Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Плесецк обретает новый облик


2 декабря 2011 года Олег Фаличев, ВПК


О том, что в нашей стране помимо Байконура в Казахстане есть еще один космодром – Плесецк, широкая общественность узнала сравнительно недавно, незадолго до распада СССР. Между тем в будущем году космическая гавань в Архангельской области отметит свое 55-летие.

День вчерашний и сегодняшний
 
Впрочем, завеса секретности, долгое время скрывавшая само существование Плесецка, объясняется просто: изначально он создавался как объединение РВСН. В период Карибского кризиса, кстати, здесь на пусковых установках находились полностью боеготовые Р-7 – первые советские межконтинентальные баллистические ракеты, знаменитые «семерки».
 
Через Плесецк прошли и получили тут путевку в жизнь практически все изделия конструкторских коллективов и предприятий отечественной ракетно-космической отрасли, в том числе 11 ракетных комплексов (РК). Отсюда более 1600 раз стартовали ракеты-носители и 500 раз – МБР, было выведено на околоземные орбиты свыше 2000 космических аппаратов. В 70–80-е годы с территории Архангельской области производилось до 40 процентов запусков РН, осуществляемых в мире.
 
К великому сожалению, зафиксированы в летописи Плесецка и трагические эпизоды, о чем напоминает воздвигнутый на космодроме обелиск. Так, в 1973 году на одной из пусковых установок произошла авария, в результате которой погибли девять человек. А в 1980-м ЧП при заправке ракеты «Восток» унесло 48 жизней.
 
Что же представляет собой Плесецк сегодня? Это центры испытаний и применения космических средств, технические комплексы подготовки ракет различного назначения и космических аппаратов, стартовые комплексы, различные службы обеспечения, разместившиеся на площади 176 тысяч гектаров. С 26 августа 2011 года в его структуру включены отдельная научно-испытательная станция «Боевое поле Кура» на Камчатке и испытательное управление на Байконуре.
 
По словам заместителя начальника космодрома по МТО полковника Николая Нестечука, ныне основная задача, решаемая в Плесецке, – создание ракетного комплекса «Ангара». С этого РК будут отправляться в полет одноименные ракеты-носители. Кроме того, продолжается прием в эксплуатацию РК «Рокот» и готова документация по РК «Союз-2», началась подготовка к запускам ракет-носителей легкого класса «Союз-1В» (спроектирована в ЦСКБ «Прогресс» в Самаре), запланированы испытания новых МБР.
 
Впечатляет!
 
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие российских космодромов на 2006–2015 годы» в Плесецке развернулась интенсивная работа. Ведь упоминавшийся ранее ракетный комплекс «Ангара» должен стать составной частью нашей национальной системы средств доставки в околоземное пространство космических аппаратов военного, социально-экономического и научного назначения массой от 2 до 24,5 тонны на низкие, средние, высокие круговые и эллиптические орбиты (в том числе солнечно-синхронные и геостационарные). Причем данная система целиком базируется на использовании исключительно российского научно-промышленного потенциала. К началу 2011 года готовность объектов наземной инфраструктуры РК достигла почти 85 процентов, а недавно приблизилась к 90 процентам.
 
Что касается РН «Ангара», то это унифицированный ряд ракет четырех классов, которые будут способны выводить в космос практически весь спектр перспективных полезных нагрузок:
 
легкий класс – «Ангара-1.1», «Ангара-1.2»;
средний класс – «Ангара-А3»;
тяжелый класс – «Ангара-А5»;
сверхтяжелый класс – «Ангара-А5» с кислородно-водородным разгонным блоком.
Ракеты не станут заправлять агрессивным и токсичным топливом на основе гептила, что позволит существенно повысить показатели экологической безопасности как в прилегающем к Плесецку регионе, так и в районах падения отделяющихся частей РН.
 
РК «Ангара» состоит из стартового и технического комплексов. С первого будут отправлять ракеты в полет, на втором – проводить к нему подготовку. Государственные заказчики комплекса – Министерство обороны и Федеральное космическое агентство, головное предприятие-разработчик – Государственный космический научно-производственный центр имени М. В. Хруничева, генеральный подрядчик – Спецстрой России.
 
Универсальный стартовый комплекс РК не может не впечатлять исполинскими размерами и уникальными техническими решениями. Он выполнен в заглубленном варианте и имеет шесть этажей. Приехавшие в Плесецк журналисты заглянули в один тоннель для отвода пламени, на 50 метров уходящий под землю, и кое у кого закружилась голова.
 
Основные агрегаты стартового сооружения – пусковой стол (ПС) и кабель-заправочная башня (КЗБ). Тут же смонтировано оборудование систем газоснабжения, заправки компонентами ракетных топлив, охлаждения газохода, электроснабжения, обеспечения температурного режима и автоматизированных систем управления оборудованием.
 
Перед непосредственной подготовкой ракеты-носителя к запуску (начиная с заправки) весь обслуживающий персонал эвакуируется в безопасные зоны.
 
Пусковой стол предназначен для установки на него ракет всех классов, отвода газов от работающей двигательной установки, а также размещения и защиты элементов технологического оборудования. Он изготовлен на предприятии «Звездочка» (Северодвинск), его секции привезли в Плесецк по железной дороге. Сборка ПС проведена непосредственно на стартовом комплексе. Стол обеспечит стыковку с транспортно-установочными агрегатами РКН всех классов, их центрирование, установку, вертикализацию, подвод автоматических стыковочных устройств заправки компонентами топлива, термостатирования и пожаропредупреждения, а также отвод газов от двигательных установок при запуске. Управляет всем этим сложным «хозяйством» один оператор с командного пункта при помощи АСУ.
 
В соответствии с утвержденным Минобороны России и Федеральным космическим агентством генеральным планом-графиком летные испытания РН легкого класса «Ангара-1» намечено начать не позднее 2013 года.
 
В феврале 2011-го боевым расчетом Космических войск впервые с Плесецка проведен запуск космического аппарата нового поколения «Глонасс-К» (прежде все КА Глобальной навигационной спутниковой системы отправлялись в околоземное пространство с Байконура). Опять-таки впервые для этого использовалась ракета-носитель среднего класса «Союз-2.1б». А 3 октября РН «Союз-2.1б», взлетевшая с архангельского космодрома, успешно доставила на орбиту еще один космический аппарат системы ГЛОНАСС.
 
В перспективных планах основу отечественной системы средств выведения КА составят ракеты «Ангара», которые совместно с ракетами среднего и легкого класса «Союз-2» намечено использовать для отправки в космос аппаратов в интересах Министерства обороны. Кстати, на них будут использоваться исключительно отечественные комплектующие и новейшие цифровые системы управления.
 
Гарантия безопасности
 
Казалось бы, какой смысл развивать северную космическую гавань Плесецк, создавать тяжелые ракеты-носители, если можно близ экватора запускать более легкие ракеты, которые будут выводить на орбиту тот же самый вес. Или ориентироваться на Байконур. По мнению Николая Нестечука, такие варианты, конечно, нельзя отбрасывать, но дело в другом.
 
– Тогда просто не удастся надежно гарантировать безопасность страны, – считает он. – Мало ли что может случиться. Вдруг нам возьмут да и скажут: запрещаем запускать ваши ракеты с нашего космодрома...
 
К тому же нужны очень большие поля отчуждения, так называемые поля падения, которые отыскать в иных местах очень сложно. А ведь первая, вторая ступени, различные хвостовые отсеки, головной обтекатель ракеты – это все после запуска рухнет на Землю.
 
Вдобавок с космодрома Плесецк можно достичь приполярных орбит, чего нельзя добиться, если ракета стартует, например, с экватора. Но основная задача – обеспечить России независимый доступ в космос.
 
Отмечу, что комплекс «Ангара» – это еще и аэродром, дороги, инженерные, электрические сети... Работы на этих «фронтах» близки к завершению. Строители обещают до 31 декабря закончить монтаж одного из основных и сложных сооружений стартового комплекса – кабель-заправочной башни.
 
И последнее. Государственный испытательный космодром Плесецк наряду с Главным центром предупреждения о ракетном нападении, Главным центром контроля космического пространства, Главным испытательным центром испытаний и управления космическими средствами имени Г. С. Титова и соединениями противоракетной обороны входит в состав Космических войск. А они призваны послужить основой системы воздушно-космической обороны, которая в соответствии с решением президента Российской Федерации должна быть создана под единым управлением стратегического командования до 1 декабря 2011 года.



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer