Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Интеллектуальная техника предполагает интеллектуальное обслуживание


09.11.11 14:58 Георгий Герман, Журнал "Авиапанорама", №5-2011


Вопреки установившемуся в обществе представлению о «человеческом факторе» в нарушениях безопасности полетов как о проявлении ошибок экипажа при пилотировании воздушного судна (ВС), среди причин авиационных происшествий имеют место и ошибки специалистов инженерно-технического состава или ремонтных организаций, невыполнение ими требований по обеспечению исправности ВС. Однако порой эти ошибки вызваны несовершенством средств технического обслуживания, что не всегда учитывается при расследовании причин летных происшествий. В настоящей статье речь пойдет об уровне совершенства необходимых для эксплуатации ВС средств его технического обслуживания.

В этом факторе скрыты как технические, так и «человеческие» составляющие, не учет которых приводит к выпуску в полет неисправного ВС. Техническая составляющая этого фактора определяется уровнем развития средств обслуживания ВС и, в первую очередь, степенью автоматизации процедур обслуживания. «Человеческая» же составляющая зависит от способности персонала правильно применять эти средства, своевременно и правильно принимать решение по результатам контроля технического состояния ВС, полученным  с их помощью. Разумеется, что обе составляющие названного фактора в свою очередь зависят от степени внедрения в средства обслуживания ВС элементов «искусственного интеллекта». Актуальность этого вопроса растет по мере происходящих одновременно процессов усложнения авиатехники и снижения квалификации инженерно-технического состава.

Работы по созданию «интеллектуальных» средств технического обслуживания активно ведутся с конца 1990-х гг. Их концептуальной основой является внедрение современных информационных технологий в повседневную деятельность специалистов инженерно-авиационной службы (ИАС)  авиационных подразделений.

Согласно широко распространенным во всем мире представлениям, уже сегодня жизненно необходима информационная поддержка всего жизненного цикла ВС, позволяющая принимать максимально объективные решения по поддержанию заданного уровня летной годности и безопасности полетов на любом этапе его эксплуатации. Одним из путей решения этой задачи является формирование и реализация концепции информационно-диагностического технического обслуживания авиационной техники (ИДО ТО АТ). Эта концепция формировалась в процессе выполнения более чем 10 научно-исследовательских работ, проведенных в 13 ГНИИ Минобороны России (в настоящее время НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России). Основные положения концепции были опубликованы в ряде статей журнала «Авиапанорама» («Эксплуатация самолета будущего должна начинаться сегодня», №5-2008 г.;  «Для самолета в целом, для самолета индивидуально», №5-2009 г.; «От информационно-диагностических средств к информационно-диагностическому центру», «ИПИ-технологии в эксплуатации авиатехники – от концепции к практике», №2 - 2010 г.; «Унификацию никто не отменял», №2 - 2011 г., «Унификация средств контроля: проблемы и возможности», №4 - 2011 г.).  

Актуальность формирования и реализации концепции ИДО ТО АТ возникла в связи с широкой компьютеризацией бортового оборудования самолетов и вертолетов военного назначения, которая выдвинула новые требования к наземным средствам их технического обслуживания. Эти требования определили необходимость интеграции функций контроля технического состояния авиационной техники с решением задач информационной поддержки процедур ее технического обслуживания в единых средствах. К таким процедурам, в частности, относятся:

- настройка (регулировка) электронных систем управления на индивидуальные
(формулярные) данные объектов управления (система управления самолетом, система управления силовой установкой, система управления вооружением);
- градуировка (юстировка) датчиков первичной информации в системах управления и регистрации;
- автоматизированное формирование и использование «электронных формуляров» объектов управления;
- экспертная поддержка принятия решений по результатам контроля технического состояния самолета (вертолета);
- использование в процессе технического обслуживания самолета (вертолета) интерактивных электронных технических руководств (ИЭТР).

Средства, интегрирующие воедино решение перечисленных задач, наряду с задачами контроля в настоящее время получили название:  информационно-диагностические средства (ИДС) технического обслуживания авиационной техники.

Одним из первых представителей ИДС обслуживания авиационной техники является ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М», внедренное в период 2007–2010 гг. в ВВС РФ и ВВС Малайзии для обслуживания самолетов фронтовой авиации,  а также на предприятиях авиационной промышленности для проведения стендовых испытаний авиационных двигателей и летных испытаний самолетов новых поколений.

В 2011 г. проблеме информационно-диагностического обслуживания авиационной техники с использованием ИДС типа «АРМ ДК-30(СД) серия М» был посвящен межведомственный научно-технический семинар «Информационно-диагностическое обеспечение обслуживания авиационной техники при ее испытаниях». Семинар был организован по инициативе журнала «Авиапанорама» ООО «Высокие технологии и инновации» в рамках 8-й международной выставки испытательного оборудования, систем и технологий авиационно-космической промышленности (Aerospace Testing Russia 2011).  

 В семинаре приняли участие более 45 представителей от 18 научно-иссле¬до¬ва¬тель¬ских, опытно-конструкторских и производственных предприятий авиационной промышленности, в частности НИЦ ЭРАТ (г. Люберцы) 4 ЦНИИ Минобороны России, ВУНЦ ВВС «ВВА им. Н.Е. Жуковского и Ю.А. Гагарина», ОАО «ОКБ Сухого», ЦИАМ им. Баранова, ФГУП «ВИАМ», НТЦ им. А. Люльки,  ФГУП «НПЦ Салют», ОАО «УМПО», ОАО «Климов» и др.

На семинаре заслушаны и обсуждены вопросы научно-методического сопровождения работ по информационно-диагностическому обеспечению обслуживания авиационной техники при стендовых испытаниях авиационных двигателей, а также при контроле технического состояния силовой установки при испытаниях самолетов типа Су-35.

В первом докладе представителей ОАО «УМПО» и ЗАО НПП «ИДС МАЯК» («Информационно-диагностическое обеспечение стендовых испытаний авиационных двигателей») была отмечена важность реализации основных положений концепции ИДС при производстве и стендовых испытаниях авиационных двигателей на двигателестроительном предприятии. Именно там создается первичный информационный облик конкретного двигателя, который в дальнейшем сравнивается с текущим его состоянием в условиях эксплуатации. До настоящего времени этот облик формализовался в виде бумажного формуляра двигателя.

С внедрением на двигателестроительном предприятии информационно-диагностических средств появляется реальная возможность формирования «электронного» формуляра двигателя, в котором бы информационный облик конкретного двигателя представлялся в виде математической модели, используемой для решения задач диагностики и прогнозирования его технического состояния в процессе эксплуатации. Кроме того, с внедрением «электронного» формуляра двигателя появляется возможность накопления и использования всей первичной диагностической информации, зарегистрированной с помощью ИДС на протяжении всего жизненного цикла конкретного двигателя. Комплексная обработка такой информации в информационно-диагностических центрах обеспечит реальную возможность перевода авиационных двигателей на эксплуатацию по техническому состоянию. 
 
Во втором докладе представителей ОАО «ОКБ Сухого», НТЦ им. А. Люльки и ЗАО НПП «ИДС МАЯК» («Информационно-диагностическое обеспечение обслуживания силовой установки при испытаниях самолетов типа Су-35») была показана роль информационно-диагностических средств типа ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М» при производстве и проведении летных испытаний самолетов типа Су-35. В докладе убедительно была показана необходимость использования ИДС не только для обеспечения обслуживания двигателей, но и для контроля информационных связей бортового оборудования самолета с системой управления силовой установкой. Тем самым опыт применения ИДС при летных испытаниях определил направление дальнейших работ по расширению функций ИДС типа «АРМ ДК-30(СД) серия М»  для обеспечения обслуживания самолетов типа Су-35 в целом.    

На семинаре был продемонстрирован переносной образец ИДС «АРМ ДК-30(СД) серия М», используемый при летных испытаниях самолетов типа Су-35 и вызвавший повышенный интерес со стороны представителей авиационной промышленности.
 
По результатам семинара его участники приняли решение считать целесообразным продолжение работ по реализации и развитию концепции информационно-диагностического обеспечения обслуживания авиационной техники военного назначения  и обеспечить организацию и научно-методическое сопровождение комплексной НИОКР по созданию системы унифицированных информационно-диагностических средств обслуживания перспективных самолетов и вертолетов военного назначения. Результаты такой НИОКР могут действительно повысить интеллектуальную составляющую технического обслуживания современной и перспективной авиационной техники.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer