Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кроить и перекраивать – сердце не болит


13 декабря 2011 года Александр Ионов, Независимое военное обозрение


Взяться за перо заставило «новое» старовведение в организационную структуру Министерства обороны, а именно подчинение фронтовых объединений ВВС командованиям военными округами. В истории это уже проходит третий раз и дважды отказывались от этого, растрачивая немалые средства.

ВОЗДУШНЫЕ АРМИИ СЕБЯ ОПРАВДАЛИ
 
Первый раз в 1939 году вся авиация была роздана по округам, армиям и корпусам (в 1937-м начали создавать воздушные армии) и тем самым в грозные годы начала Великой Отечественной войны руководство ВВС было лишено возможности массированно применять боевую авиацию, сосредотачивать усилия на нужных направлениях и эффективно влиять на ход и исход боевых действий.
 
В первые месяцы войны авиация теряла около 250 самолетов в день. Конечно же, так продолжаться долго не могло. Главком ВВС А.А.Новиков убедил Сталина в том, что командовать авиацией должен хорошо подготовленный авиатор и в мае 1942 года было создано 17 воздушных армий. В результате такого мудрого решения вскоре было завоевано тактическое, а чуть позже и стратегическое господство в воздухе, что в значительной степени повлияло на ход войны и всех операций второго периода.
 
Такая организационная структура ВВС себя оправдала и просуществовала до 1978 года, пока «горячие головы» не вспомнили, что надо же командовать всем и вся и получать лишние звезды на погонах. И снова благодаря усилиям Главкома ВВС маршала авиации А.Н.Ефимова после доклада ЦК КПСС в 1986 году была восстановлена организационная структура ВВС. Кстати сказать, у наших партнеров как были воздушные армии, так и остались. Более того, в боевом уставе США записано, что при проведении самостоятельных операций авиацией категорически запрещено вмешиваться в управление сухопутным командирам.
 
Сегодня мы наступаем на те же грабли. И снова «горячие головы» ничего нового придумать не могут и вновь стройными рядами шагом марш назад в XX век. При зарождении военной авиации она являлась обеспечивающим средством боевых действий Сухопутных войск и в основном использовалась для разведки и корректировки огня артиллерии. Подчинение авиации сухопутным командирам было оправдано. Однако в конце Первой мировой войны авиация уже использовалась как эффективное средство огневого поражения противника.
 
С течением времени совершенствовались вооружение авиации и способы ее применения. За весь период Великой Отечественной войны ВВС СССР под руководством Главкома было проведено 14 самостоятельных воздушных операций по уничтожению авиационных группировок противника, его резервов и нарушению управления войсками. И надо прямо сказать, эффективность этих операций была достаточно высокой.
 
ВЫСОКАЯ МОБИЛЬНОСТЬ – ЭТО АВИАЦИЯ
 
Что касается всех организационных мероприятий, проводимых в Минобороны, то создается впечатление, что в первую очередь уничтожается преемственность даже в названиях. Зачем нужно было уничтожать название полка, который существовал в русской армии со времен Куликова поля?
 
Например, в армии США существуют бронекавалерийские полки, в которых давно нет ни коней, ни кавалеристов. Нам же было крайне необходимо перейти на «бригадный подряд», который, по мнению наших военных руководителей, настолько увеличил боевую мощь Вооруженных сил, что вряд ли в мировом сообществе есть аналоги.
 
Кроме того, армия стала высокомобильной, а за счет чего, никто не объяснил. Военно-транспортная авиация, которая могла бы обеспечить мобильность, сокращена почти вдвое. И есть большое сомнение в том, что она сможет за один раз поднять хотя бы один батальон. Может быть, наши стратеги намереваются доставлять войска железнодорожным и автомобильным транспортом – тогда какая это высокая мобильность?
 
В Военно-воздушных силах объединили авиационные полки с частями связи и тыла и назвали все это авиационными базами, хотя исторически маневры авиация осуществляла благодаря смене базы. Эти маневры назывались перебазированием. Попробуйте сейчас «оторвать» авиационную базу и передислоцировать (другого слова в настоящий момент подобрать трудно) в новый район. Это разве мобильность?
 
В США (ссылаюсь на Америку, так как сами руководители Минобороны часто это делают) тоже есть авиабазы, но что они собой представляют: это аэродром, оснащенный всей необходимой техникой, части тыла, связи и охраны. Авиационная же часть представлена авиационным крылом, которое никак не связано с авиабазой, кроме всех видов обеспечения летной деятельности.
 
Сегодня авиационный командир ВВС России поставлен в такие условия: вместо того чтобы заниматься боевой подготовкой летных подразделений, он значительную часть времени тратит на дела, не относящиеся к летной подготовке. А теперь на это будет накладываться и некомпетентное руководство.
 
Авиация – очень сложный объект управления. Чтобы ею управлять, необходимо пройти обучение (в течение многих лет), отработать на практике эти полученные знания, и только после этого можно рассчитывать на осознанное руководство. Народная мудрость гласит: сапоги должен точать сапожник, а пироги печь пирожник. В нашей жизни получается все наоборот: сапожника посылают печь пироги, а пирожника точать сапоги.
 
В 1992 году в состав Сухопутных войск была передана армейская авиация, которая и создана для авиационной поддержки войск на поле боя. Десять лет командования привели к тому, что был «выбит» ресурс вертолетов, а подготовка летчиков (экипажей) упала до самого низкого уровня. Что делает руководство Минобороны, чтобы поправить создавшееся положение? Передает армейскую авиацию обратно в состав ВВС. Но теперь снова она передана в состав Сухопутных войск, но только уже вместе с фронтовой авиацией.
 
Под благовидным предлогом совершенствования организационных структур ломается система, создававшаяся не один десяток лет, которая охватывала все стороны деятельности авиации. Это совершенствование привело к тому, что в ВВС был сокращен ряд служб, влияющих не только на функционирование, но и на безопасность полетов (инженерно-авиационная, штурманская, медицинская, метеорологическая).
 
Кроме того, сломана система подготовки кадров. Несколько лет назад было расформировано самое старейшее летное училище Качинское, которое было создано в 1910 году. Сегодня принято решение сделать объединенный учебный центр в Воронеже и готовить там авиационные кадры всех специальностей. Для этого с востока страны перевели училища (институты) в Воронеж, тем самым лишив возможности молодежь из восточных регионов России, решивших связать свою жизнь с авиацией, обучаться недалеко от дома. Почему это сделано, до сих пор не понятно. Может быть, Дальний Восток и Сибирь мы уже не считаем своей территорией?
 
Анализ войн и военных конфликтов последнего времени показывает, что в настоящее время никто уже так жестко не ставит стратегическую задачу по захвату территорий, а значит, эти задачи могут быть выполнены при применении воздушных средств нападения – одним словом, ВВС. Так зачем же привязывать авиацию к земле и делить ее по армиям? А если учесть, что боевой состав ВВС России сократился в разы, то тем более становится нелогичным такое подчинение, поскольку авиационная группировка на угрожающем направлении должна формироваться исходя из складывающейся обстановки и определить ее объем должен авиационный командир. Другого не дано – это очевидный факт.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer