Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Конституционный суд взял детей под крыло


21 декабря 2011 года Анна Пушкарская, КоммерсантЪ


Вчера Конституционный суд (КС) предписал законодателям разработать правовой механизм возмещения расходов, которые несут авиаперевозчики при перевозке детей в возрасте от 2 до 12 лет с 50-процентной скидкой. Льготный тариф для детей установлен Воздушным кодексом (ВК) РФ, однако добиться в КС признания этой нормы неконституционной и компенсации из госбюджета уже понесенных из-за этого убытков обратившимся в КС авиакомпаниям "Сибирь", "Полет" и "ЮТэйр" все же не удалось.

Авиаперевозчики обратились в КС после того, как им не удалось взыскать через арбитражные суды убытки, связанные с предусмотренной Воздушным кодексом обязанностью перевозить детей в возрасте от 2 до 12 лет по льготным тарифам. Правилами Минтранса он установлен на уровне 50-процентной скидки от стоимости билета. Согласно жалобам заявителей, в 2006 году компания "Сибирь" потеряла на этом 461,6 млн руб., "ЮТэйр" — 264,7 млн руб., а компания "Полет" за 2007 и 2008 годы — 18,2 млн руб. Общая сумма убытков авиакомпаний из-за этого обременения в ходе процесса не называлась. 

Перевозчики считают, что государство необоснованно перекладывает на предпринимателей свои социальные обязательства. Истцы указывали, что установить льготы их обязал Минтранс, но в таких случаях, согласно Гражданскому кодексу РФ, понесенные расходы возмещаются за счет средств федерального бюджета. Однако представители законодательной и исполнительной ветви власти настаивали, что речь идет не о льготе, а о праве пассажира на платную услугу, стоимость которой устанавливается самим перевозчиком (аналогично тарифам на провоз багажа) и не является социальным обязательством государства. На слушаниях в КС чиновники подчеркивали, что дети не относятся впрямую к категории льготников (в отличие от ветеранов и инвалидов), стоимость перелетов которых государство возмещает перевозчикам из бюджета, так что говорить о социальной поддержке семьи в данном случае невозможно. 

Кроме того, по мнению чиновников, реальные убытки компаний нельзя приравнивать к сумме скидок, поскольку тарифы устанавливаются перевозчиками в зависимости от предполагаемой коммерческой загрузки, при расчете которой средний вес ребенка принят в размере 30 кг, а взрослого — 80 кг. То есть, как и при провозе багажа, затраты горючего на эти категории пассажиров различны (доля расходов на горючее в расходах перевозчиков составляет 40%). При перевозках наземным транспортом, где муниципальные власти все же частично компенсируют скидки на детей, их вес не играет столь серьезной роли. 

Однако КС в итоге не согласился с этими доводами, признав, что Конституция должна обеспечивать баланс между интересами населения и частного бизнеса, а правовой механизм возмещения затрат на перелеты детей федеральным законодательством четко не установлен. Однако удовлетворять жалобу авиакомпаний КС в итоге не стал, приняв редкое в своей практике решение "воздержаться" от признания неконституционной нормы федерального законодательства, несмотря на выявленные в ней нарушения Конституции. Такие компромиссные постановления КС выносил в своей двадцатилетней практике всего несколько раз (в частности, в громком деле о реституции, когда КС воздержался от признания неконституционным закона о перемещенных культурных ценностях, принятого Госдумой с нарушением регламента), объясняя свою позицию нежеланием "взрывать ситуацию". 

При этом КС предписал законодателю "внести в действующее правовое регулирование в сфере перевозок пассажиров воздушным транспортом необходимые изменения, направленные на соблюдение конституционного баланса публичных и частных интересов". 

Как пояснил "Ъ" судья-докладчик по делу Владимир Ярославцев, КС не предлагает возложить на бюджет дополнительные обременения, а лишь "обращает внимание законодателя" на необходимость урегулировать проблему. В частности, по словам судьи, в других странах действует более гибкий льготный тариф — от 30% до 60%. Представитель перевозчиков адвокат Татьяна Каменская назвала решение КС "победой в отношении будущего".



комментарии (0):













Материалы рубрики

Ксения Ерохина
Деловой Петербург
Платят пассажиры: как новый сбор Минтранса повлияет на стоимость авиабилетов
Ярослав Солонин
Lenta.ru
«Я – последняя собака в космосе» 65 лет назад СССР запустил в космос Белку и Стрелку. Как это спасло жизнь Гагарину?
Валентина Аверьянова
Известия
Без барьеров: как авиация делает перелеты доступными для людей с РАС
Ольга Федорова
Московский Комсомолец
Над Аляской «закрыли небо»: что скрывается за мерами авиабезопасности саммита
Любовь Капустина
Российская газета
Это дорого, но эффективно: эксперты рассказали, как "мокрый" лизинг мог бы помочь авиаперевозчикам России
Сергей Прудников
Известия
Полет смысла: как будут развиваться российские гражданские дроны
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
В Смольном раскрыли детали испытаний беспилотников в Петербурге
Николай Сергеев
Москвич
Критический фактор: почему авиаколлапс лета 2025 погубил российский средний класс



Елена Рузлева
Forbes
Разбор полетов: чем для акций «Аэрофлота» обернется атака хакеров и задержки рейсов
Антон Белый
Известия
Молодой по весу: в РФ разработали сверхлегкую ракету-носитель для запуска спутников
Герман Костринский, Екатерина Шокурова, Анна Балашова
РБК
Атака хакеров на «Аэрофлот»: сколько это может стоить компании
Елена Балаян, Валерия Мишина, Яна Штурма, Валерий Кодачигов
Известия
Игра на вылет: на что рассчитывать пассажирам отмененных рейсов «Аэрофлота»
Егор Малков
Деловой Петербург
Сломать систему: как сбой "Аэрофлота" отзовётся на вылетах из Петербурга
Петр Канаев
РБК
Андрей Иванов заявил о работе по предотвращению банкротства «Домодедово»
Мария Недюк, Юлия Леонова
Известия
В дроновом режиме: на интеллектуальные беспилотники выделили 262,5 млн рублей
Екатерина Тропова
АТОР
Российские аэропорты закрывали более 260 раз с начала мая
Наталья Башлыкова, Яна Штурма, Виктор Синеок
Известия
Команда на слёт: интерес туристов к Геленджику подскочил вдвое перед открытием аэропорта
Полина Собакина
Известия
Аэропорт Геленджика открылся: как это повлияет на рост турпотока
Максим Манаев, Тимофей Волков, Федор Горбунов
Известия
Бремя ремонта: крейсер «Адмирал Кузнецов» могут сдать на металлолом
София Прохорчук, Владимир Гаврилов
Известия
Воздушные рамки: какие компенсации положены за отмену 485 рейсов
Екатерина Шокурова
РБК
ГЛОНАСС разработает стандарты кибербезопасности для дронов

РБК
Глава «России»: «Каждый 2-й рейс на SSJ100 — между Москвой и Петербургом»
Герман Костринский
РБК
«Россия» начала сравнивать российский и французский двигатели для SSJ-100
Алёна Алёша
Деловой Петербург
Регистрация улыбкой: Петербург узаконит биометрию в аэропортах
София Прохорчук, Ирина Ионина, Самира Сабирова
Известия
Задача на вылет: авиакомпании готовят вывозные рейсы с Ближнего Востока
Анастасия Николаева
Интерфакс
Новый космический проект: какие приоритетные направления выбрала Россия?
Ольга Ларина
Деловой Петербург
Зона турбулентности. Забастовки в Финляндии обрушили авиаперевозки
Иван Сало
РБК
Что такое Crew Dragon: история, миссия, полеты, список кораблей
Любовь Можаева
MASHNEWS
И внутри будет отечественное. Минпромторг решил потратить 4 млрд на начинку самолетов
Сергей Андрейкин
Деловой Петербург
Пулково опередил зарубежные аэропорты по внедрению биометрии
Любовь Можаева
MASHNEWS
С овальным фюзеляжем. На самолеты нового поколения Минпромторг потратит еще 13 млрд
Мария Недюк
Известия
Что указано пером: птицы помогут создать автономные системы навигации для дронов
Кирилл Фенин
Известия
Полетное создание: РФ и Сербия работают над запуском новых авиарейсов
Петр Канаев, Герман Костринский
РБК
Правкомиссия отказала крупнейшему аэропорту Камчатки в повышении тарифов
Евгений Берсенев
Свободная Пресса
Отлетались? Программа производства новых самолетов опять попала под нож
Андрей Коршунов, Юлия Леонова
Известия
Общий взлет: в РФ создали первую универсальную станцию внешнего управления дронами
Анастасия Львова
Эксперт
Дронов становится всё больше
Екатерина Шокурова
РБК
Эксперты разработали концепцию «цифрового неба России»
Мария Фролова
Известия
Лишние пассажиры: в Минтрансе предложили ввести овербукинг на частых рейсах
Ксения Власова
ИрСити
«Это чудо — потомки оценят». Авиаэксперт объяснил, полетит ли МС-21 в 2026 году на самом деле
Наталия Ячменникова
Российская газета
Медсестра, буфетчица и кладовщица: Кем были первые стюардессы в мире и России
Владимир Гаврилов
Известия
Все в сад: основой беспилотной авиации станут агродроны
Тимур Алиев (Махачкала), Гульназира Ишбердина (Уфа), Олег Корякин (Казань), Юлия Потапова (Кемерово), Мария Соловьева (Элиста), Ирина Троценко (Дальний Восток)
Российская газета
Какие новые аэропорты были открыты в городах России за последние годы. А какие были модернизированы
Ева Акимова
РБК
Познакомьтесь с первой в мире женщиной — пилотом вертолета «Ансат». Санитарная авиация в России отмечает 100 лет с момента создания
Роман Крецул, Богдан Степовой
Известия
Будет полк: в ВМФ создают морские части беспилотных систем
Анастасия Львова
Эксперт
Отстающим помогут справиться с управлением
Анна Героева
Известия
Мы будем водить самолеты: как тренируют российских пилотов
Герман Костринский, Дарья Молоткова
РБК
Минпромторг закажет разработку перспективных самолетов
Екатерина Тропова
АТОР
Отмены и задержки рейсов повлияли на планы не менее 60 тысяч пассажиров
Андрей Коршунов
Известия
Стройный скан: в России создают самую точную 3D-модель Луны и Марса

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgC9sMF
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer