Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Штурвал на себя


3 ноября 2011 года Татьяна Шадрина, Лилия Злаказова, Российская газета


Межгосударственный авиационный комитет обнародовал печальные факты, связанные с подготовкой летных экипажей в России. К сожалению, именно человеческий фактор, по мнению технической комиссии МАК, опять стал причиной авиакатастрофы.

Первый и второй пилоты, выполнявшие взлет на Як-42 под Ярославлем с хоккейной командой "Локомотива" на борту, не были нормально подготовлены. Они параллельно с переучиванием на этот тип самолета продолжали летать на Як-40. Особенно это относится к командиру экипажа. Его "переучивали" два года.

На этом в начале пресс-конференции сделал акцент глава технической комиссии МАК Алексей Морозов. Он подчеркнул, что конструкция педали торможения на Як-42 и на Як-40 отличаются друг от друга. Из-за этого экипаж, привыкший летать на Як-40, расположил на педалях ноги по привычке, а не должным образом. Кто именно из пилотов давил во время взлета на педали тормоза, точно сказать нельзя. Но это привело к нарушению взлета и к левому крену, разрушению левого крыла, вытеканию топлива, к столкновению с вышкой радиомаяка и падению самолета. На Як-42 нет контроля работы тормозной системы, в том числе и отражающейся в данных, записанных "черными ящиками".

Алексей Морозов хоть и сказал, что нельзя определить, кто именно из экипажа самолета ошибочно "отжимал тормоз", однако он отметил, что второй пилот имел больший авторитет, чем командир экипажа. Но он был под воздействием противоэпилептического средства - фенобарбетала. Одно из побочных действий его является нарушение координации действий. Второй пилот принимал препарат, оказывающий негативное тормозящее действие на нервную систему, из-за заболевания, связанного с нарушением координации ног.

У него были расстройства глубокой чувствительности нижних конечностей. Комиссия МАК особо подчеркнула, что человек с таким заболеванием даже без принятия такого препарата не должен быть допущен к полету. А, уж, под воздействием фенобарбетала тем более.

Отвечая на вопрос журналистов - почему за штурвал был допущен человек с таким заболеванием, представители комиссии отметили, что второй пилот обращался со своими проблемами со здоровьем в частном порядке в клиники, которые не участвуют в допуске пилотов к полетам. Во Внуково до рейса в Ярославль второй пилот прошел медицинский контроль и был допущен к полету. Хотя по тем данным, которые были зафиксированы, возможно, было необходимо дополнительное исследование. В дальнейшем, по словам главы МАК Татьяна Анодиной, предполагается дать рекомендации по улучшению работы медицинских летных комиссий. При этом она подчеркнула, что выводы о состоянии здоровья второго пилота сделала медицинская независимая комиссия с участием специалистов минобороны. Все материалы расследования передадут в следственные органы и, по ее словам, будет еще одна отдельная независимая экспертиза в рамках следствия для установления уровня административной и уголовной ответственности случившегося.

Еще одним важным моментом является то, что кроме низкой подготовки экипажа, контроль за их летной деятельностью практически отсутствовал. В кабине самолета экипаж позволял себе лишние словечки, расшифровка по предыдущим полетам явно не производилась, считает заслуженный летчик-испытатель Рубен Есаян, который также принимал участие в расследовании. Это привело к полной бесконтрольности экипажа. В частности, из-за этого не были произведены все необходимые расчеты перед началом полета, возник даже разговор, нужно ли выруливать в начало взлетно-посадочной полосы или нет. Кроме того, на скорости принятия решения, когда он должен взлетать, у экипажа всегда есть по правилам три секунды на принятие решения. Однако пилоты, несмотря на то, что передняя стойка шасси не поднималась из-за того, что экипаж пытался взлететь и одновременно тормозил, упорно продолжали отрываться от земли. Хотя если бы в это время они приняли решение остаться на взлетной полосе, остались бы живы и экипаж, и команда "Локомотива". Именно в этот момент пилоты определили судьбу всех, кто находился в Як-42, отметили эксперты.

На данный момент ни на Як-42, ни на Ил-96, ни Ту-134, ни на иностранных самолетах нет индикаторов, которые сигнализируют, что пилоты нажимают на педали тормоза. Поэтому экипаж, если он "на автомате" поставил ноги на педали, как на Як-40 и начал взлетать, просто не мог знать об этом. Аналогичный случай недавно был в Англии. Однако Морозов не стал подробно по этому поводу что-либо говорить. При этом комиссия МАК рекомендовала производителям самолетов устранить этот недочет в конструкции самолетов. Татьяна Анодина выразила надежду, что это будет сделано в ближайшее время.

Но самым горячим вопросом, по ее мнению, является внесение поправок в ряд нормативных актов, которые бы не признавали действия пилотов, которые уходят на второй круг или прерывают взлет, нарушением или инцидентами. К сожалению, даже если кто-то из экипажа Як-42 и подумал затормозить, то вполне возможно, что перспектива отстранения от полета, могла остановить от принятия решения - не взлетать. Кроме того, по мнению Морозова, в ряде компаний существуют еще негласные правила, даже тенденции, когда задержка расписания из-за ухода на второй круг или остановки взлета, потом влечет за собой не прямые дисциплинарные санкции, а, например, отправку на работу в ночное время.

Татьяна Анодина сказала, что МАК разработал и предоставил в правительство комплекс мер, которые, надеется она, предотвратят череду аварий с российскими самолетами. Речь идет о том, что все компании должны соблюдать международные стандарты безопасности полетов, а не только те, которые летают на магистральных рейсах и за рубеж. Необходимо создать базу данных персонала и летчиков и тех, кто их готовит, которые не соответствуют квалификационным требованиям. Не секрет, что профнепригодные специалисты из-за дефицита кадров мигрируют из одной авиакомпании в другую.

Что касается аэропортов, то здесь необходима их "ревизия", так как не все международные аэропорты и аэродромы отвечают категориям Международной организации гражданской авиации. В частности, аэропорт под Ярославлем, к сожалению, был аттестован для почтовых и грузовых международных  перевозок, но не пассажирских. И перед полетом никто не контролировал вес багажа тех, кто садится на борт Як-42. Хотя по выводам комиссии МАК, превышение норматива по весу не было, но экипаж точно не знал суммарный тоннаж самолета, что является важным для расчета взлета.

Если говорить о самолетах, то они должны быть оборудованы последними навигационными средствами, а разработчики и производители обязаны осуществлять "авторский надзор" за судами. На борту каждого самолета должны быть эксплуатационные самописцы, которые контролируют все действия экипажа параллельно с записями "черных ящиков". Пока это делается только ведущими авиакомпаниями, где уровень безопасности выше, чем у тех, кто занимается заказными перевозками на арендуемых судах. Анодина подчеркнула, что особое внимание необходимо уделять региональным перевозкам. Здесь, по ее мнению, нужно создавать крупные авиакомпании и оказывать им господдержку. Конечно же, в этих компаниях должен быть высокий уровень соблюдения безопасности, летной дисциплины. Это также является частью предложений МАК, направленных в правительство.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgByBfm
Мастера ремонтники: http://remont.youdo.com/decorator/, отзывы.
Смотрите: http://courier.youdo.com/products-delivery/fruktyovoshchi/, подробности по ссылке.
По ссылке http://perevozki.youdo.com/cars/porter/ здесь.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer