Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конституционный суд взял детей под крыло


21 декабря 2011 года Анна Пушкарская, КоммерсантЪ


Вчера Конституционный суд (КС) предписал законодателям разработать правовой механизм возмещения расходов, которые несут авиаперевозчики при перевозке детей в возрасте от 2 до 12 лет с 50-процентной скидкой. Льготный тариф для детей установлен Воздушным кодексом (ВК) РФ, однако добиться в КС признания этой нормы неконституционной и компенсации из госбюджета уже понесенных из-за этого убытков обратившимся в КС авиакомпаниям "Сибирь", "Полет" и "ЮТэйр" все же не удалось.

Авиаперевозчики обратились в КС после того, как им не удалось взыскать через арбитражные суды убытки, связанные с предусмотренной Воздушным кодексом обязанностью перевозить детей в возрасте от 2 до 12 лет по льготным тарифам. Правилами Минтранса он установлен на уровне 50-процентной скидки от стоимости билета. Согласно жалобам заявителей, в 2006 году компания "Сибирь" потеряла на этом 461,6 млн руб., "ЮТэйр" — 264,7 млн руб., а компания "Полет" за 2007 и 2008 годы — 18,2 млн руб. Общая сумма убытков авиакомпаний из-за этого обременения в ходе процесса не называлась. 

Перевозчики считают, что государство необоснованно перекладывает на предпринимателей свои социальные обязательства. Истцы указывали, что установить льготы их обязал Минтранс, но в таких случаях, согласно Гражданскому кодексу РФ, понесенные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Однако представители законодательной и исполнительной ветви власти настаивали, что речь идет не о льготе, а о праве пассажира на платную услугу, стоимость которой устанавливается самим перевозчиком (аналогично тарифам на провоз багажа) и не является социальным обязательством государства. На слушаниях в КС чиновники подчеркивали, что дети не относятся впрямую к категории льготников (в отличие от ветеранов и инвалидов), стоимость перелетов которых государство возмещает перевозчикам из бюджета, так что говорить о социальной поддержке семьи в данном случае невозможно. 

Кроме того, по мнению чиновников, реальные убытки компаний нельзя приравнивать к сумме скидок, поскольку тарифы устанавливаются перевозчиками в зависимости от предполагаемой коммерческой загрузки, при расчете которой средний вес ребенка принят в размере 30 кг, а взрослого — 80 кг. То есть, как и при провозе багажа, затраты горючего на эти категории пассажиров различны (доля расходов на горючее в расходах перевозчиков составляет 40%). При перевозках наземным транспортом, где муниципальные власти все же частично компенсируют скидки на детей, их вес не играет столь серьезной роли. 

Однако КС в итоге не согласился с этими доводами, признав, что Конституция должна обеспечивать баланс между интересами населения и частного бизнеса, а правовой механизм возмещения затрат на перелеты детей федеральным законодательством четко не установлен. Однако удовлетворять жалобу авиакомпаний КС в итоге не стал, приняв редкое в своей практике решение "воздержаться" от признания неконституционной нормы федерального законодательства, несмотря на выявленные в ней нарушения Конституции. Такие компромиссные постановления КС выносил в своей двадцатилетней практике всего несколько раз (в частности, в громком деле о реституции, когда КС воздержался от признания неконституционным закона о перемещенных культурных ценностях, принятого Госдумой с нарушением регламента), объясняя свою позицию нежеланием "взрывать ситуацию". 

При этом КС предписал законодателю "внести в действующее правовое регулирование в сфере перевозок пассажиров воздушным транспортом необходимые изменения, направленные на соблюдение конституционного баланса публичных и частных интересов". 

Как пояснил "Ъ" судья-докладчик по делу Владимир Ярославцев, КС не предлагает возложить на бюджет дополнительные обременения, а лишь "обращает внимание законодателя" на необходимость урегулировать проблему. В частности, по словам судьи, в других странах действует более гибкий льготный тариф — от 30% до 60%. Представитель перевозчиков адвокат Татьяна Каменская назвала решение КС "победой в отношении будущего".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer