Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проиграли второй раз подряд


9 ноября 2011 года Василий Сычев, ВПК


Российский ударный вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» выбыл из тендера на поставку 22 боевых винтокрылов, проводившегося Министерством обороны Индии. С середины 2010 года отечественный геликоптер боролся за победу с американским AH-64D Apache Longbow.

К сожалению, индийцы отдали предпочтение заокеанской машине, а не детищу ОКБ Миля. Это уже второе поражение, которое потерпел наш авиапром с начала 2011 года в конкурсах, организуемых традиционным и давним партнером России в сфере военно-технического сотрудничества.
 
Вроде бы ничего страшного…
 
ВВС Индии объявляли тендер, чтобы выбрать устраивающий их по всем параметрам ударный вертолет, дважды. В первый раз – в 2008 году. Заявки на участие тогда подали шесть компаний. Но поскольку американские фирмы Bell Helicopter и Boeing не сумели подготовить к назначенному сроку необходимые документы, конкурс был отменен. Вторично он стартовал в 2009-м, и пожелала представить на нем свои изделия та же шестерка.
 
Претендовали на получение индийского заказа упомянутые выше Bell Helicopter и Boeing, европейский консорциум Eurocopter, итальянская AgustaWestland и Рособоронэкспорт. Они предложили потенциальному покупателю вертолеты AH-1Z Viper, AH-64D Apache Longbow, EC 665 Tiger HAD, A129 Mangusta и Ми-28НЭ «Ночной охотник» соответственно. На протяжении года индийские военные знакомились с документацией и изучали машины, а летные испытания назначили на вторую половину 2010 года.
 
До поры до времени обстановка на тендере для российского винтокрыла складывалась удачно. В конце 2009-го отозвал заявку Bell Helicopter по той причине, что его AH-1Z еще не получил оценку готовности к боевому применению в США, а следовательно, является «сырой» машиной. В начале 2010-го из конкурса по собственному желанию выбыл Eurocopter. Он объяснил принятое решение тем, что не успевает завершить сборку Tiger HAD к началу летных испытаний в Индии. В середине 2010 года AgustaWestland также объявила, что покидает тендер в связи с отсутствием пригодных для испытаний вертолетов.
 
Таким образом, финалистами конкурса без особых усилий стали Apache Longbow и «Ночной охотник», летные испытания которых состоялись в конце 2010-го. 25 октября 2011 года Министерство обороны Индии сообщило, что отдает предпочтение американскому винтокрылу: он сумел показать превосходство по таким характеристикам, как всепогодность и возможности применения. В свою очередь Ми-28НЭ проиграл, ибо не смог удовлетворить 20 пунктам в списке требований тендера. Более подробно причины выбора индийская сторона пока не разъяснила, но подчеркнула, что никакой политической подоплеки нет.
 
Вероятно, политика тут действительно ни при чем. Дело в том, что Ми-28Н (Ми-28НЭ – экспортная модификация вертолета) еще «необкатанная» машина, первый полет которой состоялся в 1996 году, а серийное производство началось лишь в 2008-м. С тех пор ВВС России получили 50 таких вертолетов. Вдобавок некоторые эксперты говорили, что хотя на Ми-28Н установлена обновленная авионика и используется ряд новых решений в области бортового оборудования, он по сути «Ночным охотником» не является: для него все еще разрабатываются система ночного видения и радар, который должен разместиться над несущим винтом в специальном обтекателе.
 
Между тем Apache – машина проверенная и не раз усовершенствованная. Первый полет вертолет совершил в 1975-м, а его серийное производство ведется с 1986 года. Винтокрыл в отличие от Ми-28Н побывал на многих войнах, а каждая его модернизация производилась с учетом опыта боевого применения. К настоящему времени в США построено около 1180 AH-64. С апреля 2011-го в США ведется серийный выпуск последней модификации Apache – AH-64D Block III. Эта машина имеет композитные лопасти, новые и более мощные двигатели, практически полностью обновленное бортовое оборудование и авионику. Вертолет может взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами и осуществлять управление ими.
 
Нельзя также не отметить следующее. На протяжении нескольких минувших лет в Министерстве обороны Индии принимается во внимание распоряжение руководства ведомства о диверсификации закупок ВВТ за рубежом. А ведь доля российской авиатехники в вооруженных силах южноазиатской державы – около 60 процентов. При этом наши машины составляют 64 процента индийского вертолетного парка. Кроме того, Индия должна получить 80 винтокрылов Ми-17В5. В стране также налажено лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (их количество в войсках планируется довести до 250 единиц, около 190 поставлено). Дели ожидает поступления нескольких десятков МиГ-29К/КУБ и планирует приобрести 250 истребителей пятого поколения FGFA (совместная с Россией разработка на базе Т-50).
 
РФ – лидер по поставкам вооружения и военной техники Индии и будет оставаться им еще долгие годы. Казалось бы, что значит поражение в незначительном по объему тендере (покупка 22 вертолетов с возможностью заказать еще 22 такие же машины), когда Россия и без того экспортирует в страну ВВТ на миллиарды долларов.
 
Череда неудач
 
Поводов для расстройства как будто действительно нет. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, даже то, что Ми-28НЭ участвовал в индийском тендере, уже само по себе большое достижение. Ведь еще сравнительно недавно Россия не смогла бы предложить на подобный конкурс сколько-нибудь конкурентоспособную машину, так как вертолетов уровня Apache Longbow или «Ночной охотник» просто не существовало. Можно, конечно, вспомнить Ка-50Ш «Черная акула» с новой радиолокационной станцией и различными системами, предназначенными для выполнения операций в темное время суток. Но этот винтокрыл, как и Ка-50 в целом, в масштабное серийное производство не пошел (выпуск Ка-50 прекращен в январе 2009-го).
 
Но вместе с тем Россия уже второй раз с начала 2011 года проигрывает в индийских тендерах на поставку боевой техники. В апреле из конкурса MMRCA на закупку 126 многоцелевых средних истребителей общей стоимостью около 12 миллиардов долларов выбыла РСК «МиГ», предлагавшая индийским ВВС МиГ-35. Машина проиграла по той же причине, что и Ми-28НЭ, – «сырость» некоторых компонентов. В частности, радар «Жук-МАЭ» с активной фазированной антенной решеткой, находящийся в разработке, в ходе испытаний смог обнаружить цели на меньшей дальности, чем требовали условия тендера. Помимо этого двигатели РД-33МК, установленные на МиГ-35, не сумели выйти на обусловленную заданием тягу.
 
Кстати, на MMRCA отечественный авиапром также предложил одно из самых последних своих изделий. Во всяком случае другие средние истребители помимо МиГ-35 в нашей стране сейчас не создаются, а существующие МиГ-29 в различных вариантах индийских военных, по-видимому, уже не устраивают. В настоящее время летчики ВВС Индии выполняют полеты на 69 МиГ-29, а ВМС – на 12 МиГ-29К/КУБ.
 
Не следует забывать и о том, что Россия терпит поражение на индийском рынке, на котором традиционно доминировала. А это уже, безусловно, является симптомом развивающегося кризиса. Особенно если учесть: российской стороне с каждым годом становится все труднее обеспечивать послепродажное обслуживание военной техники, что на тендерах также принимается в расчет.
 
ВВС Индии в последнее время объявили множество международных тендеров на поставку различных запчастей для самолетов и вертолетов российского производства, поскольку не смогли договориться с основным поставщиком – Рособоронэкспортом. В настоящее время в Индии действуют 25 конкурсов, предусматривающих закупку различных комплектующих, включая трансформаторы для МиГ-29 и основные шасси для Су-30МКИ. Индийцы занимаются поиском на международном рынке запчастей для транспортников и самолетов-заправщиков Ил-76 и Ил-78, вертолетов Ми-26 и Ми-17, различных наземных радиолокационных станций советско-российского производства, включая РЛС противоракетной обороны П-19 (1РЛ134) «Дунай».
 
Об этой проблеме в феврале 2011 года рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Он заявил, что иностранные заказчики предъявляют много претензий к поставленной военной технике российского производства. «Еще во времена СССР недооценивалась очень важная составляющая нашей деятельности – ремонт техники, модернизация, поставка запчастей, инструментов и принадлежностей. Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто», – пояснил Дмитриев, подчеркнув, что параллельно с ростом цен на военную продукцию такое положение вещей отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной продукции.
 
В этом свете представляется, что все российские прорывы – крупномасштабная поставка танков, истребителей и даже совместная разработка FGFA – на самом деле серьезными достижениями не являются. Ведь большая часть из заказанной в рамках упомянутых контрактов техники будет собираться и собирается по лицензии на территории Индии, а значит, и запчастями она себя сможет обеспечить.
 
Сегодня в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных винтокрылов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих конкурсов будут подписаны контракты общей стоимостью 2,5–4 миллиарда долларов. В первом финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook, а во втором – Ка-226Т и Eurocopter AS550 Fennec.
 
Эксперты оценивают шансы Ка-226Т как невысокие, полагая, что победит европейская машина. Российский вертолет совершил первый полет в 1997 году, а его серийное производство ведется с начала 2000-х. В общей сложности к настоящему времени выпущено всего 16 машин разных версий. В свою очередь Fennec изготавливается со второй половины 90-х годов и уже используется военными и гражданскими операторами в десяти странах мира, включая Аргентину, Францию, Мексику и Пакистан.
 
Нужно напомнить, что тендер с целью выбора легкого вертолета продолжается в Индии уже 12 лет. В феврале 2007-го Министерство обороны страны определило победителя – им оказался Fennec, который обошел в финале состязания американский Bell 407. Однако в середине того же 2007 года итоги конкурса признаны недействительными – индийские контрольные органы нашли ряд нарушений при проведении тендера. Вдобавок Eurocopter заподозрили в даче взяток (однако каких-либо доказательств представлено не было).
 
Зато в тендере на поставку тяжелых транспортных вертолетов у России есть все шансы на победу. Ми-26Т2 представляет собой модернизированную версию самого большого серийно выпускаемого винтокрыла в мире – Ми-26, к производству которого приступили в начале 80-х годов. Машина активно использовалась в ходе афганской войны 1979–1989 годов, в карабахской войне 1992–1994 годов, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Несколько таких геликоптеров в настоящее время эксплуатируется НАТО в Афганистане для эвакуации поврежденной техники.
 
CH-47F, построенный по продольной схеме и достаточно сложный в управлении, выпускается серийно с первой половины 60-х годов. Он также принял участие в ряде военных конфликтов. Тем не менее грузоподъемность CH-47F – около десяти тонн – вдвое меньше аналогичного показателя Ми-26.
 
В настоящее время Министерство обороны Индии реализует программу обновления парка вооружения и военной техники, общий объем финансирования которой определен на уровне 200 миллиардов долларов. Вот почему многие страны развернули жесткую борьбу за довольно емкий рынок. В этом свете дальнейшие поражения России в индийских тендерах, если таковые последуют, станут индикатором какого-то глубокого системного кризиса в российском оборонно-промышленном и экспортном комплексе. Во всяком случае ссылаться на досадные случайности будет уже сложно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer