Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Китайский флот готовится к войне


22 декабря 2011 года Ярослав Вяткин, Аргументы Недели


Председатель КНР Ху Цзиньтао на недавнем совещании с высшим военным руководством Народно-освободительной армии Китая (НОАК) приказал командованию флота «готовиться к войне». Надо отметить, что использованное председателем выражение можно перевести как «военный конфликт», или «военное столкновение». Это, конечно, отличается от «войны» по масштабам. Но всё равно – заявление резкое и может показаться пугающим. Тем более китайский флот уже дозрел до того, чтобы считаться одним из наиболее мощных флотов мира. С кем же собрались воевать китайские моряки?

До конца 80-х годов прошлого века ВМФ НОАК представлял собой жалкое зрелище. Формально в его составе была одна стратегическая атомная подводная лодка (ПЛАРБ) «Ся» – но она ни разу не была на боевом патрулировании. Были 4 многоцелевые АПЛ – но они устарели уже в момент сдачи ВМФ первой лодки. Имевшиеся 110 дизельных субмарин были удачных, но абсолютно устаревших советских проектов 50-х годов. Крупные надводные корабли были представлены 18 древними эсминцами и довоенными советскими «семёрками».

Верфи и технологии – ключи к флоту

Однако китайцы твёрдо взяли курс на создание серьёзного сбалансированного флота. Начали с верфей. За счёт копеечной рабсилы строительство судов в Китае оказалось очень выгодным. Вот и вливали туда свои инвестиции западные компании, поставляя новейшее оборудование. Современные мощные верфи позволяют Китаю строить любые корабли и суда, вплоть до супертанкеров и авианосцев. Правда, качество китайской плавучей продукции зачастую оказывается «китайским».

В меньшей степени это относится к военным кораблям, но там тоже хватает неудачных проектов и брака. При этом китайцы не стесняются копировать чужие образцы, а когда не получается – покупают лицензию. Пытаются китайцы копировать и наши агрегаты и узлы, поставляемые для их кораблей. Практика «тихого аутсорсинга и сотрудничества» становится весьма популярной в российско-китайских отношениях. Сейчас это называют «совместной разработкой вооружений». Возможно, в подобных проектах – будущее наших отношений.

Большой белый флот

Китайцы красят свои надводные боевые корабли светло-серой, почти белой, краской, именно поэтому к ВМФ НОАК вполне подходит вынесенное в подзаголовок название. Так называли флот США в начале ХХ века, когда он только стал океанским флотом и вошёл в ряды сильнейших. Красили американцы свои броненосцы тогда тоже в белый цвет.

Сейчас у Китая имеется 130 подводных лодок и надводных боевых кораблей и несколько сотен катеров и вспомогательных судов. Надводный флот представлен 26 эсминцами и 47 сторожевыми кораблями. Из них лишь 11 эсминцев и 10–12 сторожевиков можно считать современными. Китайские эсминцы и сторожевики были в основном разработаны в Санкт-Петербурге. Основное вооружение – наши ЗРК С-300ФМ и их китайская лицензионная модификация либо версия ЗРК «Штиль-1» и китайские дозвуковые крылатые ракеты. В целом это современные грозные корабли, но их маловато. Но сейчас строится по
2–4 крупных корабля в год.

Есть у китайцев и удачные крупные суда, спроектированные самостоятельно. Например, большие десантно-вертолётные корабли-доки. Эти 20000-тонные океанские корабли уже использовались против сомалийских пиратов. Однако двигатели у них французские, а пушки – наши.

Авианосец с намёком

Китайцы восстановили купленный за копейки у «оборотистых» украинцев авианосец «Варяг». Сделали это они не только своими усилиями. Привлекали уцелевших украинских специалистов и, вероятно, россиян.

Сейчас он носит имя «Ши Лан» и пока только начал ходовые испытания – до ввода в строй ему очень далеко. Тем более отсутствует значительная часть оборудования. А аэрофинишеры для посадки самолётов вообще непонятно откуда возьмутся – Россия продавать их отказывается. Мы хотим продать их вместе с истребителями Су-33, но китайцы желают оснастить авианосец его копией – J-15 с нашими двигателями.

В любом случае пока «Ши Лан», даже полностью оснащённый, сможет быть не более чем учебным кораблём палубной авиации. Но, конечно, лиха беда начало. Кстати, корабль носит имя адмирала XVII века Ши Лана. Он завоевал Тайвань – так что намёк очень прозрачный.

Подводный меч председателя

Стратегические силы представлены всё той же злосчастной, ни разу не патрулировавшей лодкой «Ся» и двумя новыми субмаринами нового типа «Цзинь». Но с морскими ракетоносцами китайцам не везёт – новые лодки ждут баллистических ракет JL-2. Ракеты с 1999 г. проходят испытания, но их всё никак не доведут. Успешные серии пусков сменяются провальными, и ракета подвергается серьёзной переделке. Сразу чувствуется, что в этой отрасли китайцам никто не помогает.

Тактический атомный подводный флот имеет несколько АПЛ первого китайского типа «Хань» и 3–4 новые многоцелевые лодки типа «Шан». Они считаются гораздо более удачными. Правда, по бесшумности и совершенству оборудования они лишь приближаются к советским многоцелевым АПЛ постройки конца 80-х годов.

Неатомных субмарин у китайцев стало намного меньше, чем 30 лет назад, зато лодки гораздо современнее. Лучшими лодками являются 12 русских «Варшавянок» различных модификаций. Последние из них способны нести универсальный комплекс ракетного оружия «Калибр-ПЛЭ», да и вообще эта серия считается одной из самых тихих и опасных в мире. Примерно на их уровне находятся шесть лодок нового типа «Юань», построенных явно при технической помощи наших специалистов – уж больно много в них от наших недавних проектов. Такое скопировать проблематично.

Костяк подводной мощи КНР составляют 20 субмарин типа «Сунг» и примерно столько же более старого типа «Мин». Одна из «Сунгов» доказала свою боеспособность не так давно, всплыв рядом с американской авианосной группой, – был большой скандал.

На кого нацелен китайский флот

Против кого «затачивается» новый китайский флот? Ссориться с Россией, которая продаёт ресурсы, оружие и технологии и является точкой опоры для китайской политики, – нет необходимости. К тому же, покупая наше сложное вооружение, в Поднебесной понимают, что использовать его против продавца может и не получиться. Примеров срабатывания «предохранительных средств» на экспортированных системах в недавней истории хватает. Да и то, что Россия массированно применит ядерное оружие уже в самом начале такого конфликта – в Пекине понимают.

У китайцев другие цели. Основной является воссоединение с Тайванем. Только вот сам Тайвань в братские объятия не рвётся и тоже активно вооружается. США, разрываясь между отношениями с двумя Китаями, в случае силового аншлюса наверняка вступят в конфликт на стороне Тайваня. К этому китайцы активно готовятся. Несмотря на то что их флот намного слабее, они рассчитывают вблизи своих берегов, используя авиацию и ракетные войска, противостоять американским авианосным ударным соединениям. Готовятся китайцы и преподнести сюрпризы на океанских коммуникациях.

Есть и другие противники. Урегулированными отношениями с соседями китайцы похвастаться не могут. С Вьетнамом китайцы дважды воевали на суше в 1979 и 1984 годах. Неоднократно были схватки и на море из-за островов Парацельс и Спратли. Причём последние принадлежат разным странам – КНР, Вьетнаму, Филиппинам, Малайзии и Тайваню. И все держат там войска. Никому эти клочки суши были бы не нужны, если бы не нефть и прочие ресурсы, найденные на шельфе. Сейчас Китай очень хочет стать их единоличным хозяином.

С Японией у КНР давняя и многовековая «любовь» – тут и говорить нечего. Есть свои вопросы с Индонезией, Малайзией и Филиппинами. Опасается китайцев и Австралия. Сложные отношения с Индией, к тому же китайцы поддерживают их противника – Пакистан. Последний даже готов предоставить им базу в Индийском океане. Что, безу­словно, нужно Поднебесной для обеспечения нефтяного транзита из Персидского залива. Разумеется, для этого китайцы «в поте лица бьются» с сомалийскими пиратами – приглядывая за своими танкерами.

Кроме того, китайцы заинтересованы в транзите ресурсов из Африки – для этого тоже нужен океанский флот. К тому же мир в эпоху кризиса может быть ввергнут в череду серьёзных конфликтов за ресурсы, и флот здесь будет необходим как воздух.




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBUMkh
Автоперевозки: http://perevozki.youdo.com/garbage/car/kamaz/, лучшие цены.
Объявление: http://courier.youdo.com/gifts-delivery/, лучшие цены.
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer