Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Малая авиация для большой России


16 декабря 2011 года Анастасия Башкатова, Независимая Газета


Россия – страна больших расстояний, непреодолимых для неподготовленного человека пространств. Это терра инкогнита для ее же собственных жителей, которые часто с трудом осознают, что там, за горизонтом, окутанная несколькими часовыми поясами Россия вовсе не заканчивается, а, наоборот, только начинается. Например, Москва вольно или невольно демонстрирует свою убежденность в том, что за МКАД жизни нет.

А Находка задается вопросом: «Существует ли на самом деле эта Москва, и в курсе ли она о происходящих событиях тут – на другом конце государства?» Такая разобщенность не удивительна. Ведь Москву и Находку разделяют более 9 тыс. км, это почти девять часов полета на самолете или примерно семь дней, если добираться поездом. Да что Находка. Даже Санкт-Петербург для москвичей – другая планета, а москвичи для питерцев – марсианские пришельцы, говорящие на другом языке.
 
Самый логичный способ преодолеть территориальную разобщенность – развивать в стране дорожно-транспортную инфраструктуру. Именно к такому выводу пришли, например, американские специалисты. В бюджете США на 2012 год заложено масштабное финансирование строительства и поддержания высокоскоростных железнодорожных магистралей, которые должны соединить воедино удаленные уголки тоже немаленькой Америки. В России, однако, ситуация с дорожно-транспортной инфраструктурой, мягко говоря, нерадостная. Она изношена, в некоторых местах отсутствует вовсе, инфраструктурные проекты становятся пылесосами для бюджетных денег, и качество построенного, как правило, сильно не соответствует количеству потраченного.
 
Даже сейчас, в XXI веке, в стране до сих пор существуют территории, полностью оторванные от «большой земли», то есть не имеющие практически никакой связи с более развитыми регионами и локальными центрами. По официальным данным, в РФ насчитывается почти 30 тыс. населенных пунктов, куда можно добраться исключительно на самолете или вертолете. И то не всегда. Причем речь идет отнюдь не только о Сахалинской области. Доступность инфраструктуры – одна из проблем, например, сибирских регионов. Поэтому власти пришли к выводу, что раз не получается дотянуть до этих населенных пунктов автомобильное и железнодорожное сообщение, тогда надо заняться хотя бы развитием малой авиации – темой, по словам президента Дмитрия Медведева, тоже «убитой», ведь российская малая авиация давно «деградировала и развалилась». Если не ждать внедрения отечественных разработок, а довериться иностранной технике, на возрождение малой авиации в РФ, по официальным оценкам, понадобится 10 лет.
 
Сегодня малая авиация – удел тех любителей небесной выси, доходы которых заоблачны и позволяют ни в чем себе не отказывать. Покупка вертолета может обойтись как минимум в 200 тыс. долл., как максимум – в 2 млн. долл. И это без учета расходов на получение прав, страховку и регистрацию. По данным компании «Авиамаркет», в РФ насчитывается около 2 тыс. частных судов в сегменте легких вертолетов (вертолетов уменьшенного размера).
 
Однако, по мнению частных владельцев, вертолет – не только предмет роскоши, но и хорошее средство передвижения, которое могло бы постепенно завоевать спрос и симпатию у более широкой прослойки людей. Хотя бы в виде авиатакси. Тем более существуют компактные модели вертолетов, которые при этом, как и автомобиль, вмещают четыре человека плюс багаж и при умелом пилотировании могут взлетать и приземляться практически на любой местности. Однажды у меня появилась возможность прокатиться над Московской областью в таком авиатакси. Полет был, конечно, впечатляющим. Когда сидишь в маленькой кабинке сразу за спиной пилота, то сначала как-то побаиваешься делать резкие движения и дышать ему в затылок – не дай бог собьешь с пути. Но раскинувшийся под тобой пейзаж и осознание того, что теперь все автомобильные пробки нипочем, отвлекают от тревожных мыслей.
 
Коммерческая эксплуатация легких вертолетов в идеале сулит большие прибыли как предпринимателям и владельцам авиакомпаний, так и государству, которое сможет снимать с проектов свой урожай налогов. Перспективно использование легкой авиации и в народном хозяйстве. Единственное «но» – удобные для массового внедрения вертолеты Россия закупает у других стран, например у США, так как отечественных аналогов с удовлетворительным сочетанием цены и качества у нас практически нет. Былые проекты по продвижению собственных моделей забыты и тем самым убиты.Развитие малой авиации упирается не только в дефицит авиасудов. Существует также дефицит вертодромов, взлетно-посадочных площадок, авиасервисов и центров по подготовке пилотов. В российском бюджете предусматривается в 2012 году субсидирование будущих региональных компаний малой авиации и программ по закупке иностранной техники. Речь идет примерно о 3 млрд. руб. Правда, в данном случае власти сконцентрировались на внедрении не столько вертолетов и инфраструктуры для них, сколько мини-самолетов и ближнемагистральных лайнеров.
 
Вопрос обучения пилотов – ключевой. В вертолете слишком многое зависит от одного человека – от быстроты его реакции, техники пилотирования, умения просчитывать ситуацию на несколько шагов вперед, стрессоустойчивости, зоркости. Впрочем, как и в автомобиле.
 
С той лишь разницей, что автомобиль едет по дороге со скоростью 100–160 км/ч, а вертолет летит на высоте более 4 тыс. м над землей со скоростью 240 км/ч. Между тем так же, как и на автомобиле, основными причинами катастроф на вертолетах становятся безалаберность пилотов, их невнимание к погодным условиям, техническим неполадкам, правилам пилотирования, а также злоупотребление алкоголем.Рассказывают пилоты еще об одной проблеме малой авиации – о несовершенстве законодательства и наличии запретных для полета зон. Воздушное пространство РФ составляет 25 млн. кв. м. И 3 млн. кв. м – это зоны ограничения, стратегически важные территории, над которыми запрещены частные перелеты. В основном зоны ограничения находятся над территорией Центрального федерального округа. Сейчас, по словам пилотов, таких зон стало чуть меньше. Еще год назад, чтобы долететь из Москвы в Санкт-Петербург, приходилось делать крюк на лишние 200 км. Также вызывают дискуссию установленные для малой авиации коридоры. Они перегружены и часто расположены на неудобной высоте. Сейчас на промежутке от северной границы РФ с Норвегией до южной с Украиной насчитывается не более 10–15 пригодных для легкой авиации «трасс».
 
Частные владельцы лишь относительно недавно стали выходить из подполья, регистрировать свои суда и уведомлять о предстоящих перелетах – в предвкушении улучшений авиационного законодательства. В ноябре этого года, в частности, в законодательство были внесены поправки, упрощающие международные полеты для легкой авиации.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer