 октября, рекомендовано оформить возврат средств на сайте авиакомпании. Весь вчерашний день самолеты "Авиановы" летали с серьезными перебоями - рейсы задерживали в среднем на 3-4 часа.
 
У акционеров еще есть возможность спасти совместное предприятие, хотя пока шагов для примирения они не предпринимают. Однако в любом случае скандал такого масштаба нанесет определенный репутационный ущерб, и не факт, что все прежние клиенты снова захотят летать самолетами "Авиановы". Если же собственники не смогут уладить конфликт, компания закроется. В таком случае, пассажиры останутся без дешевых билетов, пока место "Авиановы" на рынке не займет другой низкобюджетный перевозчик.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer