Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


«Фобос-Грунт» не полетел к Марсу


9 ноября 2011 года Алина Черноиванова, Газета.ru


Космический аппарат «Фобос-Грунт» не смог выйти с околоземной орбиты и отправиться в сторону Марса, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. Если ситуацию не удастся изменить за ближайшие три дня, то первая межпланетная миссия России за последние почти 15 лет окажется сорванной. В случае успеха станция через три года должна была доставить на Землю около 200 грамм грунта Фобоса – спутника Марса.

В среду в 00.16 по московскому времени с 45-й площадки космодрома Байконур стартовала ракета-носитель «Зенит-2SБ». Она вывела на низкую околоземную орбиту автоматическую межпланетную станцию «Фобос-грунт». Около 6.00 мск аппарат должен был находиться примерно в 100 тыс. км от Земли: после трех включений маршевой двигательной установки станция должна была выйти на траекторию полета к Марсу.

Но пока этого не произошло. Сначала связь со спутником была потеряна, а потом, когда ее удалось восстановить, оказалось, что двигательная установка не сработала.

Сейчас аппарат, вместо того, чтобы взять курс на Марс, по прежнему находится на околоземной орбите.

«Возможно, аппарат не прошел ориентацию и поэтому не включились двигатели, сообщил глава Роскосмоса Владимир Поповкин. – Посмотрим телеметрию, и будет более понятная картина. Думаю, в течение дня мы уже поймем, что произошло. Сейчас группа работает и здесь, на Байконуре, и в Москве. Мы сейчас перелетим в Москву, там мы будем ближе к источникам информации, потому что работают станции Медвежьих озер.

Аппарат должен был переориентироваться по Солнцу и звездам… по всей видимости, что-то произошло на этом этапе.

У нас есть целый ряд версий. Специалисты работают. Наши средства РКО (Ракетно-космическая оборона – система контроля космического пространства, в частности – «Газета.Ru») первые его обнаружили, выдали координаты, NORAD (North American Aerospace Defense Command – Командование воздушно-космической обороны Северной Америки – «Газета.Ru») подтвердил. Аппарат находится на опорной орбите. Он застрахован. Мы застраховали его на 1,2 млрд рублей – это реальная стоимость самого аппарата. Весь ОКР стоит около 5 млрд, сам аппарат – 1,2 млрд. Страховой случай заканчивается после того как аппарат на отлетную траекторию.

Пока он на опорной орбите, это страховой случай. Но я не хочу пока об этом говорить.

Больше 15 лет мы ничего не делали, и не делать нельзя было. Мы это понимаем, и если говорить откровенно, мы понимали риск, на который мы идем, но на него либо надо было идти, либо признать, что мы вообще отстали. Если станция будет потеряна, это, конечно, будет большой удар по престижу, в первую очередь. Но благодаря тому, что мы делали этот аппарат, мы, самое главное, сумели подтянуть молодежь. Если б мы его не делали, то все, что делал Советский союз, было бы потеряно. Сейчас процентов на 40 НПО имени Лавочкина состоит из людей до 35 лет, которые занимались этой программой».

Если неполадки аппарата «Фобос-Грунт» связаны с программным сбоем, а не с отказом оборудования, то есть шансы на то, что маршевая двигательная установка все же заработает, и аппарат направится к Марсу. Но на то, чтобы специалистам удалось это сделать, у них есть только три дня – пока не разрядятся аккумуляторные батареи аппарата.

«Газета.Ru» следит за развитием событий.

В случае успеха аппарат почти через год должен был достичь своей главной цели – марсианского спутника Фобос. Задача станции – собрать и доставить на Землю грунт этого малого тела Солнечной системы.

Покорить Фобос российские ученые пытаются уже второй раз. Правда, первая попытка состоялась в советские времена, в конце 80-х. И задача той миссии была несколько проще: дистанционное изучение марсианского спутника. Однако две станции – «Фобос-1» и «Фобос-2» – не справились. Первый «Фобос» был потерян еще на подлете к Марсу, связь со вторым аппаратом была утрачена, когда он уже сближался с Фобосом. Следующая марсианская экспедиция стартовала только в 1996 году, но закончилась еще быстрее и еще большей неудачей. Автоматическая станция «Марс-96» из-за отказа разгонного блока даже не вышла на отлетную траекторию, и разрушилась при входе в атмосферу Земли через 5 часов после запуска.

«Был бы Келдыш, он сказал бы веское слово»
Столетие со дня рождения Мстислава Келдыша должно бы стать поводом лишний раз рассказать о достижениях отечественной науки, считает его ученик, академик РАН Михаил Маров, который поделился с «Газетой.Ru»...

«Буквально сразу после той катастрофы, когда были полные разброд и шатание, когда не было никакого финансирования, была только группа энтузиастов, которая решила, что планетные программы исследования Солнечной системы не должны быть потеряны», – вспоминает сейчас замдиректора Института биохимии и аналитической химии им. Вернадского РАН Михаил Маров о том, как возникла идея миссии «Фобос-грунт». По его словам, решение принималось по двум ключевым критериям: должна быть создана научная станция нового поколения, куда более легкая, чем предыдущие станции; и должна быть поставлена научная задача, которая не дублировала бы проекты, которые разрабатывались американскими и европейскими учеными с их уровнем финансирования.

«Нам нужно было найти свою нишу. И эта ниша – исследование Фобоса – как раз вобрала в себе несколько принципиальных научных задач», – поясняет Маров.

Почему Фобос?

Во-первых, денег на полеты к другим планетам у России до сих пор не было. «Фобос-грунт», по примерным оценкам, обходится в 5 млрд рублей. Для сравнения: создание двух марсоходов – Spirit и Opportunity в рамках американской программы Mars Exploration Rover, их запуск, посадка и операционные действия на марсианской поверхности в течение 90 дней обошлись США в $820 млн (почти 26 млрд рублей по нынешнему курсу). И марсоходы оказались настолько упорными, что вместо нескольких месяцев проработали в агрессивной марсианской среде несколько лет, увеличив стоимость миссии почти до миллиарда долларов. Европейский проект Mars Express по дистанционному изучению Марса обошелся в €150 млн (почти 6,5 млрд рублей). Плюс еще около 66 млн фунтов стерлингов (3,3 млрд рублей) потратили британские инженеры на создание Beagle 2 – посадочного модуля, который в 2003 году был доставлен на орбиту Марса станцией, но после посадки так и не вышел на связь. О таком финансировании в конце 90-х российские ученые и не мечтали.

Пример для «Фобос-Грунта»
Впервые в истории человечества представлены результаты исследований проб астероида. Японские ученые, исследовавшие астероид Итокава с помощью зонда Hayabusa, пришли к выводу, что это небесное тело похоже...

Во-вторых, задача, поставленная перед «Фобос-грунт», действительно уникальна.

Грунт с малого тела Солнечной системы на Землю уже доставляли и в больших объемах, но это грунт Луны. Помимо этого лишь небольшое количество вещества астероида Итокава привез в прошлом году японский аппарат Hayabusa, а за несколько лет до этого американский зонд Stardust успешно отправил земным ученым образцы вещества кометы Вильда.

Привезти на Землю грунт не с планет, так хотя бы с их спутников, пока никто не решался. Конечно, прекрасно было бы получить песок с самого Марса, говорят ученые, но пока это только мечта. Сила притяжения на Марсе в три раза меньше, чем на Земле, тем не менее, для того, чтобы «оторвать» посадочный модуль от поверхности планеты, нужны мощные двигатели. И строительство научной станции, которой эта задача будет под силу, – отдаленная перспектива. Фобос – куда более удачный вариант.

Директор Института космических исследований Лев Зеленый напомнил, что этот марсианский спутник давно будоражит ученых. В середине прошлого века знаменитый отечественный астроном Иосиф Шкловский даже выдвинул версию о том, что Фобос на самом деле – полая стальная сфера со стенками толщиной 76 см, то есть не естественный, а искусственный спутник Марса, созданный некой цивилизацией. К такому выводу его подтолкнули данные о том, что плотность Фобоса действительно очень мала, а сам спутник замедляется, постепенно приближаясь к Марсу.

«Долговременная цель – это колония на Луне»
Своими воспоминаниями о 12 апреля 1961 года и мыслями о научных космических планах России в интервью «Газете.Ru» поделился директор Института космических исследований (ИКИ РАН) академик Лев Зеленый. Он...

Сейчас, отметил Лев Зеленый, хорошо известно, что Фобос – все же естественный спутник планеты. Это глыба диаметром 20 км, с низкой плотностью, похоже, пористой структурой, он находится на расстоянии 10 тыс. км от Марса и под воздействием силы тяготения планеты приближается к ней примерно на 4 см в год. «Дальнейшая судьба Фобоса более-менее понятна, – сказал директор ИКИ. – Через несколько сотен миллионов лет он упадет на Марс и создаст там кратер диаметром 500 км. На Марсе таких кратеров много, и может быть это предыдущие «фобосы», которые до нас уже не дожили».

Однако откуда у Марса появился этот спутник, ученые сказать точно пока не могут. Наиболее обоснованной кажется версия о том, что Фобос, как и более далекий от Марса Деймос, захвачены Марсом из пояса астероидов, расположенного сравнительно недалеко от этой планеты – между орбитами Марса и Юпитера. Но, по словам Зеленого, расчеты показывают, что такой астероид захватить на орбиту все же очень трудно. «И тот геохимический анализ, который будет проведен с грунтом Фобоса, позволит определить, к какому классу небесных тел он все-таки принадлежит – к классу астероидов или к классу тех тел, которые связаны с планетами. То есть является ли он частью Марса», – пояснил Лев Зеленый.

«Целый ряд вопросов, который мы адресуем Фобосу, непосредственно связаны с той задачей, которая сейчас стоит перед мировым научным сообществом, – говорит Михаил Маров. – Это действительно фундаментальная проблема современной космогонии. Мы хотим получить ответ на вопрос: как образовывалась наша Солнечная система». «Сейчас открыто почти 600 планет у других звезд приблизительно Солнечного типа, но мы пока не можем ответить на вопрос, как вообще формировались планетные системы, – отметил ученый. – Особенно это важно с учетом того, что пока не найдены планеты, похожие на Землю. И вообще конфигурации планетных систем других звезд не похожи на Солнечную систему.

«То есть Фобос может помочь нам получить ответ на вопрос, насколько Солнечная система уникальна среди огромного количества других звезд, похожих на наше Солнце», – уверен Маров.

Риски экспедиции

«Мы действительно идем на очень сложный проект, наверное, на самый сложный в истории и российской, и советской, конечно, космической науки, но может быть и мировой», – говорит Лев Зеленый. Это признал и глава Роскосмоса Владимир Поповкин. «Новизна космического аппарата «Фобос-грунт», с учетом того что мы 20 лет ничего не делали, даже свыше 90%, – сказал он на встрече с депутатами Госдумы. – И мы понимаем, что это риск, но мы понимаем и другое: если мы не запустим его в этом году, то в 2013 году этот аппарат уже бесполезно запускать, а если мы начнем новый изготавливать, то мы уйдем в 2016 год и дальше… Это очень рискованное дело, но, как инженер, работающий всю жизнь в этой области, я скажу, что это оправданный риск, мы понимаем, на что мы идем».

В идеале надо было бы отработать все системы станции на околоземной орбите, надо было бы сделать дубль (вторую аналогичную станцию), но «все это – значительные ресурсы», говорит Виктор Хартов, генконструктор НПО им. Лавочкина, где создавался «Фобос-грунт». «В данном случае выбрана другая стратегия, – пояснил он. – Это максимальные задачи в ограниченных ресурсах. В результате, конечно, параметры рисков выросли. Но в научном комплексе так часто принято».

«Так что приключений и у нас может быть довольно много, – прогнозирует конструктор. – Но мы сделали все возможное для того, чтобы аппарат с ними успешно справился».

Вся экспедиция займет примерно 34 месяца. Перелет к Марсу составит чуть более 300 дней. На подлете будет проведено торможение, станция выйдет на орбиту искусственного спутника Марса, где от нее отделится китайский микроспутник Yinghuo-1 («Светлячок»). Затем «Фобос-грунт» сблизится с орбитой Фобоса и в автоматическом режиме совершит посадку на марсианский спутник в юго-восточной части равнины Лагада. Гравитация на Фобосе в 1,4 тыс. раз меньше, чем на Земле, 1,5-тонный посадочный аппарат будет весить около 500 г, так что ему придется «прижиматься» к поверхности Фобоса с помощью двигателей прижима. Здесь аппарат проведет исследования и соберет грунт (предусмотрены манипуляторы и для рыхлой, и для твердой поверхности). Затем возвращаемый аппарат стартует с Фобоса и отправится обратно, к Земле. Перелет продлится еще 10-11 месяцев.

Российский телескоп улетел в космос
Российский радиотелескоп «Радиоастрон», угловое разрешение которого в тысячи раз превысит аналогичный параметр для работающего в оптическом диапазоне «Хаббла», успешно запущен в космос. В ближайшие часы...

Наконец, летом 2014 года капсула с грунтом войдет в плотные слои атмосферы и упадет на полигоне Сары-Шаган. На Землю она доставит не более 200 граммов грунта Фобоса.

Результаты миссии

Анализ внеземного вещества будет проведен в Институте биохимии и аналитической химии им. Вернадского. Однако замдиректора института Михаил Маров предупредил, что сейчас российская наука «не до конца готова к тому, чтобы провести весь комплекс возможных исследований».

«Да, и Институт геохимии, и в другие институты РАН располагают очень и очень качественной аналитической аппаратурой, – сказал ученый. – Но очень многие из этих приборов достаточно сильно устарели по сравнению с тем современным уровнем, который есть в лабораториях на Западе». «Поэтому мы ставим вопрос о том, что необходимо дооснастить эти лаборатории для того, чтобы действительно извлечь по максимуму ту информацию, которая будет содержаться в этом веществе». Особенно это важно, по словам Марова, если станции не удастся доставить на Землю 100-200 граммов, а в капсуле окажутся «только отдельные пылинки, которое требует очень и очень высокоточной аппаратуры».

По существующим нормам, напомнил ученый, Россия должна будет передать зарубежным партнерам определенные пробы полученного вещества. «Хотелось бы получить максимум информации нам, самим, прежде чем мы войдем в кооперацию с иностранными коллегами», – сказал Михаил Маров.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer