Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто командует космосом – командует всей землей


2 декабря 2011 года Виктор Мартынюк, KM.ru


Сегодня создававшиеся 10 лет войска Воздушно-космической обороны России заступили на боевое дежурство.

«Русские медленно запрягают, да быстро едут» – эта расхожая истина до сих пор подтверждалась на многих примерах нашего отечественного быта. Создание войск Воздушно-космической обороны началось еще в 2001 году, ровно 10 лет назад, и вот сегодня они наконец заступили на боевое дежурство. Итак, что касается того, что «запрягают долго», – эта часть подтвердилась и в данном случае. Но быстро ли новая колесница поедет?

Новорожденные войска включили в свой состав командования противовоздушной и противоракетной обороны, а также космическое командование и космодром Плесецк в Архангельской области. Основная функция – контроль космического пространства, координирование работы орбитальных группировок и предупреждение о ракетном нападении. Из этого, конечно, не следует, что ранее космос был неконтролируем, однако государство определенно возлагает повышенные надежды на войска ВКО, о чем уже ранее заявлял, в частности, командующий этими войсками – генерал-лейтенант Олег Остапенко.

Так, по прогнозам генерал-лейтенанта, введение этого нового рода войск «позволит существенно повысить эффективность применения как информационных, так и ударных средств, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником». Остапенко также отметил, что войска военно-космической обороны сконцентрировали все имеющиеся в воздушно-космической сфере возможности для максимально эффективного выполнения поставленных задач. Последнее упомянуто не случайно, учитывая, что начало боевого дежурства войск ВКО пришлось на самый разгар прохладного конфликта между Москвой и Вашингтоном. Россия требует от США самую малость – предоставить гарантии, что разворачиваемая ими система ЕвроПРО не будет направлена против стратегического потенциала России. США в ответ предлагают России все что угодно, вплоть до приглашения на экскурсию в Колорадо-Спрингс, но элементарных гарантий, причем не кулуарных, а самых что ни на есть гласных, давать не спешат.

И тем очевиднее, что введение нового рода войск в активную фазу именно сейчас невозможно отнести к случайным совпадениям. В командовании и не скрывают от СМИ, что именно на войска ВКО государством возложена почетная миссия быть на передовой защиты от угроз стратегического характера. И щедрое освещение во всех подробностях введения в эксплуатацию новых РЛС должно было, по мысли военных, окончательно переломить скепсис как внутри страны, так и вовне. Насколько это удалось, пока судить однозначно трудно, но надо ли удивляться, что от страны, объявившей себя правопреемницей СССР, и ждут действий соответствующего масштаба?

В эту бочку меда, которую иные эксперты уже успели рассмотреть через призму выборов, напрашивается, однако (и вероломно напрашивается!), хороший такой черпак дегтя. Ведь о создании нового рода войск в России заговорили еще, страшно сказать, 10 лет тому назад, когда время в соперничестве с американцами за полноценный контроль над космосом уже вовсю играло против нас. Однако, отважно наступив на горло собственной неспетой победной оде, российская власть, глядя за океан, беспечно хмыкала: «Ну и что? Мы тоже сделаем. Когда-нибудь потом, сейчас есть другие темы».

А потом нам рассказали про ЕвроПРО.

И как тут не закончить пословицей же – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?..

Известный военный публицист, военный обозреватель газеты «Завтра», капитан запаса Владислав Шурыгин рассказал обозревателю KM.RU о перспективе войск ВКО в качестве сдерживающего США и НАТО фактора:

– Я считаю, что, конечно, эти войска должны нести прежде всего боевую функцию, и в нынешних условиях создание войск ВКО – решение в какой-то степени даже запоздалое, потому что американцы провозгласили тактику воздушно-наступательных операций, а потом и воздушно-космических наступательных операций еще в середине 90-х. Фактически мы теперь бежим вслед уходящему поезду, и если мы выложим достаточное количество средств, очень четко сформируем направления для ВПК и сконцентрируемся на каких-то ключевых вещах, то мы в этот поезд еще сможем прыгнуть.

А если не сможем – уже через 10-12 лет выйдем на ту ситуацию, когда даже без объявления войны будем вынуждены безоговорочно признавать диктат США, потому что американцы очень активно рвутся в военный космос, реализуют множество связанных с этим программ, и совершенно очевидно, что тот, кто командует космосом, командует и всей землей.

Думаю, что сейчас США достаточно спокойно относятся ко всем этим сигналам, потому что они достаточно трезво оценивают возможности нашей обороноспособности, их агентура у нас представлена максимально широко, информации они получают очень много. И не думаю, что на данный момент они могут быть как-то сильно обеспокоены фактом формирования войск военно-космической обороны. Их обеспокоенность может нарастать лишь по мере того, как это решение будет наполняться чем-то реальным. А пока это – всего лишь решения.

– Может быть, теперь можно будет увереннее добиваться от США пресловутых гарантий по ненаправленности ЕвроПРО?

– Они не собираются давать нам гарантий и не дадут. На протяжении полутора лет наш президент тщетно пытался добиться от них каких-то гарантий, заключить какие-то соглашения. Американцы от этого предложения очень жестко уклонились. К тому же нужно понимать, что бумажка – это всего лишь бумажка, и люди, которые говорят о возможности получить от США гарантии, почему-то забывают о том, что между СССР и Германией в свое время был заключен Пакт о ненападении. Тем не менее, это никого не уберегло от 22 июня.

– 10 лет мы шли к созданию этого рода войск. Чем обусловлено такое явное затягивание?

– Затягивание было обусловлено прежде всего тем, что тогдашнему политическому руководству до этого дела не было: оно просто упускало время, занимаясь какими-то другими задачами. Не было нормального финансирования... и еще с десяток причин, почему все задержалось на 10 лет. Эти 10 лет были именно потеряны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer