Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Воздушная яма


7 ноября 2011 года Юрий Снегирев, Российская газета


Разбившимся под Ярославлем самолетом Як-42 управлял командир воздушного судна Андрей Соломенцев. Он закончил Сасовское имени героя Советского Союза Тарана Г. А. летное училище гражданской авиации.

Корреспондент "РГ" отправился в Сасово, чтобы понять, на чем и как учат летать будущих пилотов.

Если посмотреть на Сасово с высоты птичьего полета, то увидишь несколько улиц, железнодорожную ветку, трубы асфальто-бетонного завода и излучину реки Цна. А в этой излучине, на огромном травяном летном поле крохотные самолетики. Они стоят двумя группками. Вокруг той, что поменьше, суетятся техники и курсанты в ярких жилетах. Вокруг той, что побольше, - мертвая тишина. Только ветер треплет разорванную перкаль на крыльях.

Это кладбище отслуживших свое учебных самолетов. И с каждым годом вторая стоянка растет.

До 1990-х годов училище стабильно выпускало по 500 квалифицированных пилотов. 88 выпускников получили звание "Заслуженный пилот СССР". Есть даже Герои Советского Союза. Например, командир Як-40 Иван Кашин. Звание он получил 1973-м, когда над Брянском четверо террористов захватили его самолет.

Но в 1990-е училище попало в "воздушную яму": вместо 500 человек на курс подавали документы от силы 25. Не обновлялись самолеты. Летчики-инструкторы разбежались на заработки по частным авиакомпаниям.

Сейчас - дело другое. За партами сидят 300 курсантов. План набора на 2012 год - 150. На 2014-й - 200. Училище потихоньку становится на крыло. Финансирование увеличилось в 3 раза. Строится асфальтобетонная взлетно-посадочная полоса. Поступили новые отечественные компьютерные тренажеры. Государство обещает закупить современные учебно-тренировочные машины. Но так ли все гладко, как рассказывает мне руководство училища?

Первым делом поменяйте самолеты

Мне выдали ядовито-желтый светоотражающий жилет, как у дорожной полиции. Это чтобы курсанты по недосмотру не задавили меня при рулении и посадке - атрибут обязательный во всех аэропортах мира. Я попал на летное поле в пересменок. Самолеты садились один за другим, чтобы заправиться и сменить экипажи.

- Сегодня полеты выполняются на двух типах самолетов - Ан-2 и Як-18Т, - рассказывает замдиректора училища по летной подготовке Евгений Егоров. - Есть еще два Л-410 с новейшей "стеклянной" кабиной. "Стеклянная" - это значит, что все приборы на мониторах, как в "Боинге". Но на них курсанты летают только "выпускные" 40 часов из 150, положенных по норме ИКАО. Остальное время - на первоначальном самолете.

"Кукурузники" лихо заруливали на стоянку. Тут же поднимались капоты, и техники со стремянок ныряли в черное чрево древних машин. Подъезжал бензовоз. На крыле со шлангом - хрупкая девчонка. Минута - и бак полный. Третьекурсница Настя Игнатишина в летном комбинизоне вытирает платочком закопченный носик.

- На чем мечтаешь летать? - спрашиваю Настю.

- Конечно, на "Боинге", - не задумываясь, отвечает она. - На чем же еще?

Забираюсь в "кукурузник". На месте командира - молоденький курсант. После зачитывания вслух технологической карты (помните, как в фильме "Экипаж" перед взлетом) звучит команда: "От винта!". "Аннушка" после короткой пробежки взмывает в воздух. Делаем учебный круг. Мягко садимся в положенном месте, "на пятерку". Я и не сомневался, что корреспондента посадят в самолет к отличнику.

Идем вдоль стоянки "живых" самолетов. И тут выясняется, что живы они условно. Есть такое понятие: коэффициент исправности воздушных судов. Так вот, для "Яков" он редко бывает больше 50 процентов. Не намного лучше с "кукурузниками".

- Ан-2 - прекрасная машина, - рассказывает Евгений Егоров. - И в штопор не сваливается, и для посадки нужно футбольное поле. "Невзирая на межу, я и в поле посажу" - наша поговорка. Но расход бензина - 2 литра в минуту. Это прорва. А бензин особый - авиационный, по 80 рублей за литр. Что тут говорить, морально устаревшая техника.

А с Як-18Т "новейшей" 36-й серии вообще неразбериха. С необходимыми комплектующими проблема. Перестали их в России производить. Зарубежные аналоги выходят из строя. Ремонтирорваться просто негде. Вибрация из-за нового трехлопастного винта слишком высока. Ломается датчик тахометра из Казани. Многолетняя переписка со смоленским авиазаводом ни к чему не приводит. Именно потому я предпочел прожорливую старушку "Аннушку" ломучему спортивному "Яку".

- А есть ли нормальные современные отечественные машины для обучения курсантов? - спрашиваю директора училища Евгения Смольникова.

- Таких машин нет. Обещали нам "Рысачка", на МАКСе его показывали. Не произвел он на нас, мягко говоря, впечатления...

- А где же выход?

- Недавно принято решение закупать "Цессны", как во всем мире.

...В общежитии N 2 (бывшей казарме) царил армейский порядок. Курсанты жили по четыре человека в просторной комнате. У всех - ноутбуки с интернет-модемами. Над заправленными кроватями - плакаты с "боингами", "эйрбасами" и прочей зарубежной летательной техникой. Надо ли говорить, что третьекурсник Александр Горюнов тоже мечтает о "Боинге"? И желательно о "767"-м. Там зарплата ого-го!

- Где хочешь летать?

- ВИМ-Авиа, они сейчас расширяются. Им пилоты во как нужны! - мечтает курсант. - У меня папа пилот, мама стюардесса. Так что информация верная. Но это только после армии. Забирают весной.

- В авиацию?

- Из Сасово иногда забирают в подводный флот. У нас шутят: появился новый род войск - подводная авиация.

- А в сельхозавиации нет желания полетать?

Курсант только улыбается в ответ.

- У меня желание выучить английский на 4-й уровень (это специальный авиационный термин ИКАО. Переговоры в воздухе на международных линиях должны вестись на отличном английском). Вот и зубрю глаголы...

Выяснилось, что зарплата у командира воздушного судна в большой авиакомпании иногда доходит до полумиллиона рублей. На кораблях поменьше - 150-200 тысяч. Санавиация и местные авиалинии не рулят.

Иллюзия полета

На тренажерном корпусе кумачовый транспарант: "Авиационные тренажеры - мощное средство для улучшения, ускорения и удешевления подготовки пилотов!". Пока бригада техников монтирует питерские тренажеры с огромными мониторами в специальном зале, будущие пилоты осваивают азы на древних комплексах 50-х годов. Кабина точь-в-точь как у Ан-2. Перед дверью табличка: "В грязной обуви не входить!". Кругом - чистота и порядок. Только вот стекла матовые, как будто за бортом туман. Ни мониторов, ни проекторов.

- Здесь курсанты учатся взлетать и садиться только по приборам, - говорит пилот 1-го класса, инструктор по тренажерам Владимир Багров. - Пройдемте в другую комнату. Там стоит кое-что посовременнее.

Посовременнее - это тренажер родом из подмосковного Жуковского. По бокам фрагмента кабины Як-18 с приборами и штурвалами - экраны. На них можно смоделировать любую ситуацию. Даже пожар. Поле в программе родное, сасовское. Так что проблем с ориентировкой у курсантов быть не должно. Сажусь в командирское кресло. Пристегиваюсь. Справа - инструктор Багров. Запускаем двигатель. Штурвал на себя. Взлетаем. На пятой минуте полета, увлекшись местными компьютерными пейзажами, сваливаюсь в штопор. Отчаянно работаю педалями. Двигатель ревет! Иллюзия полная. И тут все вокруг погасло. В голове пронеслось: неужели конец? Оказалось, во всем Сасово отрубили электричество.

- Евгений Вильевич, - спрашиваю директора училища, - а вы чувствуете ответственность за выпускников, которые с "кукурузников" пересаживаются на большие суда?

- Ну а как иначе? Каждый полетный день провожу здесь, пока последний самолет не приземлится и не поступит рапорт. Но вы поймите, Ан-2 и Як-18 - это всего лишь парта первоклассника. Курсант на нем впервые поднимается в воздух. Гагарин тоже учился летать на Яке, а не на "Востоке". Это потом, когда мы пилота выпускаем, авиакомпания должна его обучить на свой тип воздушного судна. Кстати, погибший командир Як-42 после Сасово закончил Ленинградскую академию воздушного транспорта. Но кто совершает трагические ошибки в воздухе? Юнцы? Нет! "Оперившиеся" пилоты. Наши выпускники все выполняют все четко, как "раз-два-три". Когда человек полетает, появляется уверенность: это хорошо, но если безответственная самоуверенность, вот тогда может случиться непоправимое. А насчет техники... В следующем году должны закупить 10 машин "Цессна-172". На них учатся и в Америке, и в Европе. Они и экономичны, и надежны. Так что с технической базой у нас в скором времени все будет на мировом уровне. А вот что делать с кадрами?

Оказалось, государство сейчас вкладывает огромные деньги в Сасовское училище. И не только на закупку тренажеров и американских самолетов. Строится новая столовая. Повсюду идет ремонт. Бюджет училища в два раза превышает бюджет города Сасово. Но ставки у летчиков-инструкторов остаются прежние. То есть мизерные - средняя зарплата до 20 тысяч рублей в месяц. Где эти 20 тысяч и где 200 тысяч в большой авиации? Понятно, что текучка инструкторов просто угрожает учебному процессу.

- У меня со всеми выплатами и сверхурочными выходит 20 тысяч, - делится летчик-инструктор Илья Кузяев. - Я заключил контракт сразу после окончания училища на три года. Должен их отработать иначе штраф - 500 тысяч рублей. Я сам сасовский. Если бы получал хотя бы вдвое больше, остался бы работать здесь. А так, кончится контракт - пойду переучиваться на "Боинг". Английский вот усиленно штудирую.

Напоследок я зашел в учебные классы. Там курсанты тщательно изучали устройства двигателей тех же "Аннушек" и "Яков". Поршневые! Это - в сверхзвуковой-то век! Третьекурсницы Валерия Шевченко и Анастасия Чикало сами не знают, зачем им карбюратор с падающим потоком или двухбаллонная система пневматического запуска ЯК-18. Но из программы слов не выкинешь. Инструкторы говорят: "Нельзя летать, не зная, что происходит с техникой". Девчонки настроились серьезно: мечтают стать командирами трансатлантических судов. Разговорились. Тут спрашивают меня:

- А вы не испугаетесь лететь, если узнаете, что в командирском кресле женщина?

Я задумался. Летаю часто - журналистские командировки по нашей необъятной стране невозможны без авиации. К женщинам за рулем автомобиля отношусь настороженно, хотя статистика говорит, что слабый пол внимательнее на дороге. Наверное, и в воздухе... Но одно знаю твердо: разница между "кукурузником" и "Боингом" приблизительно такая же, как между "Окой" и "БелАЗом". И, конечно, я буду в тревоге, если в левом кресле окажется совсем "зеленый" пилот, только вчера слезший с допотопного "кукурузника", которого из-за нехватки квалифицированного персонала недоучили, который из-за устаревших тренажеров "путает педали".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer