Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Манас не будет воевать


1 ноября 2011 года Александр Артемьев, Екатерина Савина, Газета.ru


Новый президент Киргизии Алмазбек Атамбаев официально объявил, что американская авиабаза в Манасе будет закрыта в 2014 году, договор не будет продлен. Военная база может стать мишенью для террористов, пояснил он. США к этому решению были готовы – они давно ищут запасной аэродром в Центральной Азии.

Алмазбек Атамбаев, избранный в воскресенье президентом Киргизии, объявил о скором закрытии американского центра транзитных перевозок в аэропорту Манас. «Наш аэропорт гражданский и должен заниматься гражданскими делами, – цитирует слова Атамбаева ИТАР-ТАСС. – Вызывает нехорошие ассоциации, когда приземляешься на аэродром, а на нем находятся военные самолеты». Он опасается того, что «какая-либо из противостоящих США стран» может нанести «по нам удар».

Пресс-секретарь Атамбаева Кадыр Токтогулов в разговоре с «Газетой.Ru» уточнил, что о преждевременном закрытии объекта речи не идет: договор об аренде истекает в 2014 году, он просто не будет продлен.
 

По его словам, американской стороне позиция Атамбаева известна. С Россией, добавил Токтогулов, не консультировались. «Атамбаев всегда говорил, что базу нужно закрыть, – он просто подтвердил свою позицию», – объяснил собеседник «Газеты.Ru».

Американская база, дислоцированная в аэропорту Бишкека в соответствии с мандатом ООН и в рамках проводимой коалиционными силами антитеррористической операции «Несокрушимая свобода» в Афганистане, не раз использовалась как повод для политического торга между властями Киргизии, США и России, в свою очередь не раз заявлявшей о желании расширить свое присутствие в стране в рамках сотрудничества по линии ОДКБ. Сейчас у России есть только авиабаза Кант неподалеку от Бишкека.

Киргизские власти во главе с президентом Курманбеком Бакиевым регулярно предъявляли претензии США – то в связи с «преступным поведением» американских военнослужащих, то в связи с неустраивающими Бишкек объемами оплаты. Аналитики связывали эти реплики с попытками Москвы вытеснить американцев из стратегически важного для Москвы региона.
 

В итоге Бакиев умело славировал между Москвой и Вашингтоном, добившись увеличения американской помощи и переименования в 2009 году базы в «транзитный центр». Москва же получила продление сроков аренды своей базы в Канте на 49 лет, но за эти бенефиции ей пришлось предоставлять Бишкеку кредит на $2 млрд.
 
Это была фактически плата за вывод американцев, но «Бакиев базу не закрыл, а просто переименовал», считает глава Международного института политической экспертизы Евгений Минченко. «Киргизия – зона приоритетного влияния России. Ей всегда не нравилась активность США в регионе, хотя прямо об этом никто не говорил, – говорит Минченко. – Россия всю эту кампанию благоволила к Атамбаеву. Он несколько раз приезжал в Москву – закрытие базы наверняка обсуждалось вместе с остальными темами».
 
После революции в апреле прошлого года и свержении Курманбека Бакиева новые власти Киргизии продолжили намекать американцам на «нецелесообразность сохранения американского военного присутствия». Однако в ходе визита в Бишкек госсекретаря США Хиллари Клинтон в декабре сторонам удалось договориться продлить срок работы транзитного центра до 2014 года. Тогда временный президент Киргизии Роза Отунбаева согласилась, что военное присутствие НАТО жизненно необходимо Киргизии с учетом активизации исламских террористов в Афганистане.
 
США были сильно ограничены в маневрах. После очередного похолодания в отношениях между соседним Узбекистаном и Западом (в Вашингтоне резко отреагировали на жестко подавленные Исламом Каримовым акции протеста в мае 2005 года) аналогичная база США на узбекской территории – в Ханабаде – была закрыта. Это сделало базу в Киргизии ключевым элементом в логистике военной операции в Афганистане. На пике ее деятельности в 2006–2008 годах там размещались до полутора тысяч военнослужащих, в первую очередь американских.
 
С тех пор США начали искать запасные аэродромы – в прямом и переносном смысле слова. В сентябрьском интервью «Газете.Ru» замглавы Пентагона Александр Вершбоу не стал делать трагедии из закрытия транзитного центра в Манасе. «Никто не может сказать, каковы будут наши потребности в 2014-м или 2015 году, но наше присутствие будет существенно сокращено, так что наша потребность в Манасе также будет сокращена, если не отпадет полностью», – сказал он, напомнив, что база важна «для безопасности не только Афганистана, но и России, и центральноазиатских стран, и США», но подтвердил, что американское присутствие там «является временным». Вершбоу не выразил сомнений, что нынешнее соглашение с киргизскими властями, дающее американцам право использовать Манас до 2014 года, не будет расторгнуто.
 
В свою очередь, соседние республики поспешили воспользоваться моментом. Еще в 2009 году, когда правительство Бакиева грозило закрыть базу в Манасе, Казахстан объявил, что готов предоставить свою территорию для афганского транзита – правда, невоенных грузов. В течение следующих двух лет к афганскому транзиту подключились все страны Центральной Азии, а также Москва, переживавшая в отношениях с Вашингтоном «перезагрузку».
 
С тех пор изменилось отношение к американскому военному присутствию официального Ташкента. Закрытие базы в Ханабаде не повлекло прекращения работы логистического центра НАТО в Тебризе, а к 2009 году режим Ислама Каримова вовсю давал понять, что готов к улучшению отношений с западными партнерами. К осени 2011 года Вашингтон снял ограничения на предоставление военной помощи Узбекистану, введенные в 2004 году, а госсекретарь Клинтон совершила в конце октября среднеазиатское турне, которое зафиксировало новые дружеские отношения Вашингтона и Ташкента. Через Узбекистан поступают 90% грузов «северной распределительной сети» (т. е. северного маршрута афганского транзита, проходящего в том числе через территорию России), и в будущем это направление, очевидно, будет иметь приоритетное направление – с учетом ухудшающихся американо-пакистанских отношений.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer