Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Днепропетровская ракетная школа Янгеля


2 декабря 2011 года Сергей Гончаров, Независимое военное обозрение


Достижения советских, а ныне украинских КБ «Южное» и «Южного машиностроительного завода» в разработке и производстве космических и боевых ракетных комплексов достаточно хорошо известны. Среди этих достижений семейство самых мощных и эффективных в мире тяжелых межконтинентальных баллистических ракет Р-36 «Воевода» и ее гражданских вариантов – уникальная по своей надежности «линейка» ракет-носителей «Циклон»/«Днепр».

Днепропетровцами созданы и лучшие в мире твердотопливные МБР семейства 15Ж52/60/61 для комплекса РТ-23 «Молодец» (кстати, до сих пор остающаяся единственной ракетой такого класса, реально пригодной к железнодорожному базированию – на Западе эта система получила красноречивое название Scalpel SS-24). Наконец, общеизвестна единственная в своем роде РН «Зенит», без которой было бы просто невозможно осуществление проекта международного морского плавучего космодрома Sea Launch/«Морской старт».
 
С ВОДОПЛАВАЮЩИХ АВТОМОБИЛЕЙ – НА РАКЕТЫ
 
Менее известно другое – с чего все это начиналось? Как сформировалась днепропетровская «ракетная школа», по праву считавшаяся одной из лучших не только на «постсоветском пространстве», но и во всем мире? Данная статья о первых шагах «Южмаша» и КБ «Южное» в тогда еще новой для них ракетной отрасли и о формировании того, что впоследствии назовут также «янгелевской традицией» в ракетостроении.
 
История «Южного старта» или Днепропетровского ракетно-космического центра, ныне включающего в себя крупнейшие государственные предприятия (ГП) Украины: «Южный машиностроительный завод» имени А.М.Макарова, Павлоградский механический завод (в настоящее время – единое производственное объединение под брендом «Южмаша»), ГП «Научно-производственное объединение «Павлоградский химический завод» (НПО «ПХЗ» долгое время являлось крупнейшим в СССР и одним из крупнейших в мире производителей уникальных «смесевых» твердых ракетных топлив) и ГП «Конструкторское бюро «Южное» имени М.К.Янгеля» – началась чуть более 60 лет назад. Если быть совсем точным, это произошло 9 мая 1951 года. Именно тогда вышло секретное Совместное Постановление ЦК КПСС и Совета Министров СССР «О передаче Министерству вооружения Союза ССР Днепропетровского автомобильного завода».
 
Чем будет заниматься ДАЗ – в постановлении не говорилось, но даже непосвященному было ясно, что новой продукцией предприятия вряд ли будут выпускавшиеся им ранее колесные амфибии ДАЗ-485 (по армейскому обозначению – БАВ/«Большой автомобиль водоплавающий»). Так оно и оказалось. Уже 1 июня 1951 года министр вооружения СССР генерал-полковник Дмитрий Устинов (будущий Маршал Советского Союза и министр обороны СССР) подписал приказ о начале подготовки к серийному производству на Днепропетровском машиностроительном заводе (официально он тогда назывался «Государственное союзное предприятие № 586») изделия под индексом 8А11 – «баллистической ракеты дальнего действия» (БРДД) Р-1 (код НАТО – SS-1 Scunner/«Отвращение»). Ракета была советской копией печально знаменитого германского «Оружия возмездия» А-4/V-2 («Фау-2»).
 
Одновременно с производством баллистических ракет наземного базирования «королевской» разработки на «Южмаше» начал формироваться и собственный конструкторский центр. Еще в феврале 1952 года здесь создается отдел главного конструктора (ОГК), а в феврале 1953 года ОГК получил первое самостоятельное задание – разработать баллистическую ракету нового поколения Р-12 (SS-4 Sandal). Еще спустя чуть больше года – 10 апреля 1954 года – ОГК завода № 586 был преобразован в самостоятельное Опытно-конструкторское бюро № 586 Министерства оборонной промышленности СССР (ОКБ-586).
 
9 июля 1954 года руководителем новоиспеченного КБ был назначен Михаил Кузьмич Янгель. 7 ноября текущего года исполнилось 100 лет со дня рождения Михаила Кузьмича, он оставался бессменным главным конструктором и начальником КБ «Южное» вплоть до своей безвременной кончины от болезни в октябре 1971 года.
 
Р-12: БЛЕСТЯЩИЙ ДЕБЮТ УЧЕНИКА КОРОЛЕВА
 
В 1935 году начинается работа Михаила Янгеля в ОКБ известнейшего советского авиаконструктора Николая Поликарпова. В этом ОКБ он работает до весны 1944 года, участвуя в разработке истребителей И-153, ТИС, доводке истребителей И-180 и И-185, модернизации легендарного У-2/По-2.
 
В марте 1944 года Михаил Янгель назначен исполняющим обязанности главного инженера опытного завода ОКБ Артема Микояна. Затем, с января 1945 года – ведущий инженер в ОКБ Владимира Мясищева. В мае 1946 года Михаил Кузьмич получает назначение в Министерство авиационной промышленности СССР, где работает до 1948 года и отправляется на учебу в Академию авиационной промышленности.
 
По окончании академии, 12 апреля 1950 года, Михаил Янгель был назначен начальником отдела систем управления Специального конструкторского бюро (ОКБ Сергея Королева) Государственного Союзного головного НИИ № 88 Министерства вооружения (город Калининград – ныне Королев Московской области) и уже в 1951 году стал заместителем Сергея Павловича. Именно в это время Янгель приступил к разработке своей первой баллистической ракеты Р-11 (SS-1B Scud-A/«Порыв-А») на высококипящих компонентах топлива. В мае 1952 года он назначен директором НИИ-88, но вскоре переведен на должность главного инженера института.
 
По свидетельству современников, Михаил Кузьмич Янгель был замечательным конструктором, талантливым организатором, и при этом – интеллигентным и добрым человеком. Вот как описывают его стиль работы конструкторы наземного оборудования для ракетной техники Всеволод Соловьев и Николай Кожухов:
 
«Импонировал своеобразный характер ведения совещаний Михаилом Кузьмичом: основное сообщение по рассматриваемому вопросу подвергалось всестороннему обсуждению с поддержкой и критикой, причем сам он ограничивался отдельными репликами и никто его мнения еще не знал. Все это проходило в живой творческой атмосфере, без надрыва и диктата. Участники не были подавлены его авторитетом, не боялись высказывать свое мнение. Совещание заканчивалось конкретным мотивированным заключением или решением, которое Янгель формулировал лично».
 
С назначением Михаила Янгеля в Днепропетровске заметно активизировались собственные разработки. Сначала по чисто военной, а затем – и по космической тематике (ставшей в настоящее время основным направлением деятельности КБ «Южное» и ПО «Южмаш»).
В 1955–1958 годах здесь была выполнена значительная часть работ по созданию ракетного комплекса подводных лодок (РКПЛ) Д-2, включавшего в свой состав вторую (после Р-11ФМ) в СССР и третью в мире баллистическую ракету подводных лодок (БРПЛ) Р-13 (SS-N-4 Sark/«Нижняя рубашка»). Комплекс оказался удачным и состоял на вооружении ВМФ СССР в 1961–1973 годах.
 
Также вплоть до 1961 года в ОКБ-586 велись работы над более мощными БРПЛ, уже подводного старта – Р-15 и Р-21/ОКБ-586 (у последней ракеты существовал еще и вариант, предложенный уральским Специальным конструкторским бюро № 385 Виктора Макеева, который и был в конечном итоге принят на вооружение подводных ракетоносцев в составе РКПЛ Д-4). И хотя «первый этюд» днепропетровцев в области БРПЛ оказался не совсем удачным, впоследствии опыт, накопленный при проектировании Р-13, Р-15 и Р-21/ОКБ-586, сыграл большую роль в успешном создании КБ «Южное» первой ступени самой мощной в мире БРПЛ Р-39 (SS-N-20 Sturgeon/«Осетр»). 20 единицами этих 90-тонных БРПЛ оснащались (в составе РКПЛ Д-19) крупнейшие в истории мирового подводного судостроения тяжелые атомные подводные крейсера стратегического назначения проекта 941 «Акула» (Typhoon).
 
Но подлинно этапной для ОКБ и завода стала все-таки баллистическая ракета средней дальности (БРСД) Р-12. Это была первая баллистическая ракета, не только построенная на «Южмаше», но и спроектированная силами исключительно КБ «Южное». Одновременно она стала и первой стратегической ракетой (к тому времени баллистические и крылатые ракеты стратегического назначения в Советском Союзе стали делить на две категории – средней дальности и межконтинентальные). Двигатели Р-12 работали на высококипящих компонентах топлива (азотная кислота и керосин), что обеспечивало не только очень быстрое по тем временам (30-минутное) производство пуска после получения команды боевым расчетам, но и длительное (до месяца) нахождение на боевом дежурстве, а также быстрый (опять-таки – для своего времени) перевод БРСД в боеготовое состояние (за один час).
 
Кроме того, Р-12 (первый испытательный пуск которой состоялся 22 июня 1957 года, а принятие на вооружение – 4 марта 1959 года) стала первой советской ракетой, оснащенной уже даже не ядерным, а термоядерным (тогда говорили – «атомно-водородным») боезарядом.
 
В целом «изделие 8К63» (именно под таким обозначением ракета проходила на изготовлявших ее предприятиях оборонной промышленности) и его модификации, без преувеличения, ждала уникальная судьба, выпадающая на долю далеко не каждого образца военной техники – особенно в эпоху революционного скачка в характеристиках какого-либо вида оружия. Р-12 и ее модификация Р-12У находились на вооружении более 30 лет – с марта 1959-го по июнь 1989 года.
 
Всего за это время в Днепропетровске, на пермском заводе № 172 (сейчас это ОАО «Мотовилихинские заводы»), оренбургском заводе № 47 (теперь ПО «Стрела») и омском авиационном заводе № 166 (ныне ПО «Полет») было выпущено более 2300 единиц БРСД семейства Р-12. Они несли не только повседневную службу, но и побывали в горячей точке (во время Карибского кризиса 36 единиц таких ракет было доставлено на Кубу). А в Китайской Народной Республике эта система состоит на вооружении до сих пор (под «местной маркой» DF-3).
 
Однако самое главное – Р-12 стала не просто блестящим дебютом Михаила Янгеля в роли главного конструктора, но и заложила традицию «двойного использования» ракет КБ «Южное». По достоинству эту традицию можно оценить только сейчас, когда именно космическое направление стало подлинным спасением и для КБ, и для ПО «Южмаш».
 
На базе модификации Р-12 – Р-12У (адаптированной для запуска из ШПУ – шахтной пусковой установки) была создана двухступенчатая легкая РН (в СССР их официально называли «ракеты космического назначения») 63С1 «Космос», ставшая первой в мире конверсионной РН шахтного старта (из специально модифицированной ШПУ «Маяк-2»). Тем самым еще в 1961 году была предвосхищена нынешняя российско-украинская программа «Днепр». 16 марта 1962 года РН 63С1 впервые успешно вывела на орбиту спутника Земли космический аппарат ДС-2 № 1. Так начал функционировать первый разработанный в КБ «Южное» спутник, получивший официальное имя «Космос-1» и ставший первенцем обширнейшей одноименной программы космических исследований.
 
Кроме того, Р-12 стала основой для другой РН легкого класса (на сей раз с обычным, наземным стартом) – 63С1М, принятой на вооружение под индексом 11К63 и гражданским обозначением «Космос-2». Пуски этой модели (в том числе и по международной программе «Интеркосмос») проводились с космодромов «Капустин Яр» и «Плесецк» до 1977 года включительно. Всего было запущено 37 РН «Космос» и 128 РН «Космос-2».
 
ЭКСПЕДИЦИЯ НА ЛУНУ НЕ СОСТОЯЛАСЬ
 
И в дальнейшем Михаил Кузьмич Янгель старался неуклонно придерживаться такой линии, чтобы создаваемые ОКБ-586 ракеты были «носителями двойного назначения» (как боевыми, так и космическими). Именно так появились знаменитые «ракетные дуэты»: БРСД Р-14 (SS-5 Skean/«Кинжал» )/РН семейства 11К65 (65С3)/11К65М «Космос-3»/«Космос-3М»; МБР Р-36 (SS-9 Scarp/«Эскарп» и SS-18 Satan/«Сатана») и РН серии «Циклон» (11К67 «Циклон-2А», 11К69 «Циклон-2» и 11К68 «Циклон-3»).
 
Наконец, как «изделие двойного назначения» замышлялся и проект сверхтяжелой (стартовой массой 1200 т) одновременно боевой орбитальной и научной ракеты Р-56. И как знать, если бы предпочтение было отдано ей, а не заведомо обреченному на неуспех проекту РН Н-1 ОКБ Сергея Королева (достаточно сказать, что на первой ступени Н-1 было установлено 30 двигателей, а на второй – «всего» 8; для сравнения: на первой ступени Р-56 должны были устанавливаться всего 4 двигателя, зато тягой по 640 тонн каждый), то советская пилотируемая экспедиция на Луну наверняка состоялась бы. Причем, возможно, даже раньше, чем американская.
 
Принцип «двойного назначения» был использован и преемниками Михаила Кузьмича на посту руководителя КБ «Южное». И хотя в связи с распадом Советского Союза и изменением обстановки в мире большую часть как военных, так и гражданских проектов КБ «Южное» и ПО «Южмаш» пришлось ограничить в масштабах или даже полностью свернуть, в КБ и на украинских предприятиях отрасли верят в перспективу (пусть и более скромную, чем во времена СССР). В том числе и потому, что традиция «гибкого применения», дальновидно заложенная Михаилом Кузьмичом Янгелем в ракеты КБ «Южное» и «Южмаша», по-прежнему жива в их изделиях.

 




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer