Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Посадочная полоса


9 ноября 2011 года Александр Реутов, Александр Габуев, КоммерсантЪ


Суд в Таджикистане приговорил вчера российского летчика Владимира Садовничего к 8,5 года колонии строгого режима, обвинив его в контрабанде, незаконном пересечении границы и нарушении правил полетов. Близкие пилота винят в случившемся российские власти, которые не приняли должных мер для защиты собственного гражданина. В МИД РФ "Ъ" заявили, что пытались решить вопрос "по-тихому". Теперь же, как заверил "Ъ" высокопоставленный источник на Смоленской площади, Москва намерена задействовать "весь арсенал средств" для вызволения российского гражданина - — "кроме пока 201-й дивизии".

Таджикская прокуратура требовала посадить россиянина, а также представшего вместе с ним перед судом гражданина Эстонии Алексея Руденко на 13 лет. Однако суд, хотя и признал летчиков виновными по всем пунктам, сократил срок до 10,5 года колонии строгого режима. Кроме того, как заметил председательствовавший на процессе Темур Боев, с учетом амнистии, которая действует в Таджикистане до 1 декабря, срок заключения сокращается на два года.
 
Адвокат пилотов Гулям Бобоев и их работодатели из российской авиакомпании Rolkan Investmens Ltd с самого начала обратились за помощью в посольство РФ в Душанбе, но безуспешно. Дипломаты заинтересовались делом в Курган-Тюбе лишь после публикации в "Ъ" 26 октября. "Они (сотрудники посольства РФ в Душанбе.— "Ъ") уверяли, что держат руку на пульсе,— заявил "Ъ" друг осужденного россиянина Александр Сухоруков, присутствовавший на суде.— Во вторник привезли сюда в Курган-Тюбе митрополита Среднеазиатского владыку Викентия. Он зашел к ребятам в комнату, поговорил с ними. На камеру все красиво сняли. Наверное, это и есть их реальная помощь. Это же чистый пиар и больше ничего". 

Владимир Садовничий и Алексей Руденко были задержаны вместе с экипажами Комитетом национальной безопасности Таджикистана в марте. Управляя транспортными самолетами Ан-72, принадлежащими Rolkan Investmens Ltd, летчики возвращались из Афганистана после окончания контракта по доставке грузов. У них было оформлено разрешение на пересечение границы, однако диспетчер "Таджикаэронавигации" заявил, что "на земле" разрешения нет, а потому самолеты должны вернуться в Кабул. Так как топлива на обратный путь у самолетов не было, пилоты, руководствуясь нормами международного воздушного кодекса, совершили посадку в Курган-Тюбе, где и были задержаны. 

В мае Садовничего и Руденко арестовали по обвинению в незаконном пересечении границы, нарушении правил международных полетов и контрабанде, остальных членов экипажей отпустили. Предметом контрабанды сочли полуразобранный авиадвигатель, который летчики двух Ан-72 использовали в качестве запчастей. Именно он и стал главным аргументом обвинения. 

"Надуманные доводы и мотивы. По логике суда теперь при пересечении границы на автомобиле вы обязаны декларировать запасное колесо",— заявил "Ъ" адвокат пилотов Гулям Бобоев. По его словам, он уже начал готовить документы для апелляции. Формально для этого нужно дождаться перевода текста приговора на русский — ведь зачитывался он на таджикском. "Нам пообещали сделать перевод через четыре дня",— сообщил юрист. Еще неделя отводится на рассмотрение апелляции. "Но все будет зависеть от судьи,— признал адвокат.— Может затянуться". 

Подготовить нужные документы для апелляции адвокату пилотов помогает глава комиссии Общественной палаты РФ по контролю за деятельностью правоохранительных органов и судебно-правовой системы Анатолий Кучерена. "До тех пор пока "Ъ" не поднял вопрос о том, что наш гражданин оказался в беде и никто ему не помогает, никакой реакции не было. А сразу после статьи там появился советник посольства,— заявил он "Ъ".— Позиция российской стороны изначально должна была основываться на Токийской конвенции, по которой все разбирательства в отношении воздушного судна должны производиться страной, где оно зарегистрировано либо арендуется. Пилот эти вопросы мог и не знать. Для этого нужны наши дипломаты, которые могли бы в первые же дни включиться в процесс. А здесь мы получили чудовищный, несправедливый приговор, который могу охарактеризовать только как пощечину нашему государству". 

Высокопоставленный источник "Ъ" в МИД РФ объяснил нерасторопность российского посольства особенностями дипломатической работы. "Наша задача — вызволить этих людей, а не устраивать скандал. Поэтому мы не били во все колокола, а тихо действовали по своим каналам, чтобы никто не терял лицо",— объяснил собеседник "Ъ". Другой источник "Ъ" на Смоленской площади добавил, что посольство получило информацию об аресте россиян спустя два месяца после их задержания. "По правилам таджики должны были уведомить посольство о задержании через три дня, еще в марте. Но наши дипломаты узнали об этом от представителя компании, который пришел к нам только в мае",— объясняет он. 

Вчера вечером МИД РФ демонстрировал искреннее возмущение. Приговор летчикам там назвали "крайне суровым и политически ангажированным". "Данное решение не способствует укреплению сложившихся между нашими странами отношений союзничества и стратегического партнерства, оно наносит им серьезный ущерб",— предупредили в МИД РФ. 

А по словам источника "Ъ" на Смоленской площади, Москва полна решимости вызволить гражданина РФ. "Там будет апелляция, другие процедуры, которые дают возможность отыграть назад. Мы пока не задействовали весь свой арсенал средств в общении с Душанбе, но теперь пустим их в ход,— заявил дипломат.— Разве что 201-ю дивизию пока поднимать не будем". 

По мнению экспертов, методов воздействия на Таджикистан у России хватает. Москва может увеличить пошлины на поставляемые в Таджикистан нефтепродукты, потребовать взыскать долги за электроэнергию с Сангтудинской ГЭС-1 или даже ввести визовый режим и запретить денежные переводы в Таджикистан, благодаря которым таджикские гастарбайтеры кормят всю страну. Однако использовать такие меры руководство РФ, судя по всему, не станет. "Такие вещи используют в последнюю очередь. Ведь запрет денежных переводов может привести Таджикистан к катастрофе,— пояснил "Ъ" эксперт Московского центра Карнеги Алексей Малашенко.— Между тем отношения с Таджикистаном очень непростые, особенно в связи с идеей Евразийского союза, куда очень тянут Душанбе". 

Эксперт ПИР-Центра Вадим Козюлин тоже считает, что сейчас на Душанбе давить не стоит. "За последние годы Россия дважды сильно обидела Таджикистан,— пояснил он "Ъ".— Сначала отказавшись от проекта Рогунской ГЭС — как уверены в Душанбе, под влиянием узбекского лобби. А затем оставив Таджикистан без поддержки весной 2011 года, когда там резко активизировались боевики "Исламского движения Узбекистана". Таджики тогда просили ОДКБ о военной помощи, но им было отказано. Пришлось обращаться к Ирану, который помог справиться с исламистами. Так что как только представилась возможность дать России по носу, Рахмон это и сделал".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer