Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Проиграли второй раз подряд


9 ноября 2011 года Василий Сычев, ВПК


Российский ударный вертолет Ми-28НЭ «Ночной охотник» выбыл из тендера на поставку 22 боевых винтокрылов, проводившегося Министерством обороны Индии. С середины 2010 года отечественный геликоптер боролся за победу с американским AH-64D Apache Longbow.

К сожалению, индийцы отдали предпочтение заокеанской машине, а не детищу ОКБ Миля. Это уже второе поражение, которое потерпел наш авиапром с начала 2011 года в конкурсах, организуемых традиционным и давним партнером России в сфере военно-технического сотрудничества.
 
Вроде бы ничего страшного…
 
ВВС Индии объявляли тендер, чтобы выбрать устраивающий их по всем параметрам ударный вертолет, дважды. В первый раз – в 2008 году. Заявки на участие тогда подали шесть компаний. Но поскольку американские фирмы Bell Helicopter и Boeing не сумели подготовить к назначенному сроку необходимые документы, конкурс был отменен. Вторично он стартовал в 2009-м, и пожелала представить на нем свои изделия та же шестерка.
 
Претендовали на получение индийского заказа упомянутые выше Bell Helicopter и Boeing, европейский консорциум Eurocopter, итальянская AgustaWestland и Рособоронэкспорт. Они предложили потенциальному покупателю вертолеты AH-1Z Viper, AH-64D Apache Longbow, EC 665 Tiger HAD, A129 Mangusta и Ми-28НЭ «Ночной охотник» соответственно. На протяжении года индийские военные знакомились с документацией и изучали машины, а летные испытания назначили на вторую половину 2010 года.
 
До поры до времени обстановка на тендере для российского винтокрыла складывалась удачно. В конце 2009-го отозвал заявку Bell Helicopter по той причине, что его AH-1Z еще не получил оценку готовности к боевому применению в США, а следовательно, является «сырой» машиной. В начале 2010-го из конкурса по собственному желанию выбыл Eurocopter. Он объяснил принятое решение тем, что не успевает завершить сборку Tiger HAD к началу летных испытаний в Индии. В середине 2010 года AgustaWestland также объявила, что покидает тендер в связи с отсутствием пригодных для испытаний вертолетов.
 
Таким образом, финалистами конкурса без особых усилий стали Apache Longbow и «Ночной охотник», летные испытания которых состоялись в конце 2010-го. 25 октября 2011 года Министерство обороны Индии сообщило, что отдает предпочтение американскому винтокрылу: он сумел показать превосходство по таким характеристикам, как всепогодность и возможности применения. В свою очередь Ми-28НЭ проиграл, ибо не смог удовлетворить 20 пунктам в списке требований тендера. Более подробно причины выбора индийская сторона пока не разъяснила, но подчеркнула, что никакой политической подоплеки нет.
 
Вероятно, политика тут действительно ни при чем. Дело в том, что Ми-28Н (Ми-28НЭ – экспортная модификация вертолета) еще «необкатанная» машина, первый полет которой состоялся в 1996 году, а серийное производство началось лишь в 2008-м. С тех пор ВВС России получили 50 таких вертолетов. Вдобавок некоторые эксперты говорили, что хотя на Ми-28Н установлена обновленная авионика и используется ряд новых решений в области бортового оборудования, он по сути «Ночным охотником» не является: для него все еще разрабатываются система ночного видения и радар, который должен разместиться над несущим винтом в специальном обтекателе.
 
Между тем Apache – машина проверенная и не раз усовершенствованная. Первый полет вертолет совершил в 1975-м, а его серийное производство ведется с 1986 года. Винтокрыл в отличие от Ми-28Н побывал на многих войнах, а каждая его модернизация производилась с учетом опыта боевого применения. К настоящему времени в США построено около 1180 AH-64. С апреля 2011-го в США ведется серийный выпуск последней модификации Apache – AH-64D Block III. Эта машина имеет композитные лопасти, новые и более мощные двигатели, практически полностью обновленное бортовое оборудование и авионику. Вертолет может взаимодействовать с беспилотными летательными аппаратами и осуществлять управление ими.
 
Нельзя также не отметить следующее. На протяжении нескольких минувших лет в Министерстве обороны Индии принимается во внимание распоряжение руководства ведомства о диверсификации закупок ВВТ за рубежом. А ведь доля российской авиатехники в вооруженных силах южноазиатской державы – около 60 процентов. При этом наши машины составляют 64 процента индийского вертолетного парка. Кроме того, Индия должна получить 80 винтокрылов Ми-17В5. В стране также налажено лицензионное производство самолетов Су-30МКИ (их количество в войсках планируется довести до 250 единиц, около 190 поставлено). Дели ожидает поступления нескольких десятков МиГ-29К/КУБ и планирует приобрести 250 истребителей пятого поколения FGFA (совместная с Россией разработка на базе Т-50).
 
РФ – лидер по поставкам вооружения и военной техники Индии и будет оставаться им еще долгие годы. Казалось бы, что значит поражение в незначительном по объему тендере (покупка 22 вертолетов с возможностью заказать еще 22 такие же машины), когда Россия и без того экспортирует в страну ВВТ на миллиарды долларов.
 
Череда неудач
 
Поводов для расстройства как будто действительно нет. По мнению эксперта Центра анализа стратегий и технологий Константина Макиенко, даже то, что Ми-28НЭ участвовал в индийском тендере, уже само по себе большое достижение. Ведь еще сравнительно недавно Россия не смогла бы предложить на подобный конкурс сколько-нибудь конкурентоспособную машину, так как вертолетов уровня Apache Longbow или «Ночной охотник» просто не существовало. Можно, конечно, вспомнить Ка-50Ш «Черная акула» с новой радиолокационной станцией и различными системами, предназначенными для выполнения операций в темное время суток. Но этот винтокрыл, как и Ка-50 в целом, в масштабное серийное производство не пошел (выпуск Ка-50 прекращен в январе 2009-го).
 
Но вместе с тем Россия уже второй раз с начала 2011 года проигрывает в индийских тендерах на поставку боевой техники. В апреле из конкурса MMRCA на закупку 126 многоцелевых средних истребителей общей стоимостью около 12 миллиардов долларов выбыла РСК «МиГ», предлагавшая индийским ВВС МиГ-35. Машина проиграла по той же причине, что и Ми-28НЭ, – «сырость» некоторых компонентов. В частности, радар «Жук-МАЭ» с активной фазированной антенной решеткой, находящийся в разработке, в ходе испытаний смог обнаружить цели на меньшей дальности, чем требовали условия тендера. Помимо этого двигатели РД-33МК, установленные на МиГ-35, не сумели выйти на обусловленную заданием тягу.
 
Кстати, на MMRCA отечественный авиапром также предложил одно из самых последних своих изделий. Во всяком случае другие средние истребители помимо МиГ-35 в нашей стране сейчас не создаются, а существующие МиГ-29 в различных вариантах индийских военных, по-видимому, уже не устраивают. В настоящее время летчики ВВС Индии выполняют полеты на 69 МиГ-29, а ВМС – на 12 МиГ-29К/КУБ.
 
Не следует забывать и о том, что Россия терпит поражение на индийском рынке, на котором традиционно доминировала. А это уже, безусловно, является симптомом развивающегося кризиса. Особенно если учесть: российской стороне с каждым годом становится все труднее обеспечивать послепродажное обслуживание военной техники, что на тендерах также принимается в расчет.
 
ВВС Индии в последнее время объявили множество международных тендеров на поставку различных запчастей для самолетов и вертолетов российского производства, поскольку не смогли договориться с основным поставщиком – Рособоронэкспортом. В настоящее время в Индии действуют 25 конкурсов, предусматривающих закупку различных комплектующих, включая трансформаторы для МиГ-29 и основные шасси для Су-30МКИ. Индийцы занимаются поиском на международном рынке запчастей для транспортников и самолетов-заправщиков Ил-76 и Ил-78, вертолетов Ми-26 и Ми-17, различных наземных радиолокационных станций советско-российского производства, включая РЛС противоракетной обороны П-19 (1РЛ134) «Дунай».
 
Об этой проблеме в феврале 2011 года рассказал директор Федеральной службы по военно-техническому сотрудничеству Михаил Дмитриев. Он заявил, что иностранные заказчики предъявляют много претензий к поставленной военной технике российского производства. «Еще во времена СССР недооценивалась очень важная составляющая нашей деятельности – ремонт техники, модернизация, поставка запчастей, инструментов и принадлежностей. Мы это, к сожалению, унаследовали, и преодолеть это наследие оказалось не так просто», – пояснил Дмитриев, подчеркнув, что параллельно с ростом цен на военную продукцию такое положение вещей отрицательно сказывается на конкурентоспособности российской оборонной продукции.
 
В этом свете представляется, что все российские прорывы – крупномасштабная поставка танков, истребителей и даже совместная разработка FGFA – на самом деле серьезными достижениями не являются. Ведь большая часть из заказанной в рамках упомянутых контрактов техники будет собираться и собирается по лицензии на территории Индии, а значит, и запчастями она себя сможет обеспечить.
 
Сегодня в Индии проводятся еще два тендера на поставку вертолетной техники: 12 тяжелых транспортных винтокрылов и 197 легких многоцелевых. По итогам этих конкурсов будут подписаны контракты общей стоимостью 2,5–4 миллиарда долларов. В первом финалистами стали российский вертолет Ми-26Т2 и американский CH-47F Chinook, а во втором – Ка-226Т и Eurocopter AS550 Fennec.
 
Эксперты оценивают шансы Ка-226Т как невысокие, полагая, что победит европейская машина. Российский вертолет совершил первый полет в 1997 году, а его серийное производство ведется с начала 2000-х. В общей сложности к настоящему времени выпущено всего 16 машин разных версий. В свою очередь Fennec изготавливается со второй половины 90-х годов и уже используется военными и гражданскими операторами в десяти странах мира, включая Аргентину, Францию, Мексику и Пакистан.
 
Нужно напомнить, что тендер с целью выбора легкого вертолета продолжается в Индии уже 12 лет. В феврале 2007-го Министерство обороны страны определило победителя – им оказался Fennec, который обошел в финале состязания американский Bell 407. Однако в середине того же 2007 года итоги конкурса признаны недействительными – индийские контрольные органы нашли ряд нарушений при проведении тендера. Вдобавок Eurocopter заподозрили в даче взяток (однако каких-либо доказательств представлено не было).
 
Зато в тендере на поставку тяжелых транспортных вертолетов у России есть все шансы на победу. Ми-26Т2 представляет собой модернизированную версию самого большого серийно выпускаемого винтокрыла в мире – Ми-26, к производству которого приступили в начале 80-х годов. Машина активно использовалась в ходе афганской войны 1979–1989 годов, в карабахской войне 1992–1994 годов, а также в первой и второй чеченских кампаниях. Несколько таких геликоптеров в настоящее время эксплуатируется НАТО в Афганистане для эвакуации поврежденной техники.
 
CH-47F, построенный по продольной схеме и достаточно сложный в управлении, выпускается серийно с первой половины 60-х годов. Он также принял участие в ряде военных конфликтов. Тем не менее грузоподъемность CH-47F – около десяти тонн – вдвое меньше аналогичного показателя Ми-26.
 
В настоящее время Министерство обороны Индии реализует программу обновления парка вооружения и военной техники, общий объем финансирования которой определен на уровне 200 миллиардов долларов. Вот почему многие страны развернули жесткую борьбу за довольно емкий рынок. В этом свете дальнейшие поражения России в индийских тендерах, если таковые последуют, станут индикатором какого-то глубокого системного кризиса в российском оборонно-промышленном и экспортном комплексе. Во всяком случае ссылаться на досадные случайности будет уже сложно.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer