Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Не дождем, так керосином


19 декабря 2011 года Денис Рябоконов, Профиль


Столичные аэропорты сделали выводы из прошлогоднего новогоднего коллапса и готовы встретить ледяные дожди во всеоружии. Но зато велик риск возникновения дефицита авиатоплива.

Считанные дни остались до начала новогоднего "исхода" российских туристов. И в этот раз людей, улетающих на каникулы, будет больше, чем в прошлом. Речь не идет о резком скачке, говорит пресс-секретарь Российского союза туриндустрии Ирина Тюрина, но поток вырастет на 14-15%. По оценке Ассоциации туроператоров России, прирост будет несколько меньше - 5-10%. В новогодний пик - с 23 декабря по 10 января - через столичный авиаузел пройдет около 3 млн человек. "Мы планируем обслужить примерно 1 млн пассажиров", - говорит начальник пресс-службы аэропорта "Шереметьево" Роман Генис ("Внуково" обслужит меньше пассажиров, чем "Шереметьево", а "Домодедово" - чуть больше). Но чем ближе период новогодних отпусков, тем пристальнее россияне следят за новостями и прогнозом погоды - не дай бог снегопад, ледяной дождь или вулкан какой-нибудь проснется. Слишком уж свежи воспоминания о прошлогоднем транспортном коллапсе.
 
Тогда из-за ледяного дождя в "Шереметьево" и "Домодедово" надолго задержали вылет более 800 рейсов, а 408 рейсов отменили вообще. В аэропортах скопилось больше 20 тыс. пассажиров, и инфраструктура не справилась с таким множеством людей. В "Домодедово", оставшемся на три дня без света из-за обрыва электросети, вышли из строя туалеты, а запасов еды в точках питания не хватило, чтобы накормить застрявших в аэропорту людей. В итоге в "Домодедово" едва не произошло "народное восстание" пассажиров, запертых в зоне вылета.
 
В "Шереметьево" главной причиной коллапса стала непредусмотрительность руководства "Аэрофлота", упустившего из виду вопрос закупки в достаточном объеме противообледенительной жидкости (ПОЖ) для обработки самолетов перед вылетом. В итоге компании, которые обслуживались вторым оператором "Шереметьево" - ООО "Авиа Групп", - вылетали по расписанию, а те, кто обслуживался "Аэрофлотом", в том числе и сам национальный перевозчик, вынуждены были рейсы отменять или задерживать их на длительное время. Проблем в декабре прошлого года не возникло только у аэропорта "Внуково", который работал в штатном режиме. "Во время декабрьского коллапса мы даже помогали "Аэрофлоту" с противообледенительной жидкостью", - говорит начальник внуковского пресс-центра Елена Крылова.
 
Но представители всех столичных аэропортов рассказали "Профилю", что учли негативный опыт и готовы встретить погодные аномалии во всеоружии. "Мы разработали специальную инструкцию для персонала по действиям при чрезвычайной ситуации. Она предусматривает увеличение пропускной способности аэропорта и наращивание ресурсов, задействованных в обслуживании воздушного судна и пассажиров, - дополнительных автобусов, персонала и т. д.", - рассказывает руководитель пресс-службы "Домодедово" Елена Селянченкова. Также аэропорт озаботился и пополнением резервов ПОЖ, хотя в прошлом сезоне не испытывал с жидкостью никаких перебоев. "Ну и на всякий случай мы закупили пять новых противообледенительных машин (теперь их 24), чтобы увеличить количество одновременно обслуживаемых воздушных судов и уменьшить время ожидания противообледенительной обработки в часы пик, говорит эксперт.
  
В "Шереметьево" после зимнего коллапса-2010 был создан кризисный центр управления, куда стекается информация как по штатным, так и по нештатным ситуациям и где принимаются решения с участием как менеджмента аэропорта, так и представителей базирующихся там компаний. "Несмотря на то, что за пассажиров задержанных рейсов несут ответственность перевозчики, мы их подстраховали и на всякий случай заключили дополнительные соглашения с транспортными компаниями и гостиницами, для того чтобы в случае сбоев распределить пассажирские потоки", - добавил Роман Генис. 
 
Руководитель отдела по связям с общественностью ОАО "Терминал" (управляет терминалом D "Шереметьево") Елена Обухова сообщила, что на днях руководство подписало приказ, в котором прописаны все зоны ответственности в случае ЧС, а также график дежурства в новогодние праздники: "У нас весь топ-менеджмент, который имеет право подписи и принятия решений, будет работать в период пассажирского пика, чтобы не допустить нештатных ситуаций", - заявила она.
 
На всякий случай перестраховались аэропорты и с резервным питанием. Шереметьевский терминал D отчитался о подключении к резервной подстанции "Планерная". "Кроме того, мы выполнили и распоряжение министра транспорта Игоря Левитина, установив дизель-генератор. В случае чего он обеспечит первую и вторую категории питания, когда вся инфраструктура аэропорта работает в полноценном режиме, кроме торговых точек", - говорит Елена Обухова. 
 
"Домодедово", которое в прошлом году особенно пострадало именно из-за проблем с энергоснабжением, также перестраховалось, вдвое увеличив мощность автономных источников. "Сейчас мощность дизельных генераторных установок доведена до 8,92 МВт. Это означает, что даже в случае одновременного выхода из строя двух независимых источников энергоснабжения, которые обеспечивают аэропорт "Домодедово" энергией и находятся в хозяйственном ведении "Московской объединенной электросетевой компании", аэропорт сможет самостоятельно поддерживать бесперебойную работу", - уверяет Елена Селянченкова.
 
Как сработает весь этот комплекс мер, мы сможем узнать только в случае наступления нештатной ситуации. Но даже если не случится ледяного дождя или мокрого снега, пассажирам не стоит расслабляться. Транспортный коллапс может произойти совсем по другой причине. "Меня лично беспокоит другой фактор, который может создать хоть и не такой масштабный, но все-таки коллапс. Это вопрос обеспеченности авиационным керосином. Пока о дефиците керосина не трубят, его хватает, но ведь сейчас еще низкий сезон. А вот хватит ли его, когда в конце декабря - начале января будет взрыв объемов перевозок, это уже вопрос", - беспокоится главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. 
 
Кстати, эпопея с дефицитом авиатоплива тянется с сентября этого года. Именно тогда заговорили, что на новогоднюю летную программу запасов керосина может не хватить, а его цена на открытом рынке начала довольно быстро расти. По данным группы компаний "Аэрофьюэлз", максимальная цена тонны керосина для перевозчиков (включает в себя в том числе услугу заправки и НДС) выросла с декабря 2010 года с 25-28 тыс. рублей и сейчас составляет 37-40 тыс. рублей. 
 
По словам экспертов, дефицит авиатоплива в России вызван рядом факторов: закрытием нескольких НПЗ на профилактический ремонт, решением правительства сделать резерв дизельного топлива, на производство которого идет в том числе керосин, выполнением предприятиями крупного заказа Минобороны по поставке керосина, а также продажами на внешнем рынке. Все эти факторы сложились практически в одно время, что вызвало дефицит. В начале октября замминистра транспорта Валерий Окулов даже посоветовал распечатать запасы керосина в Росрезерве. 
 
Поставщики авиатоплива и Росавиация пока уверяют, что коллапса случиться не должно. "Никакого топливного коллапса в новогодний пик не будет, - уверяет советник руководителя Росавиации Андрей Прянишников. - Мы ведем ежедневный мониторинг наличия топлива в московском авиаузле, и отрицательных прогнозов нет. В крайнем случае, если запаса керосина останется меньше чем на трое суток, Минтранс будет принимать меры на уровне правительства РФ, и тогда уже возможно распечатывание Росрезерва".
 
Не склонны драматизировать ситуацию и поставщики топлива: директор по связям с общественностью группы компаний "Аэрофьюэлз" Анастасия Матюшина и директор по продажам и логистике "ТЗК "Шереметьево" Виктор Туровцев уверяют, что внезапного дефицита керосина не случится. "Никаких оснований для этого нет - топливо есть и на бирже, и у поставщиков. Кроме того, не стоит преувеличивать активность новогоднего периода: частота рейсов увеличивается незначительно, просто самолеты летят с большей загрузкой, ну и добавляются чартерные перевозчики", - успокаивает Виктор Туровцев. По его словам, уже с 15 декабря ТЗК даже снижает цены на топливо. 
 
Еще одна "новогодняя засада" может поджидать туристов, которые решили отправиться на каникулы в Европу. Росавиация "зарезала" чартерную программу в Европу (Болгарию, Испанию, Францию и Эстонию) компаниям "ВИМ-Авиа", "Татарстан" и "Якутия". "Трансаэро" лишилось Рима, Венеции и Милана, где назначенным перевозчиком является "Аэрофлот".
 
Ряд отмененных направлений частично удалось закрыть мощностями других перевозчиков. Так, в направлении Болгарии добавился один перевозчик - "дочка" "Аэрофлота" "Донавиа". Разрешение на полеты из Москвы в Барселону и на Тенерифе получил Nord Wind. Также в Барселону полетят самолеты "Уральских авиалиний". А на Тенерифе вместо "запрещенной" "ВИМ-Авиа" полетит дочерняя компания этого перевозчика - "Башкортостан".
 
В "Трансаэро", которой Росавиация сначала дала добро на чартерные рейсы в Италию, а потом вдруг пересмотрела свое решение ("Профиль" писал об этом ранее), все еще рассчитывают на положительный для себя итог переговоров, заявил начальник отдела по работе со СМИ "Трансаэро" Константин Тюркин. Но в Росавиации "Профилю" заявили, что решение по "Трансаэро" остается без изменений.
 
Ледяные дожди, отмены рейсов, запреты на полеты чартерников, нехватка топлива - все это бьет не только по авиационному бизнесу, но и непосредственно по нам, пассажирам. Ведь можно рапортовать о 100-процентной готовности к любым коллапсам и катаклизмам, но в реальности никто и никогда не может полностью гарантировать пассажиров от форс-мажора. Пассажир довольно неплохо защищен законами о защите прав потребителей, Воздушным кодексом РФ и другими законами и директивами. Но свои права надо знать и уметь их отстаивать.
 
Итак, если рейс задержан на два часа и более, то авиакомпания должна раздать безалкогольные прохладительные напитки всем пассажирам, пассажиров с детьми до 7 лет сотрудники авиакомпании должны проводить в комнату матери и ребенка. Всем пассажирам должно быть предоставлено право совершить два телефонных звонка в любую точку мира/послать два факса/отправить два электронных сообщения. Расходы на связь оплачиваются либо постфактум (при предъявлении посадочного талона в офисе авиакомпании), либо сразу предоставляется бесплатная телефонная линия и компьютер с Интернетом. Каждый пассажир может сдать билет и вернуть 100% его стоимости. Правда, для специальных скидочных тарифов это может не работать, так что проверяйте условия своего тарифа, прежде чем сдавать билет на задержанный рейс.
 
Если вылет задержан на четыре часа и более, то представители авиакомпании должны обеспечить всех пассажиров горячим питанием. При задержке рейса на восемь часов перевозчик предоставляет пассажирам гостиницу и организует трансфер.
 
Главное - не забыть получить официальное подтверждение того, что рейс был задержан: на случай, если предстоит судебное разбирательство. Для этого достаточно поставить специальный штамп в офисе представительства компании в аэропорту вылета. Хотя очень, конечно, хочется обойтись без таких ситуаций. Особенно в канун долгожданных новогодних каникул и отпусков.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer