Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Кто командует космосом – командует всей землей


2 декабря 2011 года Виктор Мартынюк, KM.ru


Сегодня создававшиеся 10 лет войска Воздушно-космической обороны России заступили на боевое дежурство.

«Русские медленно запрягают, да быстро едут» – эта расхожая истина до сих пор подтверждалась на многих примерах нашего отечественного быта. Создание войск Воздушно-космической обороны началось еще в 2001 году, ровно 10 лет назад, и вот сегодня они наконец заступили на боевое дежурство. Итак, что касается того, что «запрягают долго», – эта часть подтвердилась и в данном случае. Но быстро ли новая колесница поедет?

Новорожденные войска включили в свой состав командования противовоздушной и противоракетной обороны, а также космическое командование и космодром Плесецк в Архангельской области. Основная функция – контроль космического пространства, координирование работы орбитальных группировок и предупреждение о ракетном нападении. Из этого, конечно, не следует, что ранее космос был неконтролируем, однако государство определенно возлагает повышенные надежды на войска ВКО, о чем уже ранее заявлял, в частности, командующий этими войсками – генерал-лейтенант Олег Остапенко.

Так, по прогнозам генерал-лейтенанта, введение этого нового рода войск «позволит существенно повысить эффективность применения как информационных, так и ударных средств, способных вести борьбу с воздушно-космическим противником». Остапенко также отметил, что войска военно-космической обороны сконцентрировали все имеющиеся в воздушно-космической сфере возможности для максимально эффективного выполнения поставленных задач. Последнее упомянуто не случайно, учитывая, что начало боевого дежурства войск ВКО пришлось на самый разгар прохладного конфликта между Москвой и Вашингтоном. Россия требует от США самую малость – предоставить гарантии, что разворачиваемая ими система ЕвроПРО не будет направлена против стратегического потенциала России. США в ответ предлагают России все что угодно, вплоть до приглашения на экскурсию в Колорадо-Спрингс, но элементарных гарантий, причем не кулуарных, а самых что ни на есть гласных, давать не спешат.

И тем очевиднее, что введение нового рода войск в активную фазу именно сейчас невозможно отнести к случайным совпадениям. В командовании и не скрывают от СМИ, что именно на войска ВКО государством возложена почетная миссия быть на передовой защиты от угроз стратегического характера. И щедрое освещение во всех подробностях введения в эксплуатацию новых РЛС должно было, по мысли военных, окончательно переломить скепсис как внутри страны, так и вовне. Насколько это удалось, пока судить однозначно трудно, но надо ли удивляться, что от страны, объявившей себя правопреемницей СССР, и ждут действий соответствующего масштаба?

В эту бочку меда, которую иные эксперты уже успели рассмотреть через призму выборов, напрашивается, однако (и вероломно напрашивается!), хороший такой черпак дегтя. Ведь о создании нового рода войск в России заговорили еще, страшно сказать, 10 лет тому назад, когда время в соперничестве с американцами за полноценный контроль над космосом уже вовсю играло против нас. Однако, отважно наступив на горло собственной неспетой победной оде, российская власть, глядя за океан, беспечно хмыкала: «Ну и что? Мы тоже сделаем. Когда-нибудь потом, сейчас есть другие темы».

А потом нам рассказали про ЕвроПРО.

И как тут не закончить пословицей же – «Пока гром не грянет, мужик не перекрестится»?..

Известный военный публицист, военный обозреватель газеты «Завтра», капитан запаса Владислав Шурыгин рассказал обозревателю KM.RU о перспективе войск ВКО в качестве сдерживающего США и НАТО фактора:

– Я считаю, что, конечно, эти войска должны нести прежде всего боевую функцию, и в нынешних условиях создание войск ВКО – решение в какой-то степени даже запоздалое, потому что американцы провозгласили тактику воздушно-наступательных операций, а потом и воздушно-космических наступательных операций еще в середине 90-х. Фактически мы теперь бежим вслед уходящему поезду, и если мы выложим достаточное количество средств, очень четко сформируем направления для ВПК и сконцентрируемся на каких-то ключевых вещах, то мы в этот поезд еще сможем прыгнуть.

А если не сможем – уже через 10-12 лет выйдем на ту ситуацию, когда даже без объявления войны будем вынуждены безоговорочно признавать диктат США, потому что американцы очень активно рвутся в военный космос, реализуют множество связанных с этим программ, и совершенно очевидно, что тот, кто командует космосом, командует и всей землей.

Думаю, что сейчас США достаточно спокойно относятся ко всем этим сигналам, потому что они достаточно трезво оценивают возможности нашей обороноспособности, их агентура у нас представлена максимально широко, информации они получают очень много. И не думаю, что на данный момент они могут быть как-то сильно обеспокоены фактом формирования войск военно-космической обороны. Их обеспокоенность может нарастать лишь по мере того, как это решение будет наполняться чем-то реальным. А пока это – всего лишь решения.

– Может быть, теперь можно будет увереннее добиваться от США пресловутых гарантий по ненаправленности ЕвроПРО?

– Они не собираются давать нам гарантий и не дадут. На протяжении полутора лет наш президент тщетно пытался добиться от них каких-то гарантий, заключить какие-то соглашения. Американцы от этого предложения очень жестко уклонились. К тому же нужно понимать, что бумажка – это всего лишь бумажка, и люди, которые говорят о возможности получить от США гарантии, почему-то забывают о том, что между СССР и Германией в свое время был заключен Пакт о ненападении. Тем не менее, это никого не уберегло от 22 июня.

– 10 лет мы шли к созданию этого рода войск. Чем обусловлено такое явное затягивание?

– Затягивание было обусловлено прежде всего тем, что тогдашнему политическому руководству до этого дела не было: оно просто упускало время, занимаясь какими-то другими задачами. Не было нормального финансирования... и еще с десяток причин, почему все задержалось на 10 лет. Эти 10 лет были именно потеряны.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer