Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Хабовый замах «Базэла»


7 ноября 2011 года Виктория Ханова, Эксперт


Компания «Базэл-Аэро», входящая в группу Олега Дерипаски «Базовый элемент» и управляющая сетью аэропортов в Краснодарском крае, Сбербанк, а также сингапурская компания Changi Airports International (CAI) подписали соглашение о намерениях по созданию совместного предприятия в сфере аэропортового бизнеса.

Доля «Базэла» в создаваемом СП составит 50% плюс одна акция, сингапурских партнеров – 30%, ООО «Сбербанк инвестиции» – 20% минус одна акция. Вкладом «Базового элемента» в СП станут его аэропортовые активы, общая стоимость которых составляет более 500 млн долларов, а сингапурцы и «дочка» Сбербанка внесут более 320 млн «живых» денег.

В официальном сообщении «Базэла» сказано, что альянс создается для развития аэропортов в Сочи, Краснодаре, Геленджике и Анапе, поднятия качества обслуживания авиакомпаний и пассажиров, увеличения капитализации активов и дальнейшего расширения портфеля аэропортовых активов. Однако, по мнению экспертов, одним из главных интересов СП за пределами Краснодарского края станет столичное Шереметьево, где ожидается объявление конкурса на привлечение управляющей компании, которая также будет иметь возможность приобрести пакет акций этого авиахаба.

 Холдинг CAI, управляющий сингапурским аэропортом Changi, является международным оператором с различными интересами в порядка 25 аэропортах по всему миру; в число этих интересов входит и московский авиаузел. В России компания уже выступала консультантом по мастер-плану аэропорта во Владивостоке и разрабатывала дизайн терминала С в Шереметьево, однако дальше этого ее партнерство с аэропортом не продвинулось. Поэтому альянс с «Базэлом» и Сбербанком накануне грядущего конкурса на управление Шереметьево может оказаться очень привлекательным вариантом для сингапурцев. «Если победителем этого конкурса станет вновь созданное СП, то, скорее всего, большую часть своих ресурсов оно направит на Москву», – полагает руководитель аналитического отдела агентства «Авиапорт» Олег Пантелеев. Однако этот конкурс явно окажется интересным не только для «Базэла». «Пока шансы некоторых зарубежных операторов выглядят выше. Например, проект, реализованный в Пулково, под управлением компании Fraport, делает ее очень серьезным конкурентом, и я думаю, что она также попытается принять участие в этом конкурсе», – предполагает руководитель проекта Avia.ru Роман Гусаров.

Еще одно возможное направление развития СП – выход на IPO. «Для нас это финансовая инвестиция, мы не управляем аэропортами. Но мы видим потенциал в развитии этого бизнеса и входим в него на пять-семь лет, а затем через один из обсуждающихся механизмов выйдем с соответствующей доходностью», – прокомментировал заключение альянса президент Сбербанка Герман Греф. По его словам, именно грядущее IPO совместного предприятия является одним из механизмов реализации соглашения.

До сих пор на IPO не выходил ни один из аэропортов России. Подобные планы были у крупнейшего в стране столичного Домодедово, однако в итоге аэропорт от них отказался. По мнению экспертов рынка, у нового аэропортового проекта есть значительно больше шансов на удачное размещение акций. «Масштаб бизнеса большинства российских аэропортов таков, что они не интересны западным инвесторам в рамках публичного размещения, – отмечает Олег Пантелеев. – С точки зрения масштаба привлекательные российские аэропорты можно пересчитать по пальцам одной руки. Но когда речь идет об IPO целой группы, в которой несколько аэропортов, это уже некий масштаб, который позволяет выходить на этот рынок». Кроме того, созданное СП – гораздо более прозрачная структура, чем то же Домодедово, что также повышает возможности ее выхода на рынки публичного капитала.

Что касается уже существующих активов «Базэла» в Краснодарском крае (аэропорты Сочи, Краснодара, Геленджика и Анапы), то вне зависимости от исхода конкурса в Шереметьево альянс с крупным международным оператором положительно скажется на их развитии. Генеральный директор «Базэл-Аэро» Сергей Лихарев видит три ключевых направления сотрудничества: повышение коммерческой эффективности аэропортов «Базэла» в области неавиационной деятельности (торговля, рестораны, реклама, парковки), повышение операционной эффективности с доведением производительности труда до среднеевропейского показателя 225 обслуженных пассажиров на штатного сотрудника в месяц, проектирование и оптимизация инфраструктуры аэровокзальных комплексов. В ближайшее время группа намерена построить новый аэровокзальный комплекс в Краснодаре, новый пассажирский терминал в Геленджике и реконструировать терминал в Анапе. «Технологический опыт Changi и финансовые возможности Сбербанка нам очень помогут», – констатирует Сергей Лихарев.

В оценке высокой роли подписанного соглашения для аэропортов Краснодарского края сходятся и эксперты. «В „Базэле” очень трезво оценили свои возможности, поняли, что для эффективного развития подотчетных им аэропортов необходим опытный оператор, который владеет не столько деньгами, сколько технологиями, – отмечает Роман Гусаров. – Ясно, что это делается в первую очередь с прицелом на Олимпиаду – ожидается взрывной пассажиропоток до 8 млн пассажиров в год, чего в Сочи никогда не видели и, возможно, никогда не увидят, поэтому сейчас все силы брошены туда». «Совместная управляющая компания подобного типа очень нужна, поскольку для развития российской инфраструктуры воздушного транспорта, которая во многих своих элементах серьезно устарела, нужны знания крупных аэропортовых операторов, – говорит генеральный директор агентства Infomost Борис Рыбак. – Но этого недостаточно – нужны современные компетенции не только строителей и операторов аэропортов, но и большого числа специализированных компаний, занимающихся обработкой пассажиров и грузов, обслуживанием воздушных судов, различного рода вспомогательными работами». Именно эти функции и обеспечит партнерство «Базэла» с сингапурцами.

Наконец, создание альянса является значительным шагом вперед в формировании на базе краснодарского аэропорта Пашковский регионального хаба на юге России – эти планы «Базэл Аэро» громко заявил в прошлом году, невзирая на наличие аналогичного проекта в соседней Ростовской области стоимостью порядка 25 млрд рублей. 1 ноября кубанский вице-губернатор Вадим Лукоянов представил проект модернизации краснодарского аэропорта, предполагающий реконструкцию второй взлетно-посадочной полосы и строительство нового терминала. А глава Министерства транспорта РФ Игорь Левитин уже заявил, что из федерального бюджета будет выделено 4,2 млрд рублей на эту реконструкцию.

Помимо управляющей компании с сильным транснациональным партнером, в Краснодаре есть еще одна позиция, по которой проект создания хаба в аэропорту Пашковский имеет шансы на успех. Речь идет о наличии потенциального претендента на роль хабообразующего перевозчика – авиакомпании «Кубань», принадлежащей тому же «Базовому элементу». В конце октября ее пополнили самолеты и сотрудники авиакомпания Sky Express, которая прекратила свое существование, в результате чего «Кубань» стала достаточно крупным игроком рынка по федеральным меркам с агрессивным планом развития. Тем временем проект создания нового аэропорта Южный в Ростовской области также стартовал. В конце августа было создано открытое акционерное общество для координации строительства, а 2 ноября губернатор Василий Голубев подписал распоряжение о разработке проекта планировки и межевания территории в границах планируемого размещения Южного хаба. Это первый этап реализации проекта, однако до сих пор точно не известно, кто именно будет его ключевым инвестором. В начале года в качестве такового донской губернатор называл группу «Ренова», но окончательно эта информация пока не подтверждена.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer