Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конституционный суд подтвердил право детей летать за полцены


21 декабря 2011 года Мария Селиванова, РИА Новости


Дети по-прежнему смогут летать за половину стоимости авиабилета, но компенсировать траты авиакомпаний на предоставление такой льготы теперь должно будет государство, постановил 20 декабря Конституционный суд (КС). Эксперты говорят, что эта мера позволит избежать роста цен на авиабилеты для остальных пассажиров.

Требование нескольких авиакомпаний отменить льготы на детские авиабилеты рассмотрел во вторник Конституционный суд. Во вторник судьи КС огласили решение, которое может считать победным и заявитель, и вторая сторона.

КС фактически настоял на сохранении 50% льготы от установленного тарифа на авиаперевозку детей до 12 лет, но при этом указал, что траты авиаперевозчиков на предоставление льготы должны быть компенсированы из госбюджета.

Суть спора

Почти месяц назад КС начал рассматривать жалобу трех авиакомпаний: ЗАО "Авиационная компания "Полет", ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".

Они обратились в КС с требованием отменить скидку на детские билеты. Воздушный кодекс РФ в статье 106 предоставляет авиапассажирам право перевозить по льготному тарифу детей в возрасте от двух до двенадцати лет на отдельных местах. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, утвержденные Минтрансом РФ, уточняют эту норму: они обязывают авиакомпании устанавливать на всех авиарейсах скидку в 50% на перевозку детей.

Авиакомпании посчитали, что статья Воздушного кодекса нарушает конституционный запрет на принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения и противоречит принципу охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Получалось, что законодательство перекладывает обязательства государства по предоставлению льготного тарифа на плечи авиаперевозчиков, заявляла тогда в суде представитель авиакомпаний в КС адвокат Татьяна Каменская.

Отказаться от предоставления льготы перевозчики не могли, но они полагали, что понесенные расходы государство должно им компенсировать. Например, как оно компенсирует предприятиям общественного транспорта перевозку других категорий льготников – пенсионеров, инвалидов.

Льгота или скидка

Чтобы принять решение, судьям пришлось разобраться, детский билет за 50% стоимости – это льгота или скидка?

"Если мы признаем билет за полцены льготой, то, следовательно, авиаперевозчики имеют право обращаться в Минфин и требовать возмещение своих расходов, так как они реализуют обязанность государства, – пояснил после оглашения вердикта судья КС Владимир Ярославцев. – Если речь о льготном тарифе, то это (необходимость компенсаций из госбюджета – РИА Новости) не ложится на бюджет РФ".

И вашим, и нашим

Судьи КС посчитали возможным воздержаться от признания спорных статей Воздушного кодекса антиконституционными. "Судьи КС редко используют формулировку со словом "воздерживаются"", – подчеркнул Владимир Ярославцев. Ее используют лишь тогда, когда нужно сохранить стабильность правоотношений и при этом защитить интересы общества.

Под защитой интересов общества КС, судя по словам зачитывающего решение главы КС Валерия Зорькина, государство понимает, в том числе, и необходимость поддержки семей с детьми. Валерий Зорькин особо подчеркнул, что в российском законодательстве возможность льготного провоза детей была закреплена и в советское время – в Воздушных кодексах 1961 и 1983 годов. "Это отражает общую политику государства", – отметил Зорькин.

Кроме того, авиаперевозка в РФ признана социально значимой функцией, и это обстоятельство дает право законодателю обязать авиакомпании перевозить детей как особую категорию граждан по льготному тарифу.

Фактически признав перевозку детей за полцены льготой, КС предписал федеральному законодателю "предусмотреть механизм компенсации перевозчику понесенных им расходов", говорится в решении КС.

Компенсации будущего

Решение КС успокоит родителей: они по-прежнему смогут купить авиабилет ребенку за полцены.

Заявители также могут быть довольны вердиктом суда. "В отношении будущего периода – это, несомненно, победа, потом что мы добились от КС признания, что механизмы возмещения должны быть предусмотрены", – сказала после оглашения решения представитель заявителей адвокат Татьяна Каменская.

Самое важное, что КС признал, что льготная перевозка – это, действительно, социальная функция государства, направленная на поддержку детей, отметила адвокат. Причем такая функция не должна осуществляться за счет коммерческих организаций, цель которых – извлечение предпринимательской выгоды, добавила она.

Но заявители сожалеют, что суд не постановил пересмотреть их иски, которые ранее были отклонены другими судами, говорит Татьяна Каменская. "С одной стороны, суд признал, что государство не должно возлагать на коммерческие организации свои обязательства, и понесенные расходы должны быть компенсированы, – рассуждает она. – Но поскольку механизма компенсации нет, в отношении прошлых лет дела не могут быть пересмотрены". Позиция КС "достаточно странная", говорит адвокат.

Было бы правильно, если бы КС допустил возможность пересмотра дел, и уже в ходе разбирательства в арбитражном суде мог бы быть установлен размер расходов, которые понесли авиаперевозчики при льготной перевозке детей.

Дорогие дети

Татьяна Каменская говорит, что перевозка детей обходится авиакомпаниям почти в ту же цену, что и перелет взрослого пассажира. "Если посмотреть структуру тарифа, то разница в стоимости перелета ребенка и взрослого 0,01%, то есть уменьшается только топливный сбор", – пояснила Каменская. Поскольку в состав самого тарифа входит еще плата за взлет и посадку, обслуживание в аэропорту и на борту, питание на борту, то зачастую перевозка ребенка не отличается по цене от перевозки взрослого, особенно если ребенку 12 лет.

"Если государство достаточно быстро не придумает механизм компенсации, то авиакомпании просто повысят среднюю стоимость тарифа, особенно на тех направлениях, куда летает много детей, например, в Анапу, Сочи, Геленджик, – сказал РИА Новости гендиректор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. – Средний тариф для взрослых увеличится, и таким образом авиакомпании компенсируют свои потери от предоставленных льгот на перелет детям".

От решения КС выиграют не только авиакомпании, которые теперь будут иметь право на компенсации, но и рядовые пассажиры, сказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "Раньше одни пассажиры фактически оплачивали перелет других – льготников, теперь государство обязано разработать механизм компенсаций авиакомпаниям за счет бюджета", – пояснил он.

Помимо прямых выплат перевозчикам государство могло бы в качестве компенсации предоставлять им льготы, например, налоговые, говорит Роман Гусаров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer