Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конституционный суд подтвердил право детей летать за полцены


21 декабря 2011 года Мария Селиванова, РИА Новости


Дети по-прежнему смогут летать за половину стоимости авиабилета, но компенсировать траты авиакомпаний на предоставление такой льготы теперь должно будет государство, постановил 20 декабря Конституционный суд (КС). Эксперты говорят, что эта мера позволит избежать роста цен на авиабилеты для остальных пассажиров.

Требование нескольких авиакомпаний отменить льготы на детские авиабилеты рассмотрел во вторник Конституционный суд. Во вторник судьи КС огласили решение, которое может считать победным и заявитель, и вторая сторона.

КС фактически настоял на сохранении 50% льготы от установленного тарифа на авиаперевозку детей до 12 лет, но при этом указал, что траты авиаперевозчиков на предоставление льготы должны быть компенсированы из госбюджета.

Суть спора

Почти месяц назад КС начал рассматривать жалобу трех авиакомпаний: ЗАО "Авиационная компания "Полет", ОАО "Авиакомпания "Сибирь" и ОАО "Авиакомпания "ЮТэйр".

Они обратились в КС с требованием отменить скидку на детские билеты. Воздушный кодекс РФ в статье 106 предоставляет авиапассажирам право перевозить по льготному тарифу детей в возрасте от двух до двенадцати лет на отдельных местах. Общие правила воздушных перевозок пассажиров, утвержденные Минтрансом РФ, уточняют эту норму: они обязывают авиакомпании устанавливать на всех авиарейсах скидку в 50% на перевозку детей.

Авиакомпании посчитали, что статья Воздушного кодекса нарушает конституционный запрет на принудительное отчуждение имущества для государственных нужд без какого-либо возмещения и противоречит принципу охраны права частной собственности и свободы предпринимательской деятельности.

Получалось, что законодательство перекладывает обязательства государства по предоставлению льготного тарифа на плечи авиаперевозчиков, заявляла тогда в суде представитель авиакомпаний в КС адвокат Татьяна Каменская.

Отказаться от предоставления льготы перевозчики не могли, но они полагали, что понесенные расходы государство должно им компенсировать. Например, как оно компенсирует предприятиям общественного транспорта перевозку других категорий льготников – пенсионеров, инвалидов.

Льгота или скидка

Чтобы принять решение, судьям пришлось разобраться, детский билет за 50% стоимости – это льгота или скидка?

"Если мы признаем билет за полцены льготой, то, следовательно, авиаперевозчики имеют право обращаться в Минфин и требовать возмещение своих расходов, так как они реализуют обязанность государства, – пояснил после оглашения вердикта судья КС Владимир Ярославцев. – Если речь о льготном тарифе, то это (необходимость компенсаций из госбюджета – РИА Новости) не ложится на бюджет РФ".

И вашим, и нашим

Судьи КС посчитали возможным воздержаться от признания спорных статей Воздушного кодекса антиконституционными. "Судьи КС редко используют формулировку со словом "воздерживаются"", – подчеркнул Владимир Ярославцев. Ее используют лишь тогда, когда нужно сохранить стабильность правоотношений и при этом защитить интересы общества.

Под защитой интересов общества КС, судя по словам зачитывающего решение главы КС Валерия Зорькина, государство понимает, в том числе, и необходимость поддержки семей с детьми. Валерий Зорькин особо подчеркнул, что в российском законодательстве возможность льготного провоза детей была закреплена и в советское время – в Воздушных кодексах 1961 и 1983 годов. "Это отражает общую политику государства", – отметил Зорькин.

Кроме того, авиаперевозка в РФ признана социально значимой функцией, и это обстоятельство дает право законодателю обязать авиакомпании перевозить детей как особую категорию граждан по льготному тарифу.

Фактически признав перевозку детей за полцены льготой, КС предписал федеральному законодателю "предусмотреть механизм компенсации перевозчику понесенных им расходов", говорится в решении КС.

Компенсации будущего

Решение КС успокоит родителей: они по-прежнему смогут купить авиабилет ребенку за полцены.

Заявители также могут быть довольны вердиктом суда. "В отношении будущего периода – это, несомненно, победа, потом что мы добились от КС признания, что механизмы возмещения должны быть предусмотрены", – сказала после оглашения решения представитель заявителей адвокат Татьяна Каменская.

Самое важное, что КС признал, что льготная перевозка – это, действительно, социальная функция государства, направленная на поддержку детей, отметила адвокат. Причем такая функция не должна осуществляться за счет коммерческих организаций, цель которых – извлечение предпринимательской выгоды, добавила она.

Но заявители сожалеют, что суд не постановил пересмотреть их иски, которые ранее были отклонены другими судами, говорит Татьяна Каменская. "С одной стороны, суд признал, что государство не должно возлагать на коммерческие организации свои обязательства, и понесенные расходы должны быть компенсированы, – рассуждает она. – Но поскольку механизма компенсации нет, в отношении прошлых лет дела не могут быть пересмотрены". Позиция КС "достаточно странная", говорит адвокат.

Было бы правильно, если бы КС допустил возможность пересмотра дел, и уже в ходе разбирательства в арбитражном суде мог бы быть установлен размер расходов, которые понесли авиаперевозчики при льготной перевозке детей.

Дорогие дети

Татьяна Каменская говорит, что перевозка детей обходится авиакомпаниям почти в ту же цену, что и перелет взрослого пассажира. "Если посмотреть структуру тарифа, то разница в стоимости перелета ребенка и взрослого 0,01%, то есть уменьшается только топливный сбор", – пояснила Каменская. Поскольку в состав самого тарифа входит еще плата за взлет и посадку, обслуживание в аэропорту и на борту, питание на борту, то зачастую перевозка ребенка не отличается по цене от перевозки взрослого, особенно если ребенку 12 лет.

"Если государство достаточно быстро не придумает механизм компенсации, то авиакомпании просто повысят среднюю стоимость тарифа, особенно на тех направлениях, куда летает много детей, например, в Анапу, Сочи, Геленджик, – сказал РИА Новости гендиректор агентства Aviacassa.ru Максим Побережник. – Средний тариф для взрослых увеличится, и таким образом авиакомпании компенсируют свои потери от предоставленных льгот на перелет детям".

От решения КС выиграют не только авиакомпании, которые теперь будут иметь право на компенсации, но и рядовые пассажиры, сказал РИА Новости главный редактор портала Avia.ru Роман Гусаров. "Раньше одни пассажиры фактически оплачивали перелет других – льготников, теперь государство обязано разработать механизм компенсаций авиакомпаниям за счет бюджета", – пояснил он.

Помимо прямых выплат перевозчикам государство могло бы в качестве компенсации предоставлять им льготы, например, налоговые, говорит Роман Гусаров.

Мнение автора может не совпадать с позицией редакции




комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer