Топ-100
Сделать домашней страницей Добавить в избранное





Главная Обзоры СМИ Статьи


Зонт из Подмосковья


22 декабря 2011 года Василий Сычев, Lenta.ru


Российские военные провели на казахстанском полигоне Сары-Шаган испытание усовершенствованной противоракеты ближнего радиуса действия системы противоракетной обороны. Запуск прошел успешно; ракета поразила условную цель в установленное время. Как объявило Министерство обороны России, испытания прошла противоракета 53Т6, которая, судя по индексу, стоит на вооружении с 1995 года. Впрочем, речь может идти и о новом средстве перехвата, созданном в рамках программы модернизации системы ПРО Москвы.

Запуск противоракеты 53Т6 состоялся в 12:01 по времени Москвы на полигоне Сары-Шаган в Казахстане. Целью испытания стало подтверждение тактико-технических характеристик противоракет системы противоракетной обороны. Средства перехвата с индексом 53Т6 в настоящее время входят в систему ПРО А-135, принятую на вооружение в 1995 году и развернутую вокруг Москвы. Заместитель командующего Войсками воздушно-космической обороны Сергей Лобов заявил, что запущенная противоракета поразила условную цель в установленное время.

Вскоре после сообщения о состоявшихся испытаниях на сайте Министерства обороны России появился короткий видеосюжет о запуске 53Т6. В нем, в частности, утверждается, что испытанная противоракета является "принципиально новой разработкой отечественной военной промышленности", способной развивать "рекордную скорость"; почти все элементы ракеты "используются впервые". Предположительно, речь идет о некоторых элементах конструкции противоракеты, новых двигателях и модернизированном программном обеспечении.

Удивительно, что, хотя новая ракета и является "принципиально новой разработкой", ее индекс не изменился, как это принято делать в случае модернизации имеющегося или разработки нового вооружения. В любом случае, многие важные подробности о новой противоракете озвучены не были, включая принадлежность к системе ПРО и технические характеристики. Предшественница новой 53Т6 - старая 53Т6 - при длине в десять метров, диаметре один метр и массе около десяти тонн способна поражать баллистические объекты на дальности до 80 километров и на высоте до 30 тысяч метров.

Испытания противоракет на полигоне Сары-Шаган с момента принятия А-135 на вооружение проводятся регулярно. За последние четыре года нынешний проверочный запуск стал третьим по счету и шестым за все время боевого дежурства А-135 (видео об испытаниях 2009 года можно посмотреть здесь). Предпоследний раз противоракета 53Т6 в Казахстане была запущена в октябре 2010 года. Предположительно, целью последних запусков является проверка различных улучшенных компонентов в рамках более масштабной программы модернизации системы противоракетной обороны до А-235.

Разработка системы противоракетной обороны А-135 началась в 1971 году. В состав новой ПРО, которая должна была заменить устаревшую А-35М, предполагалось включить два типа противоракет - 51Т6, предназначенные для заатмосферного перехвата целей на высотах до ста тысяч метров и дальности до 600 километров, и 53Т6. Постановление Совета министров СССР о начале строительства А-135 было подписано в 1978 году; в нем также содержалось распоряжение о начале разработки модернизированной системы ПРО.

Следует отметить, что создание и строительство А-135 велось уже в рамках советско-американского бессрочного "Договора о ПРО", подписанного в 1972 году. По документу, каждая сторона имела право построить не более двух систем ПРО, оснащенных каждая не более чем сотней неподвижных пусковых установок. В 1974 условия договора ужесточились - сторонам теперь разрешалось иметь не более одной системы. США по договору разместили свою систему на военной базе Гранд-Форкс, однако уже спустя год демонтировали ее. СССР решил прикрыть системой ПРО Москву. "Договор о ПРО" не действует с июня 2002 года, когда США вышли из соглашения и начали развивать собственную ПРО в Европе.

Строительство системы А-135 большей частью завершилось в середине 1980-х годов. В ходе создания системы был проведен ряд успешных испытаний, подтвердивших способность противоракет осуществлять перехват баллистических целей, в том числе таких сложных, как разделяющиеся боевые блоки индивидуального наведения. На боевое дежурство стрельбовые комплексы А-135, располагающие в общей сложности ста противоракетами, встали в 1995 году, после длительных испытаний и доводки.

Помимо противоракет (51Т6, по неподтвержденным данным, были снабжены ядерной боевой частью для повышения шансов уничтожения баллистических целей) в состав А-135 вошла и радиолокационная станция "Дон-2НП", размещенная неподалеку от подмосковного Софрино. Радар представляет собой усеченную пирамиду, длина и ширина которой равны ста метрам, а высота - 35 метрам. Эта станция способна контролировать пространство на дальности до двух тысяч километров (по другим данным - 3,7 тысячи километров) и на высоте до 40 тысяч метров. Работу радара обеспечивает суперкомпьютер "Эльбрус-2".

Официально противоракеты 51Т6 были выведены из состава комплекса А-135 в 2002-2003 годах из-за истечения срока службы. Тем не менее, по неподтвержденным данным, они все еще находятся в шахтах и стоят на боевом дежурстве. Кроме того, считается, что модернизированные 51Т6 или противоракеты, созданные на их основе, войдут в состав модернизированной системы А-235. Контракт на создание последней заключен в 1991 году. Окончание работ намечено на 2015 год.

Разработкой А-235 занимается российский концерн "Алмаз-Антей", ведя работы сразу по нескольким проектам: РТЦ-181М (та самая А-235) и "Самолет-М" (создание новых боевых частей для противоракет). Достоверной информации о модернизированной системе ПРО нет. Известно только, что в 2009 году концерн "Радиотехнические и информационные системы" завершил модернизацию приемных секций радара "Дон-2НП" и подготовил модернизированные комплекты передающих секций станции.

Предположительно, вычислительные мощности А-135 в обновленном А-235 будут заменены; вместо устаревшего "Эльбрус-2" будет установлен новый суперкомпьютер "Эльбрус-3М". Кроме того, А-235 будет состоять из трех эшелонов. В состав дальнего эшелона войдут противоракеты на базе 51Т6, способные поражать цели на дальности до 1,5 тысячи километров и на высоте до 800 тысяч метров. Для среднего эшелона будет создан стрельбовый комплекс 58Р6, предназначенный для поражения целей на дальности до тысячи километров и на высоте до 120 тысяч метров.

Наконец, в ближний эшелон могут быть включены противоракеты 53Т6М (вероятно, одна из них и была испытана 20 декабря 2011 года) или 45Т6 (создаются на базе 53Т6). Они смогут уничтожать цели на дальности до 350 километров и на высоте, по разным данным, 40-50 тысяч метров. Предположительно, противоракеты дальнего эшелона будут оснащаться ядерной боевой частью.

До сих пор работы по созданию модернизированного варианта системы А-135 велись в атмосфере молчания - в прессу просачивалась скудная информация о запусках противоракет, о создании улучшенных элементов конструкции или о перспективах разработки новых типов ракет.

Похоже, что нынешняя шумиха вокруг состоявшихся в Казахстане испытаний противоракеты (нарочито хвалебные речи военных о принципиальной новизне и "рекордных скоростях" и даже публикация видео запуска на сайте Минобороны, чего прежде никогда не делалось) стала элементом политического ответа действующей власти на развертывание системы ПРО США в Европе. Точно так же, как им стали и развертывание новой надгоризонтной РЛС в Калининграде, и многие другие шаги, на самом деле вполне эффективные, но чрезмерно и неумело выпячиваемые в угоду политической риторике российской власти.

С 2008 года в России и СНГ создается единая система противовоздушной и противоракетной обороны, призванная объединить управление и обмен информацией между различными системами. Фактически в рамках объединенной системы будет стерта граница между тактической и стратегической ПРО России. При этом на территории России в декабре практически завершилось формирование воздушно-космической обороны - с 1 декабря 2011 года на боевое дежурство заступили Войска ВКО.

Концепция новой единой системы предполагает создание многослойной ПРО. В нее будут включены комплексы малой дальности "Тунгуска", "Тор-М2" и "Панцирь-С1" и средней и большой дальности С-300, С-400 и с 2015 года - С-500. В настоящее время все перечисленные комплексы образуют войсковую и объектовую ПВО, но формально относятся к тактической ПРО России. Верхним "слоем" единой российской ПРО, очевидно, и станет А-235.

В январе 2011 года начальник Генштаба России генерал армии Николай Макаров заявил, что объединенная система позволит стране получить "зонт", который закроет ее "от ударов баллистических ракет, от ракет средней дальности, от крылатых ракет различного базирования - воздушного, морского, наземного - в том числе с предельно малых высот в любое время, в любой обстановке".




комментарии (0):













Материалы рубрики

Дарья Молоткова, Герман Костринский
РБК
«Аэрофлот» выкупит свою штаб-квартиру в центре Москвы
Софья Лозгачева
Эксперт
Винтокрылые подсчитывают потери

Бизнес News
Как «Гидромаш» поставил на ноги «Магистральный самолет XXI века»

Известия
Что такое субсидированные авиабилеты и как их купить в 2026 году
Тимур Латыпов, Александр Гавриленко
БИЗНЕС Online
«Увы, не хотят запускать в большую серию»: КАЗ поднял в небо первый новый Ту-214

Деловой Петербург
Не летайте в Финляндию: японцы атаковали Finnair из-за расистского скандала
Наталия Ячменникова
Российская газета
Двигатель для нового пассажирского сверхзвукового самолета сложнее тех, что стоят на истребителях
Ангелина Кречетова
Forbes
Авиакомпании попросили продлить особый режим эксплуатации иностранных самолетов



Герман Костринский, Ольга Копытина при участии Сергей Хитров
РБК
Инвесторы согласились подождать выплат по облигациям Домодедово еще год
Ольга Самофалова
РИА Новости
Амбиции России завели ее на самый верх
Светлана Петрова
Эксперт
Поставки полностью импортозамещенных самолетов в авиакомпании планируются в 2026 году

Lenta.ru
Россия наращивает производство дронов. Как их используют на благо россиян?

РБК
Кто и как финансирует производство гражданских беспилотников
Роман Гусаров, AVIA.RU
Эксперт
Как регулировать перебронирование без вреда для пассажиров и авиакомпаний?
Валерия Чуб
Известия
Первых дело: как прошла премьера героической комедии «Есть только МиГ»
Анастасия Костина
Известия
Пункт допуска: Россия и Индия приблизились к безвизу для туристических групп
Ирина Мишина
Свободная Пресса
Второе рождение Бе-200: «Всемирный пожарный» получит российские двигатели
Андрей Коршунов
Известия
Полный в полет: геостационарный спутник поможет дронам освоить дальние маршруты
Владимир Гаврилов, Станислав Федоров
Известия
Пролет навигатора: авиакомпании лишатся льгот на 2 млрд рублей в год
Анастасия Николаева
Интерфакс
Дроны в помощь: как Росреестр проконтролирует владельцев земельных участков?
Анастасия Костина
Известия
Атмосфера открытости: в Японии и Южной Корее ждут прямых рейсов с Россией
Наталия Ячменникова
Российская газета
Бакалавр по дронам. В 2026 году МГТУ ГА выпустит первых специалистов по эксплуатации беспилотников с высшим образованием
Андрей Коршунов
Известия
Крутой оборот: «ремонтные чемоданчики» быстрее вернут в строй поврежденные самолеты
Дмитрий Маракулин
Деловой Петербург
Суд подтвердил законность роста тарифов на парковку в аэропорту Пулково

РБК
Как промышленный дизайн делает дроны более быстрыми
Денис Гриценко
Известия
Огонь с батареей: в РФ впервые испытали дрон для тушения пожаров с автономным питанием
Максим Карабицкий, Павел Вихров
Известия
Поддержка воздуха: почти в 60 регионах РФ снимут ограничения на крупные дроны
Даниил Сечкин
Известия
Остров приближения: Россия и Япония обсуждают возобновление прямых авиарейсов
Денис Гриценко
Известия
Гулять под зондом: космический мусор может в любой момент упасть в любой точке Земли
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
Само название устраняет барьеры: ОАК заинтересовалась авиатакси
Виктория Грушевская
Деловой Петербург
От носков до туров на Кубу: зачем Wildberries купил туроператора Fun&Sun
Андрей Коршунов
Известия
В высшей станции: технологии «Венеры-9» используют для будущих межпланетных миссий
Арсений Замостьянов
Известия
Экспедиция в преисподнюю: как советская техника добралась до Венеры
Денис Гриценко, Андрей Коршунов
Известия
Вселенские масштабы: природоподобные технологии помогут освоить космос
Денис Кузнецов
Известия
Горячая путевка: Wildberries & Russ купила крупного туроператора Fun&Sun

РИА Новости
Беспилотное будущее России: производство БАС на Дальнем Востоке
Татьяна Тюменева ("Российская газета", Санкт-Петербург)
Российская газета
Авиаэксперт Гусаров: Неубранная стойка шасси - это не критичная ситуация, но она предполагает возвращение в пункт вылета

Деловой Петербург
Без россиян "пришёл конец": аэропорту финской Лаппенранты грозит закрытие
Тимур Латыпов
«БИЗНЕС Online»
«Надо зубы вышестоящим показывать»: в 2025 году КАЗ поднимет только один Ту-214
Татьяна Ларионова, обозреватель «ТР»
Транспорт России
Летали и будем летать!
Дмитрий Бевза
Российская газета
Как не устроить пожар в самолете: 7 правил перевозки внешних аккумуляторов
Алла Скрипова
74.RU
Отменили авиарейс из-за угрозы БПЛА. На что рассчитывать пассажиру
Екатерина Забродина, Антон Конев, Иван Краснов
RTVI
Маршрут построен: как Путин будет добираться до Венгрии
Герман Костринский
РБК
Авиакомпании обяжут отчитываться о выбросах CO2 на международных рейсах
Анастасия Николаева
Интерфакс
Подробно и в деталях: что Путин рассказал Алиеву о катастрофе с самолетом AZAL?
Владимир Гаврилов, Денис Кузнецов
Известия
«Не бывает старых самолетов, есть неисправные воздушные суда»
Антон Белый, Юлия Леонова
Известия
Корпусный подход: российская 3D-ткань сделает БПЛА более ударопрочными
Валентина Лезина
Национальная Служба Новостей (НСН)
«Риски высоки»: Авиаэкспертов удивило заявление Минтранса об аэротакси в городах
Олег Дилимбетов
MASHNEWS
«Бюджетных вложений хватит только на поддержку штанов»: Россия сокращает расходы на развитие авиапромышленности
Владимир Гаврилов
Известия
Летают тут: владельцы авиатакси захотели сами выдавать себе сертификаты на перевозку

 

 

 

 

Реклама от YouDo
erid: LatgBjTMp
 
РЕКЛАМА ОБРАТНАЯ СВЯЗЬ АККРЕДИТАЦИЯ ПРЕСС-СЛУЖБ

ЭКСПОРТ НОВОСТЕЙ/RSS


© Aviation Explorer