Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Невидимка-разведчик быстрого глобального удара


20 декабря 2011 года Владимир Куделев, ВПК


4 декабря достаточно необычную новость распространил иранский телеканал «Аль-Алям», вещающий на арабском языке. Со ссылкой на неназванный источник в Генштабе вооруженных сил Ирана он сообщил об уничтожении в тот день американского разведывательного беспилотника RQ-170 Sentinel («Часовой»). Отмечалось, что это произошло в небе над восточной частью страны, граничащей с Афганистаном и Пакистаном.

Много шума. Из-за чего?

В свою очередь информационное агентство «Фарс», известное близкими связями с Корпусом стражей исламской революции (КСИР) – своего рода гвардией нынешнего иранского режима, привело слова другого военного источника: «Подразделения радиоэлектронной борьбы и ПВО сумели сбить американский БПЛА типа RQ-170, который вторгся в воздушное пространство на востоке страны на небольшую глубину».

А вот военный источник (опять-таки безымянный) иранского официального информагентства ИРНА не только констатировал, что «самый высокотехнологичный американский БПЛА RQ-170 был сбит вооруженными силами Ирана». Он еще и предупредил: «Всесокрушающий ответ последует на любое нарушение воздушного пространства страны американскими беспилотниками».

Разумеется, пришедшая из Исламской Республики весть привлекла пристальное внимание всех мировых СМИ. Ибо речь шла о суперсовременном и сверхсекретном высотном дроне производства компании «Локхид-Мартин».

Телеканал «Аль-Алям» (как и прочие иранские СМИ) не назвал точного места, над которым был сбит беспилотник, но отметил, что БПЛА достался иранцам не сильно поврежденный. То есть подразумевалось: они получили возможность разобрать и тщательно изучить дрон.

Факт потери «Часового» косвенно признало в тот же день командование Международных сил по содействию безопасности в Афганистане (ИСАФ). Оно заявило, что речь может идти о летательном аппарате, связь с которым операторы потеряли в момент, когда он находился в воздушном пространстве над Западным Афганистаном. А вот представитель Пентагона, пожелавший остаться неизвестным, сказал журналистам, что у американских военных нет абсолютно никаких данных относительно того, что сбит RQ-170 Sentinel, и отказался называть тип утерянного БПЛА.

Правда, Джордж Литтл – еще один сотрудник Минобороны США – оказался чуть откровеннее коллеги. Он подчеркнул, что «речь идет о чувствительной разведывательной миссии, о которой мы не говорим». Впрочем, согласно выдвинутой американской телекомпанией Эн-би-си версии потерянный беспилотник мог находиться в ведении ЦРУ США. Однако в Лэнгли не пожелали ее комментировать.

Почему «Часовой» оказался в руках иранцев не сильно поврежденным, выяснилось немного позднее, когда «Фарс» с гордостью отрапортовал: иранские средства радиоэлектронной борьбы «смогли лишить американских операторов, управлявших беспилотником, связи с ним, и посадить аппарат с наименьшим ущербом для него».

Кстати, американский телеканал Си-эн-эн утверждал, что «по всей видимости, в данном случае полет в воздушное пространство Ирана не планировался, так как «Часовые» могут собирать информацию об ИРИ, оставаясь в воздушном пространстве Афганистана». «Осведомленные источники» рассказали Си-эн-эн не только это. Оказывается, обсуждалась возможность найти исчезнувший беспилотник, после чего либо вывезти аппарат с иранской территории, либо полностью уничтожить в результате бомбардировки. В итоге американцы отказались от этих планов в связи с высоким риском подобных операций, хотя место приземления дрона обнаружил разведывательный спутник.

И действительно, уже 6 декабря Вашингтон заявил, что не намерен прибегать к удару по Ирану из-за инцидента со своим беспилотником. По словам пресс-секретаря Белого дома Джея Карни, «безотносительно к этому конкретному БПЛА наша позиция по Ирану хорошо известна: с нашей стороны возможны все варианты действий, но сейчас мы активно используем стратегию, нацеленную на дальнейшую изоляцию Ирана и оказание на него давления с помощью санкций и других мер, в том числе дипломатических». «Мы продолжим осуществлять такую стратегию, – добавил пресс-секретарь. – Что касается этого последнего инцидента, то мы совершенно точно не станем избирать военный ответ на него».

А днем ранее, 5 декабря Генштаб ВС ИРИ пригрозил сбивать летательные аппараты агрессоров не только в небе Исламской Республики: «Поскольку в инциденте 4 декабря имело место очевидное нарушение иранского воздушного пространства, отныне радиоэлектронное и оперативное противодействие иранской армии в отношении летательных аппаратов агрессоров не будет ограничиваться границами страны». Очевидно, имеются в виду американские беспилотники, совершающие полеты над Афганистаном, Пакистаном, а также над районом Персидского залива.

Для США потеря БПЛА не столько военная, сколько политическая неудача. В настоящее время Вашингтон ведет переговоры с Кабулом относительно заключения соглашения о стратегическом партнерстве. Документ должен зафиксировать условия американского военного присутствия в Афганистане после вывода в конце 2014 года контингента ИСАФ. При этом Кабул настаивает на включении в это соглашение обязательства США не использовать афганскую территорию для проведения операций против соседей ИРА, в частности Ирана и Пакистана.

Ценная добыча

За последнее время Тегеран уже несколько раз сообщал об уничтожении американских БПЛА. Они используются для воздушного шпионажа над территорией Исламской Республики, контроля за ее ядерными и военными объектами. Этим же, помимо беспилотников США, давно занимаются дроны Израиля и Великобритании. Впервые Тегеран официально объявил об этом еще в феврале 2005 года.

Причем в июне командующий ВВС КСИР генерал Амир Али Хаджизаде неожиданно рассказал, что иранцы дали возможность российским военным экспертам изучить два БПЛА, потерянных американцами над Персидским заливом. При этом военачальник не уточнил, о каких аппаратах шла речь. В свою очередь российский компетентный источник подтвердил обозревателю «ВПК» эту информацию, заметив, что генералу не следовало ее обнародовать.

По словам Хаджизаде, иранцам удалось скопировать американские дроны и создать аналогичные БПЛА. Военачальник не раскрыл назначение этих аппаратов. Понятно, что речь может идти и об ударных беспилотниках. Он лишь сказал, что российские эксперты захотели взглянуть тогда как на сбитые американские БПЛА, так и на произведенные инженерами КСИР их копии.

Кстати, вряд ли стоит сомневаться в компетентности иранских инженеров и их способности разобрать по винтикам, а затем воспроизвести американский дрон. Некоторое время назад президент – генеральный конструктор российской ракетно-космической корпорации «Энергия» им. С. П. Королева Виталий Лопота, известный в научном мире также своими работами в области робототехники, в связи с запуском ракеты-носителя «Сафир» со спутником «Омид» заметил следующее: «По амбициям и темпам движения я бы высоко оценил «поход Ирана в космос». Тегеран поставил перед собой задачу создать интеллектуальное общество и успешно решает ее». Глава РКК подчеркнул, что в последние годы на чемпионатах мира по футболу среди роботов иранская команда постоянно занимает первое место в одном из самых сложных классов роботов.

Напомним, что беспилотник с высокой степенью автономности по сути представляет собой робототехническое устройство…

Таким образом, иранские специалисты получили важный материал для исследований. Также очевидно, что военные ИРИ имеют технику, способную противостоять летательным аппаратам, разработанным с использованием технологии снижения заметности в различных диапазонах волн. Но один из самых кошмарных сценариев для Пентагона – перспектива появления у Ирана ударных беспилотников, которые могут быть использованы для атак против американских объектов в зоне Персидского залива.

Между тем еще три года назад Тегеран объявил о создании БПЛА неизвестного назначения с дальностью полета до тысячи километров, что позволяет ему достигнуть Израиля. В августе 2010-го президент Ирана Махмуд Ахмадинежад утверждал: у ИРИ есть ударный беспилотник, названный им «послом смерти» для врагов Исламской Республики. Всего несколько дней назад близкий к иранским консерваторам сайт www.mashreghnews.ir разместил сделанные с воздуха снимки американского авианосца «Джордж Буш» в зоне Персидского залива. В сопроводительном комментарии утверждалось, что корабль был сфотографирован беспилотниками КСИР...

Несколько существенных моментов

Упоминание в иранских заявлениях о «Часовом» подразделений радиоэлектронной борьбы заставляет предположить, что Иран либо разработал, либо закупил некие радиолокационные станции, способные или обнаруживать «невидимки», или взламывать каналы связи с ними.

Западные СМИ тут же вспомнили информацию о том, что Россия якобы передала Ирану наземный комплекс исполнительной радиотехнической разведки 1Л222 под непритязательным названием «Автобаза». В Москве никак не отреагировали на эти сообщения. Хотя даже если они правдивы, продажа комплекса РТР никак не противоречит действующему эмбарго на поставки Ирану наступательных вооружений.

«Автобаза» способна на дальности до 150 километров фиксировать работу импульсных самолетных радаров бокового обзора, РЛС управления оружием класса «воздух-земля» и обеспечения полетов на малых высотах. В принципе российский комплекс мог быть использован для проникновения в каналы связи, по которым операторы с внешних удаленных пультов управляют беспилотниками. Как известно, именно каналы связи являются слабым местом дронов. Самый простой способ их нарушения – заглушка помехами, самый сложный – взламывание защиты и вывод БПЛА из подчинения его собственному оператору.

Нельзя не сказать и том, что «Часовой» вместе с другими техническими средствами разведки является уже действующими «глазами» активно реализуемой Пентагоном концепции быстрого глобального удара. Она предусматривает уничтожение любой цели на земной поверхности с помощью обычных средств поражения в течение полутора-двух часов после ее обнаружения средствами разведки. При этом в США разрабатываются самые современные конвенционные боеприпасы, которые по своей боевой эффективности будут сравнимы с миниатюрными ядерными боезарядами, а также средства их доставки.

Это, например, планирующая и маневрирующая гиперзвуковая бомба AHW (Advanced Hypersonic Weapon). На самом деле она представляет собой летательный аппарат с дальностью полета несколько тысяч километров.

Создается по программе быстрого глобального удара и другой гиперзвуковой летательный аппарат – Falcon HTV-2 (FHTV-2). Предполагается, что он сможет поражать цели на дальности до 27 тысяч километров и развивать скорость до 20 М (23 тыс. км/ч).

Работают американцы над созданием гиперзвуковой межконтинентальной баллистической ракеты под обычную боеголовку X-51A Waverider и орбитального беспилотника X-37B…

«Часовые» уже находятся в распоряжении Пентагона и ЦРУ, которые их активно используют по всему миру. В этой связи напрашивается закономерный вопрос: а может, они уже ведут разведку ядерных и других объектов России? Если это так, то «видят» ли их радиолокационные станции только что родившегося нового рода войск – Войск воздушно-космической обороны? Если не так, вопрос немного меняется: видят ли их наши РЛС над сопредельными странами?

На эти вопросы российские военные пока не отвечают, и пусть. Это нормально. Главное – они знают о новых американских средствах вооруженной борьбы, которые для России становятся действительно тем, что модно называть новыми вызовами и угрозами, причем осязаемыми и реальными. Ведь нет никаких сомнений относительно того, что программа быстрого глобального удара, призванная обезоружить любого потенциального противника США, не прибегая при этом к использованию ядерного оружия, может быть направлена против кого угодно.

Более подробные сведения о RQ-170 и иную точку зрения на причины его падения на территории Ирана в статье "Высокотехнологичный подарок из Америки"




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer